ФЕНОМЕН ТЕХНИКИ КАК ПРОДУКТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

 

Дрындик Р.В., Фоменко М.В.

 

Донецкий национальный технический университет, г. Донецк

 

Источник: Материалы Всеукраинской научно-практической конференции 17 апреля 2009 года / Под науч. редакцией д.филос.н., проф. Додонова Р.О., к.филос.н., доц. Давыдова П.Г. – Донецк: ДонИЗТ, 2009. – 260 c.


Техника в ХХ столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. Количество специальных технических дисциплин возрастает в наше время с поразительной быстротой, поскольку не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей становятся предметом их исследования.

Экспоненциально растущая спецификация в технике и технических дисциплинах стимулирует противоположный процесс развития общетехнических дисциплин. Однако все они – и частные, и общие – концентрируют свое внимание на отдельных видах или на отдельных аспектах техники, которая в целом не является предметом исследования технических дисциплин. Многие естественные науки с усилением влияния на природу вынуждены принимать во внимание технику и даже делают ее предметом специального исследования, конечно, со своей особой естественнонаучной точки зрения. Мало того на сегодняшний день ни одно исследование будь то физический, математический, химический, социологический анализ не обходится без специализированных технических приборов или средств.

В силу проникновения техники во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего философия, социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития, это не упоминая о точных науках, так как в этой среде технический аппарат является практически неотъемлемым.

Историческое развитие техники традиционно является предметом изучения истории техники как особой гуманитарной дисциплины. Историко-технические исследования специфицированы, в основном, по отдельным направлениям или стадиям развития и не захватывают в поле своего анализа вопросы о тенденциях и перспективах развития современной техники и технических дисциплин.

Философия техники, как научное образование, исследует, во-первых, феномен техники в целом и ее первопричину, во-вторых, она рассматривает не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу. Так как предметом изучения философии техники является техника, постараемся дать максимально корректное определение понятию «техника».

Каждый из нас в той или иной мере имел дело с техникой и в какой-то степени даже изобретал новые технические устройства. Люди, имеющие специализированное техническое образование сразу же могут назвать некоторые технические приборы, с которыми они имели дело. Однако все это – лишь предметы технической деятельности человека, т.е. материальные результаты, продукты его технических усилий и размышлений. За всем этим лежит обширная сфера технических знаний, идей, поисков, исследований. Поэтому немецкий философ Фред Бон придает понятию «техника» максимально широкое значение: «Всякая деятельность и прежде всего всякая профессиональная деятельность нуждается в технических правилах» [3].

Технические знания воплощаются не только через техническую деятельность в разного рода технических устройствах, но и в статьях, книгах, учебниках и т. д., поскольку без налаженного механизма синтезирования, накопления, хранения и передачи знаний, никакое техническое развитие в нашем современном обществе было бы невозможно.

В конце XIX века немецкий инженер Франц Рело публикует статью «Техника и культура», в которой он обосновывает два направления в развитии европейской научной культуры – манганизм и натуризм. Согласно взглядам Ф.Рело «Не вещи или изобретения, но сопровождающие их идеи представляют то, что должно вызвать изменения» [1]. Стать техническим обществом – это вовсе не значит обзавестись совершенными на данный период техническими устройствами. Приобщение к технической цивилизации должно прививаться воспитанием, обучением и передачей технических знаний. Доказательством этого факта может быть Китай конца XIX века, где весь отличный европейский материал, приобретенный покупкою, оказывается, бесполезным перед грамотным нападением западных стран. Это относится и к промышленной сфере. Как только Китай отошел от традиционной схемы «закупки» на Западе машин, и перешел к перестройке всей экономической, образовательной и технологической сферы, сразу же наметился отчетливый технический и экономический рост (мнение Ф.Рело [3]).

Техника относится к сфере материальной культуры. Это часть нашей обыденной жизни, средства коммуникации, защиты и нападения, все орудия действия на самых различных аспектах. Российский инженер П.К. Энгельмейер видит технику следующим образом: «Слово «техника» мы здесь употребляем и будем употреблять в самом широком смысле, а именно означаем им все человеческие знания, направленные на практические цели, также все умения. Таким образом, в понятие «техника» входят, во-первых, все прикладные науки, как-то: прикладная механика, физика, химия, во-вторых, так называемые дисциплины, как-то: технология, архитектура, искусство инженерных построек, в-третьих, все ремесла, в-четвертых технология сельского хозяйства. Вся совокупность этих знаний и умений, т.е. техника, имеет целью увеличивать производительность человеческого труда» [2]. Техника своими приборами усиливает наш слух, зрение, силу, ловкость, она сокращает расстояние и время, увеличивает производительность труда. Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса. Можно по праву утверждать, что техника является частью человеческого бытия.

В нынешнее время к технической сфере относится не только использование, но получение научно-технических знаний. Кроме того, сам процесс применения научных знаний в инженерной практике не является таким простым, и связан не только с приложением уже имеющихся, но и с поиском новых знаний.

Таким образом, современная техника, и прежде всего техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки в целом. Сегодня данное утверждение является очевидным. Нельзя так же отрицать, что технические знания, поиски, новшества коренным образом влияют на сознание человека, формируют, от части, его мировоззрение, мироотношение и миропонимание. Техника и техническое развитие является сложным социально-культурным явлением к которому нельзя относится однозначно. С одной стороны – это то, что делает человека лучше, его жизнь более яркой и насыщенной, а с другой стороны именно техника является «яблоком раздора», приводящее к войнам, агрессии и насилию. И все же выше сказанное, позволяет нам со всей ответственностью заявить, что техника, и научно-технический прогресс является уникальным явлением человеческого общества, по праву занимающего свое место в мире.

 

Литература:

 

1. Горохов В.Г. «Философия в технике как саморефлексия и новое понимание научно-технического прогресса как устойчивого развития» // http://www.philosophy.ru

2. Корнилов И. «Философия техники П.К. Энгельмейера» // http://www.metodolog.ru

3. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники М.: Гардарики, 1999. – 400 с.