Назад в библиотеку

Развитие интернет-образования в условиях информационного общества.

Автор: Камнева О.Н.
Источник: Актуальні проблеми сучасного розвитку України: соціально-економічні, науково-технічні та правові аспекти / Матеріали регіональної наукової конференції викладачів, аспірантів та студентів вищих навчальних закладів. – Донецьк, ДонНТУ – 2011, с. 121 – 124.

Аннотация

Камнева О.Н. Развитие интернет-образования в условиях информационного общества. Рассмотрены основные аспекты и проблемы дистанционного образования, представлены основные направления интернет образования, на примере некоммерческих интернет - ресурсов. Приведена статистика дистанционного образования по Украине.

Всеобщая компьютеризация и стремительное развитие Интернета привели к значительным изменениям в жизни современного человека. Уже можно сказать, что человечество шагнуло в информационный век, где Интернет-коммуникации играют главную роль. На сегодняшний день в сеть можно зайти из любой точки земного шара, общество начинает объединяться в виртуальный мир, который достаточно близок к реальному. Сегодня создаются социальные сети, виртуальные правительства, стремительно развивается дистанционное образование, которое является основным объектом исследования данной работы.

Дистанционное обучение – это социально-ориентированная технология обучения, обеспечивающая конституционное право и социальные гарантии всех граждан страны в области образования, реально позволяющая получать высшее образование представителям всех социальных слоев населения, прежде всего - жителям отдаленных сельских районов страны.

На сегодняшний день дистанционное обучение в большей или меньшей степени присутствует в каждом крупном вузе. Сейчас в мире примерно пятая часть всех образовательных услуг предоставляется через Интернет. По прогнозам American Educational Research Association, к 2012 году две трети всего мирового образования будет осуществляться дистанционно, а в ближайшие 2-3 года электронное образование, несомненно, сравняется по числу студентов с традиционным. Сегодня в 2010 году обучается в Интернете около 100 млн. чел. численность же очных студентов по всему миру – 97 млн. человек.

Основным предшественником Интернет-образования является заочное образование. С помощью почтовой связи появилась возможность «корреспондентского» обучения: студент имел возможность по почте посылать свои работы и получать в ответ комментарии и новые задания. Такой способ обучения достаточно удобен для тех, кто живет далеко от крупных городов и не может учиться стационарно.

Службы Интернет позволяют обеспечивать следующие основные принципы:

1. интернет дает возможность студентам самостоятельно подключаться к разным информационным источникам, посетить множество отечественных и иностранных университетов, находя нужную информацию;

2. электронная почта позволяет переписываться с преподавателем, задавая ему вопросы и получая ответы;

3. с помощью телеконференций у учащихся есть возможность «собираться» в назначенный час в виртуальном классе и работать практически как на обычном уроке, выполняя задания преподавателя и попутно задавая вопросы.

Основными особеностями интернет образования является то, что каждый дистант-студент получает определенный комплект учебных материалов. В него входят лекции, задания, контрольные вопросы, ссылки на дополнительную литератур. Студент получает материал или на электронных носителях, или паролевый доступ ко всей информационной базе учебного заведения. Занимаются либо по схеме заочного обучения, либо в онлайновом режиме, когда все электронные ресурсы, такие как e-mail, discussion boards, chat rooms, streaming audio-video, представляют собой как бы единый виртуальный класс.

Существуют две формы он-лайн обучения: синхронная и асинхронная. При синхронном обучении все студенты занимаются одновременно, посещают указанные руководителем чаты, участвуют в обсуждении учебного материала «по расписанию». Вторая форма, дистанционного обучения позволяет студентам посещать виртуальный класс тогда, когда им удобно, но они должны провести там установленное время.

Несомненно, преимуществом интернет-обучения является перевод учебных текстов на язык обучаемого. Однако если одновременно несколько студентов говорят на разных языках, то используется система EKR, которая осуществляет мгновенный перевод, учит на четырех языках одновременно.

Сегодня мы еще можем перечислять лидеров дистанционного образования по государственному признаку – США, Канада, Германия, Япония, Австралия и т.д., но очень скоро мы будем сравнивать показатели не государств, а брэндов международных образовательных альянсов, потому что все чаще виртуальные университеты создаются через кооперацию. Известный виртуальный вуз – UNext.com, предлагающий учебные программы по экономике, объединяет мировых лидеров экономического образования – университеты Stanford, University of Chicago, London School of Economics и другие. Все стороны от такого сотрудничества только в выигрыше: университеты создают новые способы роста своей капитализации, а слушатели получают доступ к образовательным ресурсам сразу нескольких сильных университетов.

В Украине в 2010 году запущен некоммерческий интернет-ресурс для школьников Shkola.ua при поддержке Министерства образования и науки Украины, целями которого является улучшить коммуникацию между школьниками и учителями, а также значительно повысить уровень образования.

Возможности нового образовательного портала выглядят впечатляюще. Ученики имеют возможность скачать требуемый учебник, ознакомиться с образцами рефератов по программным и факультативным темам. В случае пропуска занятия в школе на портале Shkola.ua можно скачать видео-уроки по пропущенной тематике. Школьники могут принять участие в обсуждении интересных тем, предложить собственный вариант решения задачи на форуме. Так же ресурс дает возможность найти ответы на все интересующие вопросы, связанные с процессом образования.

На Shkola.ua даже можно получить бесплатную консультацию психолога и юриста. Ученики старших классов смогут отыскать на ресурсе образцы экзаменационных тестов, что позволит им существенно повысить уровень подготовки. Также они смогут оценить в режиме on-line уровень своих знаний по определенной тематике. Существенно упрощается задача поиска репетиторов и преподавателей по какому-либо предмету. Школьник и его родители смогут получить самую полную информацию о высших учебных заведениях для поступающих.

Уже в ближайшие годы большая часть школ Украины будет подключена к системе интернет - дневников. Создатели проекта намерены расширить функциональность данного сайта и на студенческую аудиторию.

На сегоднешний день высшие учебные заведения призваны выполнять информационную функцию, но как показывает практика, вузы не выполняют ее в достаточной мере. Этот тезис может подтвердить социологическое исследование, которое было проведено в 2007 году в сети Интернет и измеряло характер информирования о дистанционном образовании высшими учебными заведениями. В его ходе были проанализированы Интернет-сайты 135 высших учебных заведений Украины. Из них 29% составили высшие учебные заведения г. Киев 26,8% – г. Львов, 26,8% – г. Харьков, 17,4% – г. Одессы. В целом, по количеству высших учебных заведений Украины, представленных в сети Интернет, среди регионов наблюдаются некоторые различия. Центральный регион опережает на 2,9% по количеству предлагаемой информации о своих высших учебных заведениях в системе Интернет западные и восточные регионы, тогда как юг страны значительно отстает от столицы, а также западного и восточного регионов.

В ежегодном докладе Всемирного экономического форума "Глобальные информационные технологии – 2005" была озвучена информация о том, что Украина занимает 80-е место в мире по степени распространения Интернета и других новейших информационных технологий в списке 104 стран, обследованных названной неправительственной организацией, тесно сотрудничающей с ООН. Данный факт подтверждает, насколько данная проблема остра для современного украинского общества.

Внедрение интернет – образования в нашей стране начинает развиваться достаточно медленными темпами. Причиной является то, что в Украине высшие учебные заведения не в достаточной мере развивают и технологически разрабатывают свои Интернет-сайты и с точки зрения преподнесения информации и с точки зрения использования современных технологий. Этот процесс замедляется ещё и из-за не разработанной нормативно-правовой базы такого вида образования, которая бы внесла гласность в этот процесс, поэтому многие люди относятся к этому очень скептично.

Обобщая теоретический и эмпирический материал по рассматриваемой проблеме, следует отметить, что дистанционное образование для Украины – это лишь теоретические знания и опыт других стран. На сегодняшний день Украина практически не имеет опыта в данной сфере, что позволяет нам говорить лишь о перспективах развития Интернет –образования на рынке образовательных услуг, чем о его практиках.