Назад в библиотеку

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Автор: Ястремская Е.Н.
Источник: Теория активных систем / Труды международной научно-практической конференции. Общая редакция – В.Н. Бурков, Д.А. Новиков. Том 2. – М.: ИПУ РАН, 2003, с. 109-111.

    Аннотация

Ястремская Е.Н. Составляющие формирования инвестиционной стратегии предприятия. Предложены методические основы формирования и выбора стратегий инвестирования промышленных предприятий.


Активная инвестиционная деятельность является одним из основных условий развития промышленных предприятий, поэтому они должны уделять достаточно внимания обоснованию стратегий капиталовложений. Как показатели результаты проведенных исследований, в качестве основных составляющих выбора инвестиционных стратегий целесообразно использовать инвестиционную привлекательность субъекта хозяйствования, его восприимчивость к предложениям инвестиционного проекта и экономическую эффективность последнего. При этом инвестиционную привлекательность необходимо рассматривать с позиций ресурсного потенциала, учитывая уровень использования финансовых, имущественных и трудовых ресурсов. Подавляющее количество литературных источников, например работы [1 – 3], указывают на достаточность финансового анализа для оценки уровня инвестиционной привлекательности. Можно согласиться с данным предложением только в том случае, когда предусматривается краткосрочное инвестирование. Если же инвестор предполагает осуществлять долгосрочные или значительные по объему вложения капитала, проведение подобного анализа является недостаточным. В этом случае целесообразно дополнительно проанализировать имущественное состояние субъекта хозяйствования и определить качественный и количественный состав трудовых ресурсов, что позволить комплексно охарактеризовать его инвестиционную привлекательность.

Восприимчивость предприятия к предложениям инвестиционного проекта характеризует его организационную гибкость и экономическую готовность к внедрению проектных инноваций. Организационная гибкость может быть представлена посредством характеристик прогрессивности организации процесса производства, его подготовки, труда и управления, в то время, как экономическая готовность характеризует долю средств, которые предприятие направляет на проектно-конструкторские и научные исследования, стимулирование инновационной активности своих сотрудников, повышение уровня их профессиональной подготовки, что обеспечит высокий уровень компетентности при освоении проектных предложений в стратегической перспективе.

Третья составляющая – экономическая эффективность, должна представлять вероятные и ожидаемые результаты внедрения и эксплуатации предложений инвестиционного проекта с позиций территориального сообщества в целом (рынка, бюджета, конкурентов, потребителей) и непосредственно инвестора, то есть с позиций затратности (капиталоемкости), прибыльности, окупаемости инвестирования.

Определяя координаты предложенных трех составляющих при помощи соответствующих интегральных коэффициентов, возможно обосновать вид стратегии инвестиционной деятельности предприятия. Возможная совокупность инвестиционных стратегий является конечной. Она представляет собой трехмерное пространство, ограниченное приведенными составляюшими, количественное значение которых находится в пределах от нуля до единицы, разбито на три уровня, характеризующееся низким, средним и высоким потенциалом каждой. Сопоставляя инвестиционную привлекательность и восприимчивость предприятия, возможно выбрать вид глобальных стратегий в соответствии с такими критериями, как: действенность (инвестирование или неинвестирование), темп (осторожное или интенсивное), объем (медленное или активное). Кроме того, данные составляющие позволяют выбрать стратегии использования брендов предприятия, суббрендов продукции и инвестиционных проектов в процессе капиталовложений, что облегчит привлечение внешних инвестиционных ресурсов и позволить обоснованно выбрать стратегии информационного взаимодействия предприятия с внешней средой. Подключив третью составляющую – экономическую эффективность проекта, возможно выбрать форму собственности предполагаемых инвестиций, их источник, степень государственной поддержки, уровень риска и метод инвестирования, что позволить уточнить вид глобальных стратегий в отношении названных характеристик.

Предложенные методические основы формирования и выбора стратегий инвестирования промышленных предприятий отличаются системностью, комплексностью и конкретностью, они успешно прошли апробацию на предприятиях Украины и могут быть рекомендованы к широкому практическому использованию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. – К.: Эльга-Н, Ника-Центр, 2001. – 448с.
  2. Управление инвестиционной активностью / Под ред. Ю.П. Анискина. – М.: ИКФ Омета-Л, 2002. – 272с.
  3. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М. : Инфра-М, 1998. – 344с.