Портал магистров       Донецкий национальный технический университет
Резюме Биография Библиотека Инд.раздел
Поиск
Реферат
Ссылки

Ерёмичев Вадим Викторович

Факультет компьютерных наук и технологий.

Кафедра автоматизированных систем управления.

Специальность:Информационные управляющие системы и технологии

Тема выпускной работы:Автоматизированная разработка тестовых наборов программного обеспечения по критерию С1.

Научный руководитель: к.т.н., доц. Савкова Елена Осиповна.

Ирландские танцы

В качестве темы индивидуального задания я выбрал своё последнее увлечение – ирландские танцы, научиться которым было тоже одним из моих давних желаний. Но, по той причине, что в Донецке нет специальной школы ирландского танца, возможности такой не было до тех пор, пока не собралось определенное количество друзей по интересам.

Все мы очень хотели научиться танцевать, как великие Майкл Флэтли, Колин Данн и Джин Батлер. Дальше я расскажу об истории и видах ирландского танца, специальной одежде и обуви для занятий. По приведенным ниже ссылкам можно посмотреть дополнительную информацию, а также заметки о выступлениях донецкой студии ирландского танца «Awen Dance».

Танец по своей сути является выражением абсолютно всех чувств и эмоций, которые известны человеку. Наши древние предки сопровождали особыми танцами все события, которые происходили в их жизни. В момент рождения человека исполнялись специальные танцы, которые должны были призвать благосклонность духов и Богов. В момент человеческой смерти исполняли погребальный танец, при помощи которого умершего провожали в иной мир. Свадьба также отмечалась танцем, который был предназначен как для молодой жены, так и для ее супруга. Он был их благословением на долгую жизнь, предвещал рождение множества сильных детей. Более того, все эти танцы также предназначались для того, чтобы отгонять злых духов от людей. Когда в семье рождался первенец, танцевали специальный танец, и при этом сила и умение танцующих должны были перейти в тело новорожденного. Шаманы и целители верили в то, что определенные танцы обладают целительной силой и способны излечить любые недуги. Земледельцы танцевали на полях, призывая Богов и прося их о щедром урожае, или о дожде, если стояла сухая погода. Точно так же, как и во всем мире, танцевали и в Ирландии.

В Ирландии есть поверье, что холмы – это ворота в иной мир, населённый фэйри (феями). Нередко люди и жители холмов встречаются, и всегда такие встречи сулят нечто необычное. Часто, следуя очарованию фэйри, люди уходят за ними в волшебную страну, а возвращаются через много-много лет, будучи уже глубокими стариками. Те же, кто не поддался соблазнам, или заслужил благодарность фэйри, приобретал всякие интересные способности и, уж точно, надёжного помощника. Но никто из увидевших фей не остался прежним. Применительно к танцу можно сказать, что никто из увидевших ирландский танец не остается прежним, а сам танец часто называют “танцем дивного народа”. Лёгкие, неземные прыжки, скользящие шаги, стремительные броски и сгибания ног в сочетании со спокойным корпусом производят завораживающее впечатление. Такой танец – непривычное сочетание гордости и озорства, достоинства и темперамента!

История ирландских танцев очень интересна. Первые сведения о них датируются еще XI веком. Тогда ирландские крестьяне устраивали вечеринки «феш» (feis), где и оттачивали свое искусство двигаться под музыку. Из источников середины XVI века мы знаем, что тогда феши включали в себя групповые танцы трех видов: «длинные», «круглые» и танцы с мечами. В «длинных» танцах танцующие выстраивались длинными шеренгами друг напротив друга. Во время «круглых» танцев исполняли фигуры, стоя парами по кругу. Некоторые из танцев были чисто ирландскими, а некоторые, возможно, развивались под влиянием французских и шотландских танцев.

В ходе английской колонизации усиливались гонения на все проявления ирландской культуры. Карательные законы, которые были введены англичанами в середине XVII века, запрещали обучение ирландцев чему-либо, в том числе музыке и танцам. Поэтому на протяжении более чем 150-ти лет танцевальная культура существовала в виде тайных занятий, которые проводили в деревнях бродячие учителя танцев, (так называемые мастера танцев) и в виде больших сельских вечеринок, на которых люди танцевали в группах, часто под руководством тех же мастеров. Также мастера танцев проводили занятия в переполненных пабах и просто на кухнях, стоя на столе или на днище большой бочки. В то время массовые танцы регулярно пытались запретить не только английские власти, но и находившиеся под запретом, но пользовавшиеся большим авторитетом, католические священники. Они считали «распутными» движения руками и ногами во время танца. Поэтому в изначальной, старой школе ирландского танца танцоры всё время держали руки неподвижно. Впрочем, некоторые исследователи говорят, что требование фиксировать руки вводили и сами мастера, прежде всего не из-за запретов церкви, а специально, чтобы усложнить танец и повысить самоконтроль и привлечь внимание зрителей.

Лучшие из танцевальных мастеров в конце XVIII в. начали создавать первые танцевальные школы, из которых наиболее известны были школы на Юге в графствах Керри, Корк, Лимерик. Существовали знаменитые школы и в других городах. Каждый мастер мог придумывать свои движения (прыжки, подскоки, повороты). Разные школы отличались набором движений, используемых в танцах.

Как известно, танцоры любят соревноваться между собой в мастерстве. Так и ирландские танцевальные мастера проводили состязания друг с другом, причем победителем считался тот, кто мог использовать в танце большее количество шагов и прыжков, чем его соперники. В начале XIX века в ирландских деревнях и маленьких городах стали популярны соревнования «на пирог». Большой пирог ставился в центре танцевальной площадки и служил призом для лучшего танцора, которым чаще всего оказывался мастер.

Долгое время ирландский танец был известен лишь в самой Ирландии и немного в Америке (куда добрался благодаря многочисленным переселенцам). Но с 90-х годов ХХ века он начал своё триумфальное шествие по сценам всего мира. Виновниками этого прорыва стали многочисленные ирландские шоу. Самые яркие из них: ”Riverdance”, “Lords of the dance”, “Feet of flames”, “Gaelforse”, “Dancing on dangerous ground” – уже стали классикой. Они же породили и новый стиль ирландского танца - так называемый show-stile (иногда его называют Riverdance-stile, по названию первого шоу, благодаря которому мир увидел ирландский танец). Show-stile – это современная фантазия, основанная на традиционной технике ирландского танца. Ирландские танцы поражают воображение своей энергичностью, динамичностью, экспрессивными движениями. Эмоции, которые танцоры вкладывают в танец, завораживают всех зрителей, которых, надо сказать, немало: на танцевальные фестивали в Ирландию приезжает огромное количество людей со всех концов мира. Правда, сегодня вовсе не обязательно ехать так далеко, чтобы посмотреть и поучиться ирландскому мастерству. Во многих странах существуют специальные школы, и популярность их растет с каждым днем. Если вы хотя бы раз видели, как исполняются ирландские танцы, то не только никогда не сможете забыть этого, но и обязательно захотите научиться танцевать так же. Особое воздействие ирландские танцы оказывают на русских: видно, ирландцы очень близки нам по духу.

Все ирландские танцы можно разделить на soft-dance – танцы в мягкой обуви и hard-dance – степ, танцы в специальной обуви с набойками. Кроме этого, танцы классифицируют на сольные (solo dance), кейли или парные танцы (ceili) и сетовые или групповые танцы (set). Из самых популярных в мире направлений ирландских танцев на сегодняшний день можно выделить джигу, рил и хорнпайп.

Джига (Jig) на самом деле является самым древним ирландским танцем. Ее можно поделить не только на виды (софт или степ), но и стили, различающиеся между собой по темпу: single jig (68), double jig (128), treble jig (замедленные 128), slip jig (98). Не говоря уже о различных характерах (slip jig - исключительно женский танец)

Рил (Reel) изначально являлся шотландским танцем, упрощенно название можно перевести как "колесо прялки". Ноги танцоров как будто плетут орнамент. На примере данного танца можно привести деление по уровню сложности: easy reel, advance reel. По стилю (софт или степ): light reel, treble reel.

Хорнпайп (Hornpipe) самый молодой из ирландских танцев. Не будем вспоминать, что ранее был и мягкий вариант, а жесткий танцевали только мужчины. Сейчас хорнпайп (стандарт) представляет собой танец на 4/4, из которых одна из долей представляет собой триоль (1 счет как раз-два-три). Это исключительно «степ» танец, он исполняется в специальной обуви - hard shoes.

Кроме этого, популярен флинг (fling), который танцуют в Ирландии уже несколько поколений, и это единственный танец, в котором используются жесты. Его степы разнообразны и интересны, некоторые напоминают сингл-джигу. Одежда и обувь для ирландского танца

Костюм для танцев очень изменился по сравнению с традиционной одеждой. В XIX столетии мастера носили шляпы, кафтаны с раздвоенным хвостом, штаны длиной до колена, белые чулки и черные ботинки с серебряными застежками, похожие на сегодняшние hard shoes. После 1893 с возрождением ирландской культуры начались поиски традиционного ирландского костюма. Была найдена клетчатая юбка в складку, так называемый килт, который стали носить мужчины. Сегодня мужчины танцоры носят как клетчатые юбки в складку, так и штаны. Женщины в IX веке носили обычные крестьянские платья. После 1893 года типичный костюм состоял из закрытого плаща поверх белого платья с поясом. Альтернативой плащу стал платок. К 1930 длина плаща был подрезана, а платок был прямоугольным и прикалывался к одежде брошками или булавками. До 1980 часто носился также шнур вокруг талии, заканчивающийся кисточкой и опускавшийся к коленям. Танцовщицы также могли носить маленькое пальто или жилет.

Цвета на ранних костюмах были преимущественно: зеленый, белый и шафран; избегался красный из-за ассоциации с англичанами. На настоящий момент в использование вошли все цвета. Вышивка была относительно минимальна на костюмах в начале 1900. Узлы и непрерывные линии на костюме символизировали непрерывность века человеческого и жизни. Другое относительно недавнее новшество – использование серебряной и золотой нити в вышивке.

После того, как черные чулки были запрещены церковью, как слишком соблазнительные, танцовщицы начали носить белые носки, которые все еще одеваются сегодня, особенно на соревнованиях, где им противопоставляются черные ботинки. Однако постепенно получают популярность черные колготки, что, скорее всего, происходит из-за театральных представлений. Загадочные hard shoes и soft shoes – не что иное, как жесткая и мягкая обувь для ирландских танцев. Ghillies – мягкие туфли (другое название - pumps). Жесткая степовая обувь носит названия hard shoes или horn pipes. Следовательно, танец hornpipe исполняется в жестких ботинках. Отсюда становится видна взаимосвязь названий музыкальных размеров, танцевальных стилей, характерных движений и обуви. Мягкая обувь для занятий – дело не принципиальное: такие ботинки – скорее дань эстетике, поэтому можно обуть джазовки или балетки. В качестве твердых ботинок неприхотливым танцорам вполне подойдут ботинки для американского степа.


Hard shoes



Soft


Два года назад в городе Донецк открылась студия ирландского танца AwenDance. Открытие произошло на добровольных началах, людьми, имеющими огромное желание научится танцевать и я был одним из них. Обучение в основном проходило под видиоуроки мастеров других школ танца. Позже начали приглашать мастеров из других городов и стран на очные мастер классы. Эти люди внести неоценимый вклад в развитие ирландского танца в Донецке вдохновляя нас своим мастерством и указываю на наши ошибки. Спустя некоторое время колектив из десятка человек розросся в несколько полноценных групп. Участники колектива начали учавствовать в соревнованиях и занимать призовые места.

Интерес к ирландскому танцу связан, прежде всего, с необычной позой танцора. Танец исполняется на полупальцах, верхняя часть туловища неподвижна, руки всегда опущены. Основной акцент делается на быструю работу ног. Обучение этому виду танца не менее захватывает, чем его созерцание.

Эти танцы приучают к великолепной осанке. Если сгорбишься - потеряешь равновесие, и прыжок совсем не получится. Отлично развивается координация, ведь в танце еще очень интересно взаимодействие на сцене с другими танцорами. Кроме того, становится лучше фигура, сильнее ноги, крепче здоровье.

Чем дальше, тем больше появляется уверенность в себе - еще бы, ирландский степ выглядит очень красиво сам по себе, а тут еще появляется грация, видимая в простой жизни, к тому же каждое занятие проходит, как праздник.

http://www.screen.ru/school/muz/ireland/tanca.htm - Еще немного об истории и видах ирландского танца
http://www.dancinginceltic.com/ - Сайт, посвящённый специальной одежде для ирландского танца и всем необходимым аксессуарам
http://www.olgadance.ru/ind_1.php - Смешно об ирландских танцах
http://www.worldirishdance.com/ - Сайт Всемирной ассоциации ирландского танца WIDA
http://www.youtube.com/watch?v=FQ6mTpzVuhE&feature=related - Посмотреть видео «Feet of Flames - Stolen Kiss»
http://www.ukranews.com/rus/article/186235.html - Заметка в «Украинских новостях» о Международном фестивале ирландского танца «Кельтский огонь» 2009
http://donbass.ua/news/culture/2009/03/18/v-dushah-donchan-poselilas-irlandija.html - Статья в газете «Донбасс» о праздновании Дня Святого Патрика в Донецке с участием «AwenDance»
http://www.youtube.com/watch?v=8zJ0_6APKDE - Посмотреть видеозапись выступления «AwenDance» в LMB Liverpool