Конфуцианское осмысление проблемы экологической культуры Китая

 

Автор: Т. С. Харлан

Источник: Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості: матеріали XXXI Міжнародної науково-практичної конференції (Донецьк 27 квітня 2012 року). Донецьк: ІПШІ "Наука і освіта", 2012 с. 264-266

 Характерной особенностью нашего времени является интенсификация и глобализация воздействия человека на окружающую его природную среду, что сопровождается небывалыми ранее негативными последствиями этого воздействия. Объективная закономерность ставит современное общество перед решением экологической проблемы в социально-культурном смысле.

Огромное культурное и философское наследие китайской нации предостерегает потомков от шага, который в будущем оборачивается тяжелыми и дорогостоящими последствиями. Экологическом плане это означает конфликт человека с природой и вытекающий отсюда экокризис, непосредственной причиной которого является крайне интенсивное и нарастающее губительное наступление на природу современной индустриально-технической цивилизации, химическая эксплуатация природы ради выгоды и удовлетворения потребностей возрастающего населения.

Выход из экокризиса определяется решением проблемы оптимизации социоприродного взаимодействия. Первичное понимание проблемы связано с традиционным философским наследием древней философской школы Китая – конфуцианства. В конфуцианской философской традиции уже давно возникла проблема гармонизации отношений природы и человека. Основанием для ее возникновения являлся ярко выраженный социоцентризм с приматом общего над частным, а также конфуцианский акцент на поведенческом аспекте. Философы конфуцианского толка рассматривали человека как высшее проявление природы; понимание ими природы восходило к утверждению внутренней гармонии человека с миром, которое возникает в сознании благодаря духовно-нравственной сущности самого человека.

Анализ философской традиции конфуцианства, с точки зрения проблемы «природа – человек – общество», показывает, что в китайской философской традиции важнейшим является ориентация личности на крайне почтительное и гуманное отношение как к социуму, так и к природному миру. Вместе с тем, в своим целостном восприятии мира человек ощущает неразрывную связь с природой.

В настоящее время экологическая культура современного Китая является предметом обстоятельного и глубокого изучения в самой стране и за ее пределами. Разработка концепции устойчивого развития, где понятие «устойчивость развития» подразумевает коэволюцию природы и общества, приобретает в современных условиях приоритетное значение. Концепция устойчивого развития, выступая важнейшим компонентом новой экологической культуры Китая, способствует оптимизации социоприродного взаимодействия.

Изучение экологической культуры Китая как фактора оптимизации социоприродного взаимодействия очень актуально. Конфуцианские идеи нравственного совершенствования, отказ от необузданного потребительства, культ предков традиции, гармонии человека и окружающего мира заставляют ученых обратиться к культуре Китая. Параметры китайской экологической культуры могут служить ориентиром и являться основой для новой экологической культуры как Востока, так и Запада. Китайская культура развивалась в контексте парадигмы целостного мировоззрения, для которого одной из существенных черт является единение Духа и Природы.