Назад в библиотеку

П.К. Энгельмейер и его роль в развитии философии техники

ПЛАН РЕФЕРАТА

Введение

1 Биография П.К. Энгельмейера

2 Философия техники и   Энгельмейер

3 Основные труды Энгельмейера и его вклад в философию техники

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

 

Сейчас, в эпоху информационных технологий, не теряет актуальности потребность в философском осмыслении техники. Всё также требуется прослеживать отношения техники с человеком, природой, этикой и эстетикой, видеть тенденции развития техники с философской точки зрения.  В  советском государстве философия  техники  основана П.К.  Энгельмейером  в 1929  г.,  который  сформулировал  основные  положения исследовательской  программы  по  философии  техники [1].

Среди работ современных авторов можно выделить работы посвященные исследованием деятельности  П.К.  Энгельмейера: «Инженер и философ Петр Энгельмейер» [2] Е.Шухова, «Философия техники П.К. Энгельмейера» И.Корнилова, и другие. Однако наиболее полное представление о трудах П.К. Энгельмейера можно получить, лишь ознакомившись с печатными изданиями его работ.

Цель реферата: показать, как виделась проблема философского осмысления техники в работах П.К. Энгельмейера. Раскрыть сущность его основных трудов и оценить их вклад в философию техники.

Важной частью реферата является  вопрос технического творчества. Разрабатывая вопросы, связанные с изобретательством, Энгельмейер вышел на уровень проблем инновационной деятельности. И хотя в его работах мы не встретим слов инноватика и нововведение, фактически разбираются именно эти понятия в современном их толковании. Поэтому работы Энгельмейера так же «классичны» и всегда актуальны для инженера, как «классичны» и всегда актуальны работы Платона, Гегеля, Канта для философа. Многие положения «Теории творчества» и «Философии техники» не только не утратили своей актуальности, но только-только начинают осознаваться специалистами и обществом в целом.

 

1 БИОГРАФИЯ П.К. ЭНГЕЛЬМЕЙЕРА

 

Собственно о жизни П.К. Энгельмейера известно немного. Его имя не вошло ни в «Большую советскую энциклопедию», ни в другие справочные издания. Количество публикаций об этом поистине выдающемся теоретике инженерного дела весьма незначительно. Сами же его труды, выходившие в период с 1887 по 1930 гг., были переизданы уже в 2005 и 2007 годах.

Петр Климентьевич Энгельмейер прожил долгую жизнь – с 23.03 (10.04). 1855 по 1942 гг. [5, с. 49], был первым философом техники в России. Его дед, выходец из Германии, изучал медицину в Петербурге и был в Вологде начальником Медицинского управления и действительным статским советником, что обеспечило ему и его потомству служилое дворянство. Отец Энгельмейера имел поместье недалеко от Рязани, а мать, урожденная Таптыкова, была из мелкопоместной семьи. Энгельмейеры имели также небольшой дом в Москве.

Петр Энгельмейер окончил гимназию в Москве и посещал лицей в Ницце. Он владел немецким, французским, английским и итальянским языками. В 1874–1881 гг. он учился в Императорском Московском техническом училище (ИМТУ) и по окончании его получил диплом инженера-механика. Энгельмейер имел богатый опыт работы на различных заводах, в том числе в Германии. Был редактором и издателем журнала «Техник», учителем механики в средней технической школе, в воскресной и вечерней школе для рабочих, инженером на машиностроительном заводе в Москве, служащим страхового общества «Россия», преподавал в высшем техническом училище (ныне – МГТУ им.Н.Баумана) и т.д. Его научная деятельность протекала полностью в различных инженерных обществах в Москве, прежде всего в Русском техническом и Политехническом обществах, а также в Обществе содействия успехам опытных наук и их практических применений им. X.С. Леденцова и других.

Был знаком со многими выдающимися мыслителями того времени – с Эрнстом Махом, Львом Толстым и прочими.

С 1921 по 1929 г. он читает лекции по истории и философии техники на экономическом факультете Бакинского политехнического института, в результате чего появляется его «Конспект лекций по философии техники. Часть 1. История техники».

С 1927 по 1929 г. он руководил в Москве созданным им кружком по общим вопросам техники при Политехническом обществе Всесоюзной ассоциации инженеров. Этот кружок возник после чествования 40-летия научно-литературной и педагогической деятельности Энгельмейера на заседании политехнического общества 5 мая 1927 г., на котором он выступил с докладом «Пятидесятилетие философии техники». В журнале «Инженерный труд» (1927. № 3) его сравнивают с Леонардо да Винчи, называя философом-энциклопедистом, музыкантом, живописцем, инженером. Работа кружка была довольно интенсивной, по крайней мере, в течение двух лет. Однако затем кружок распался, как и само Политехническое общество. Всесоюзная ассоциация инженеров была ликвидирована постановлением СП К. СССР, ее руководители прошли по делу «Промпартии». Начался период реакции. Со страниц журнала «Вестник инженеров», который был переименован в «Вестник инженеров и техников», исчезли статьи гуманитарного характера, их место заняли боевые идеологические статьи и партийные передовицы.

Сам П.К. Энгельмейер умер в безвестности в 1940 или 1941 году. Парадоксально, но при жизни его идеи были лучше известны в Германии, чем в России, где лишь в последнее десятилетие они стали предметом осмысления и обсуждения [3, c. 92].


 

2 ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ И ЭНГЕЛЬМЕЙЕР

 

Философия техники – уже установившееся название одного из важных направлений современной философской науки, призванного исследовать наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инженерной и технической деятельности, проектирования, технических наук, а также место их в человеческой культуре вообще и современном обществе в частности, отношения человека и техники, техники и природы, этические, эстетические, глобальные и другие проблемы современной техники и технологии. Она зародилась в середине XIX в. в Германии как новая форма философской рефлексии техники и научно-технического прогресса. В числе первых ее представителей можно назвать Э. Каппа, Ф. Дессауэра, Э. Чиммера, Э. Дюбуа-Реймона и других. Большой вклад в развитие философии техники внесли такие философы, как М. Хайдеггер, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев, X. Ионас, Л. Мэмфорд, Ж. Эллюль и другие. В России пионером в философии техники был Петр Климентьевич Энгельмейер.

Для первых этапов развития философии техники были характерны два основных направления – технический оптимизм и технический пессимизм. Характерная черта технического оптимизма – идеализация техники, переоценка возможностей ее развития: техника рассматривалась как единственный или как первостепенный детерминирующий фактор социального прогресса. Технический пессимизм характеризовался отрицанием, демонизацией и мистифицированием техники. Представители этого направления проклинали технику как врага человечества и причину всех его бед.

П.К. Энгельмейер подчеркивал необходимость социокультурного подхода к технике. Он отмечал, что для дикаря и в животном мире характерно пассивное биологическое приспособление к природной среде, а для культурного человека – активное технологическое приспособление. «Человек, благодаря своей технике, освободился от необходимости приспособлять свой организм к окружающим природным условиям», – говорил П. Энгельмейер в 1911 г. в выступлении на IV Международном философском конгрессе в Болонье.

В центре внимания философии техники находятся проблемы смысла, сущности и понятия техники.

В 1913 г. во втором номере «Бюллетеней Политехнического общества» П.К. Энгельмейер опубликовал краткий ответ на вопрос: «Что представляет собой философия техники». Он дает предельно краткое определение: «Это будет новая наука, которая выяснит роль техники как фактора культуры».

В статье «Успехи философии техники», опубликованной в тех же Бюллетенях несколько позже, он выясняет, что проблема техники и культуры не может быть решена техническими науками, поскольку они остаются в границах техники. Для решения же этой проблемы необходим несколько отстраненный взгляд на технику, нужно выйти за эти границы и «пройтись по соседним областям науки, искусства, этики, права, политики и т.д. и везде искать воздействия техники». Философия техники, как новая, только нарождающаяся наука о технике, выходит и за пределы технологии, которая представляет собой определенную ступень обобщения в технике. Так же как и технология в свое время вышла за пределы элементарной техники, то есть ремесла. Являясь теорией культуры, философия техники выделяет технику в один уровень с теорией познания, этикой и эстетикой, и, наконец, она развивается в целое «техническое мировоззрение».

Таким образом, философия техники дает более широкий, гуманитарный взгляд на технику.


3 ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ ЭНГЕЛЬМЕЙЕРА И ЕГО ВКЛАД В ФИЛОСОФИЮ ТЕХНИКИ

Для творчества Энгельмейера характерно стремление рассматривать технику и философию в неразрывном единстве: с одной стороны, подвести под технику философский фундамент, с другой – обратить саму философию к изучению техники как основы современной цивилизации. Теоретические взгляды Энгельмейера складываются в середине 1880-х гг. как в результате собственных размышлений, так и под влиянием попыток разработки философии техники в Германии.

Начинал он свою деятельность редактором и издателем журнала «Техника» с 1884 по 1889 г.

Первым опытом осмысления технического прогресса и его социально-экономических последствий стала книга «Экономическое значение современной техники – точка зрения для оценки успехов техники» (1887). Программу философии техники Энгельмейер намечает в книге «Технический итог XIX века» (1898) и затем реализует в ряде журнальных публикаций 1900-х гг. Роль философии техники.

В брошюре «Технический итог XIX века» П.К. Энгельмейер следующим образом формулирует задачи философии техники:

1. В любой человеческой активности, при всяком переходе от идеи к вещи, от цели к ее достижению мы должны пройти через некоторую специальную технику. Но все эти техники имеют между собой много общего. Одна из задач философии техники как раз и состоит в том, чтобы выяснить, что же такое это общее?

2. В каких отношениях находится техника со всей культурой?

3. Соотношение техники с экономикой, наукой, искусством и правом.

4. Разработка вопросов технического творчества «Одним словом техника есть только одно из колес в гигантских часах человеческой общественности. Внутреннее устройство этого колеса исследует технология, но она не в силах выйти за свои пределы и выявить место, занимаемое этим колесом, и его функцию в общем механизме. Эту задачу может выполнить только философия техники».

В начале века Энгельмейер способствует распространению в России идей Э. Маха. Был редактором русского издания сборников его статей. В 1911 г. Энгельмейер принимает участие в работе IV Международного философского конгресса в Болонье (Италия), где ставит вопрос о необходимости развития философии техники.

Выделяя в технике 3 ступени теоретического обобщения: 1) группировку технических сведений или приемов какого-либо ремесла; 2) технологию как систему основных принципов и методов производства; 3) философию техники, Энгельмейер называет последней «технологией технологий», призванной исследовать общие факторы, способствующие успешной практической деятельности Человека во всех её сферах. Техницизм как часть философского мировоззрения должен стать учением о пользе (наряду с учениями об истине, добре и красоте), т.е. о том, «что способствует деятельности на всех путях её, независимо от целей. Обобщая родовое определение Человека, данное Б. Франклином («животное, производящее орудия»), Энгельмейер определяет Человека как «техническое животное» (zoon technikon), подразумевая при этом, что Человек «может составлять себе планы сообразно с желаниями, а затем осуществлять эти планы, воздействуя на среду». В качестве составной части философии техники Энгельмейер разрабатывал всеобщую теорию человеческого творчества (эврологию).

Определение Энгельмейера философии техники неоднократно цитировалось в трудах западных исследователей, в частности в работах одного из основоположников философии техники в Германии Ф. Дессауэра и экономиста и социолога В. Зомбарта. Еще в первой четверти 19 века его хорошо знали как в России так и за рубежом. Поэтому не случайно в 1922 г. советская общественность чествовала П.К. Энгельмейера «как старейшего русского работника на поприще философии техники». Потом же в России фигура Энгельмейера оставалась практически полностью забытой вплоть до 1990-х гг., что в значительной мере связано с недооценкой философии техники как самостоятельного раздела философских исследований.

3.1 Руководство для изобретателей

В области техники интересы его были разносторонни. В 1912 г. выходит третье издание практического руководства «Автомобиль. Мотоциклет. Моторная лодка», в котором приводится исторический очерк об автомобилях с рисунками и фотографиями. Он сам совершает автопробег из Парижа в Москву с сыном Володей. С 1909 г. Энгельмейер преподает курс автомобилестроения, а в 1916 г. выпущено, вероятно, одно из первых учебных пособий в России, посвященных комплексному обучению автоделу – «Катехизис шофера». В 1930 г. он выпускает вместе с соавторами специальное издание, посвященное конструктивным особенностям моторных лодок. А в начале тридцатых годов представляет на 30 машинописных страницах проект Дворца техники, который предполагалось построить на базе Политехнического музея в Москве.

Много работал П.К. Энгельмейер и над вопросами, связанными с изобретательством. В 1897 г. он публикует руководство для изобретателей «Изобретения и привилегии» с приложениями, в которые вошли: закон о привилегиях и дополнения к нему, а также указания для оформления документов. Любопытно, что вместо предисловия Энгельмейер помещает письмо, адресованное ему графом Л.Н.Толстым, выдержка из которого приведена ниже. «Милостивый Государь Петр Климентич! ... Я просмотрел присланные Вами листы Вашей книги. Цель ее очень хорошая. Меня каждый год посещают несколько человек таких изобретателей, и всегда бывает очень жалко ненормального душевного состояния, в котором они большей частью находятся, вследствие неестественного напряжения дурно направленных умственных способностей. Ваша книга может принести пользу тем из них, которые еще не потеряли способности критически относиться к своим проектам, и потому желаю ей успеха. С совершенным уважением, Ваш покорный слуга Лев Толстой».

Текст этого письма будет более понятен, если раскрыть само руководство. В самом руководстве рассматриваются не столько формальные стороны изобретательской деятельности, сколько морально-этические и социально-психологические аспекты этого процесса. Энгельмейер подробно, на базе конкретных примеров, разбирает такие вопросы, как «Соперничество между изобретениями», «Неудачи изобретений», «Изобретение вечного движения» [4]. В дальнейшем он дополнил эту работу изданием, в котором ввел целый ряд разделов, посвященных «привилегированию изобретений», то есть, говоря современным языком, охране интеллектуальной собственности. Это руководство фактически является и энциклопедией, и инструкцией для изобретателя. Кроме основных разделов, в которых дано представление об изобретениях как «объектах права собственности», и «достижении возможно большого объема права», в приложении даются примеры «судебных процессов по привилегиям на изобретения, по товарным знакам и рисункам». Это издание и в настоящее время может служить прекрасным пособием для курса «Патентное право».

3.2 «Философия техники» П.К. Энгельмейера

Все, что было сказано ранее о работах П.К. Энгельмейера, важно и актуально до настоящего времени. Однако своего апогея в развитии идей, относящихся к «философии техники», он достигает в своем фундаментальном труде с одноименным названием. Появлению в 1912-1913 гг. четырех выпусков «Философии техники» предшествовал длительный путь осмысления роли «технического» в общественной жизни людей.

В «Философии техники» Энгельмейер проводит анализ взглядов, способствующих, по его мнению, построению философии техники, размышляет о связи техники и человеческой жизни и излагает собственное философское учение, которое он называет техницизмом. Понимая под техникой в философском смысле любое целенаправленное воздействие на материю, Энгельмейер тем самым возвращает ей исконное значение любого умения, ремесла, искусства вообще (греч. «techne»). Согласно Энгельмейер, к технике, помимо орудий труда, сооружений, средств связи и т.д., следует отнести также язык, письменность, медицину, педагогику, мастерство администратора, актера, музыканта и др. (Таким образом, понятие «техника» оказывается близким к философской категории «средство»). Необходимость разработки философии техники Энгельмейер видит прежде всего в том, что современная цивилизация стала «насквозь технической», поэтому философия, если она не хочет потерять связь с жизнью, должна «приняться за изучение технического фактора культуры.

В первой части работы «Философию техники», рассматривается само понятие «техника». Во второй и последующих частях работы, последовательно прослеживается возникновение «власти над силами природы», появление машин и энергетический принцип действия, раскрывается на конкретных примерах смысл «аккумуляции энергии», сравниваются различные типы «аккумуляторов». Таким образом, несмотря на то, что в «Экономическом значении современной техники» техника анализируется с различных позиций: исторической (от первобытного человека до современника), машинной (машина – как источник преобразований) и энергетической, – основное внимание все же уделено чисто утилитарным проблемам развития техники. Попытка сформулировать некоторую философскую концепцию «раннему Энгельмейеру» явно не удалась.

Тем интереснее воспринимается материал следующей работы П.К. Энгельмейера в этом направлении, вышедшей спустя десять лет – «Технический итог XIX-го века» (1898 г.). Внешне, по оглавлению, данная работа весьма сходна с уже рассмотренной. Однако это только формальное сходство. В «Техническом итоге...» Энгельмейер впервые выходит на действительно философский уровень [1, с. 92]. Размышляя об инженерной деятельности как своего рода искусстве, Энгельмейер естественно приходит к выводу о том, что на долю инженера выпадает «деятельность творческая и направляющая, на долю техника - исполнение». Впервые, именно в данной работе, вводится взаимосвязь технико-экономических показателей. «Техника – пишет Энгельмейер – относится к экономике как полезность (потребительная ценность) к ценности (меновой)».

3.3 «Теория творчества»

Следующим шагом явилась книга «Теория творчества», вышедшая в 1910 г. В этой работе Энгельмейер уже не ограничивается вопросами изобретательства. Он разрабатывает основы новой науки «эврилогии» – науки о творчестве. Разбираются проблемы природы творческого процесса не только в технике, но и в науке, религии и искусстве.

Основное место в книге занимает «теория трехакта» [5, с. 51], состоящего из трех стадий: желания, знания и умения. В первом акте изобретение предполагается, во втором доказывается, в третьем осуществляется. Поэтому, в первом акте все начинается с интуитивного появления гипотетической идеи. Во втором акте разрабатывается план, изобретение преобразуется в логическое представление. Третий акт не связан непосредственно с творчеством. Выполнение плана может быть поручено соответствующему специалисту. Гениальность проявляется в первом акте, талант во втором, прилежание в третьем.

«Творчество зарождается из желания (потребности, наклонности, аппетит) и выявляется в некоторой обстановке, которую оно изменяет сообразно с желанием. Стало быть, творчество выражается, в конце концов, в прямом воздействии на окружающую обстановку. Но тут замечается еще и промежуточный момент: составление плана действия. В составлении плана действуют два агента, существенно различные, один бессознательный, внелогический – это интуиция, другой сознательный, логический – это рассуждение. А выполнение плана на деле совершается за счет третьего агента, телесного, двигательного, способного воздействовать на окружающую материю. Отсюда видно, что механизм творчества есть трехакт, которого три акта суть функции трех вышесказанных агентов. Первый акт есть функция интуиции, второй – рассуждения, третий – организованного рефлекса. В первом акте, под давлением первоначального желания, составляется идея, которая ставит цель. Во втором акте рассуждение вырабатывает из идеи план действий. В третьем акте этот план приводится в исполнение».

Он развивал учение о 3 этапах творчества, согласно которому на 1-м этапе (функция инстинкта) возникает замысел будущего производства, принцип, гипотеза или предложение некоторой теории, на 2-м (функция разума) – формулируется план, схема, проект и осуществляется доказательство теории, на 3-м (функция умения) – художественное произведение получает свое материальное воплощение, технический проект – конструктивную реализацию, а теория – точную формулировку и окончательное изложение.

Газета «Утро России» также писала 31 ноября 1910 г.: «Труд Энгельмейера, посвященный вопросу технического творчества, как нельзя более своевремен... Книга написана прекрасным, легко усвояемым языком, прочтется каждым интересующимся вопросами творчества с большим интересом, для техника же она просто необходима».

3.4 Связь искусства и техники

Далее Энгельмейер проводит классификацию искусств на изящные (эстетические) и полезные (утилитарные) . Основываясь на этой классификации, он отвечает на вопрос «что такое польза?», следующим образом. «Полезно все то, что облегчает достижение намеченной цели, ... все то, что увеличивает производительность труда. Но это как раз и есть функция и основная цель техники, как профессии и как искусства» .

Он видел связь искусства и техники прежде всего в творческом начале того и другого рода деятельности, он также связывал развитие всей материальной культуры с развитием техники. Одним из основных связующих звеньев техники и искусства он считал наличие в технических объектах особой красоты. «Два автомобиля, – писал Энгельмейер, – могут иметь одинаковые технические качества, но могут разниться по красоте». Он считал, что красота технических сооружений отнюдь не заключается в каких-либо украшениях, завитках, красках, никелировках: это все мелочи, частности. Красота здесь, как и всюду, состоит в идейности и в общей гармоничности форм, составляющих одно целое и выражающих своей совокупностью идею целого. Его понимание красоты соответствовало духу времени и требованиям передовой эстетической мысли. Говоря о материализации технической идеи, Энгельмейер указывает на многоплановость и многосторонность решения задачи, которая в этом случае распадается на столько отдельных задач, сколько в машине отдельных деталей, каждая из которых неотделима и зависима от свойств материала, технологии производства, требований экономики и воплощения в форме.

И техника, и искусство являются, как отмечал П.К. Энгельмейер, объективирующими деятельностями, то есть такими, которые воплощают некоторую идею, осуществляют некоторый замысел. Однако художественное мышление не имеет предметно-научной организации, а направлено на реализацию культурных идеалов и образцов. Инженерное же мышление, вырастающее в определенный исторический период в массовый тип мышления, несет на себе черты как практического технического мышления предшествующих эпох, переработанного цехом художников-архитекторов Возрождения в новый художественно-научно-технический стиль, так и теоретического мышления архимедово-галилеевской научно-технической парадигмы (классическим воплощением которой являются часы Гюйгенса). По мнению выдающегося российского инженера В.Л. Кирпичева, настоящий инженер должен сочетать в себе задатки ученого, практика и художника, что должно найти отражение и в системе инженерного образования.

Исходя из этого он дает определение техники, как искусства, направленного на пользу, в противоположность художеству, направленному на красоту.

Как уже было сказано, основной, итоговой работой П.К.Энгельмейера, следует считать «Философию техники». Рождение этого труда сам Энгельмейер связывает с успехом публичной лекции, прочитанной им в Москве 11 февраля 1912г. в пользу научных кружков студентов Императорского Московского Технического Училища [5, с. 51]. Фактически эту дату можно принять за точку отсчета рождения нового научного направления – философии техники, так как впервые рассматриваются не просто аспекты проблемы, но выдвигаются и обосновываются теоретические положения.

Последний и наиболее значимый выпуск «Философии техники» назван «Техницизм». В самом общем виде техницизм определен как строительство жизни. В качестве теории техницизма Энгельмейером предлагается «Трехактная теория творчества» [5, с. 51] . Основные положения этой теории таковы. Человек творит искусственный мир. Этот искусственный мир называется культурой, и в нем различается культура вещественная и культура духовная. Под вещественной культурой разумеется искусственный мир, внешний человеку, а под духовной культурой понимается искусственный мир, созданный человеком внутри себя самого. Техницизм является учением о человеческой деятельности, а стало быть и о человеческой жизни, поскольку она неразрывно связана с деятельностью. В качестве обобщенного итога теории творчества Энгельмейер рассматривает триединую сущность творческого человека: чувства, разум и волю.

Собственно же деятельность человека, подразделена Энгельмейером на три акта [5, с. 51]: интуитивный, дискурсивный или рассудочный и рефлекторный. Разрабатывая вопросы, связанные с изобретательством, Энгельмейер вышел на уровень проблем инновационной деятельности. И хотя в его работах мы не встретим слов инноватика и нововведение, фактически разбираются именно эти понятия в современном их толковании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данном реферате была раскрыта проблема философского осмысления проблем техники и технического  прогресса Энгельмейером. Рассмотрены его основные труды («Философия техники», «Теория творчества» [4]).

Энгельмейер внес значительный вклад в философию техники:

1.     В трудах Энгельмейера термин и понятие «философия техники» были не только впервые введены в научную литературу, но и получили глубокий, именно философский смысл – и как онтология техники, т.е. учение о ее сущности, бытии, и как гносеология, раскрывающая ход познания и механизм развития технических наук, и, наконец, как социология техники.

2.     Энгельмейер излагает собственное философское учение, которое он называет техницизмом.

3.     Разрабатывает основы новой науки «эврилогии» – науки о творчестве.

4.     Энгельмейер рассматривает триединую сущность творческого человека: чувства, разум и волю.

5.     Собственно же творческая деятельность человека, подразделена Энгельмейером на три акта: интуитивный, рассудочный и рефлекторный.

 

Энгельмейером  уделено особое внимание  вопросам изобретательства. В трудах Энгельмейера освещаются реалистичные, трудные, но вполне преодолимые пути формирования инженера самого высокого класса,  представляющего ту область человеческой деятельности, которую по праву можно назвать инженерным искусством.

Сегодня одной из главных практических задач философии техники остается формирование гуманитарного представления о технике и не только в инженерной среде, но и в обществе в целом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Некрасов  С.И.,  Некрасова Н.А. Философия науки и техники: тематический словарь справочник. Учебное пособие. – Орёл: ОГУ, 2010. –  289 с.

2.     Шухова Е. Инженер и философ Петр Энгельмейер // Инженер.1994. – N7.

3.     Алексєєва  Л.О.,  Додонов  Р.О.,  Муза  Д.Є.  Філософія  науки  і  техніки. Навчально-методичний  посібник  для  магістрантов (російською  мовою). Видання третє, випр. і доп. – Д.: ДонНТУ, 2010. – 128 с.

4.     Энгельмейер  П.К.  Теория  творчества. – 2-е  изд. – М.:  Изд-во  ЛКИ,   2007. – 208с.

5.     Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники: Учеб. Пособие /Науч. Ред. Ц.Г. Арзаканяна. – М.: ИНФЗА-М, 1998.