Назад в библиотеку

Управление персоналом в условиях кризиса.

Автор: Камнева О.Н.
Источник: Проблемы управления производственно-экономической деятельностью субъектов хозяйствования / Материалы IV Всеукраинской научной конференции студентов – Донецк, ДонНТУ – 2010, Том 1, с. 187 – 189.

Аннотация

Камнева О.Н. Управление персоналом в условиях кризиса. Рассмотрены основные особенности управления персоналом в условиях кризиса, представлены качества, которыми должен обладать каждый менеджер, проблемы, возникающие в сфере управления.

Общая постановка проблемы

Актуальность. С кризисным состоянием отдельных предприятий в наши дни в Украине можно сталкиваться все чаще и чаще, так как рыночная экономика диктует правила конкуренции, с которыми, к сожалению, не все фирмы могут справиться. Кроме макро- и микроэкономических причин – это связанно и с низким уровнем менеджмента, неграмотностью руководителей, отсутствием знаний и опыта в данной сфере деятельности, несоблюдением действующего законодательства. Поэтому важной задачей перед страной стоит воспитание грамотных менеджеров и руководителей в условиях рыночной экономики, которые смогут грамотно руководить трудовыми ресурсами и предприятием.

Цель исследования. Теоретическое обоснование и анализ деятельности менеджера в условиях кризиса на предприятии, определение основных стратегических целей предприятия.

Основная часть. В условиях рыночной экономики внешняя среда постоянно изменяется, поэтому конкурентоспособное предприятие должно реагировать и улавливать эти изменения, приспосабливаться к ним. Для такого предприятия нужен грамотный менеджер, новый тип работника, который должен будет иметь следующие характеристики, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1 – Основные характеристики менеджера

Рисунок 1 – Основные характеристики менеджера

    Приведем основные требования к современному менеджеру:

  1. Владение глубокими знаниями в области управления предприятием;
  2. Способность принимать компетентные и обоснованные решения;
  3. Умение проявлять инициативу, грамотно перераспределять ресурсы в более выгодные сферы, контролировать ситуацию на рынке;
  4. Глубокие знания по вопросам технологии производства данной фирмы.

    Если менеджер ведет не правильную политику на предприятии, то могут возникать различного рода проблемы в сфере управления персоналом, которые, к сожалению, наблюдаются в большинстве фирм нашей страны, такие как:

  1. Низкая трудовая дисциплина;
  2. Отсутствие общих правил и норм поведений рудового коллектива;
  3. Простой утилитарный подход к работе кадровых служб фирмы;
  4. Отсутствие четкого распределения задач и функций между подразделениями и звеньями организации;
  5. Конфликты между подразделениями;
  6. Снижение производительности труда;
  7. Большое количество персонала, которое не соответствует своей квалификации, специализации и т.д.

Все эти и другие проблемы могут в одно мгновение разорить предприятие, привести его к кризису. Это подтверждает то, что совершенствование системы управления трудовыми ресурсами является одной из главных направлений антикризисной стратегии предприятия. Для обеспечения успеха в управленческой деятельности управляющий должен разработать и внедрить стадии и методы принятия управленческих решений.

Стратегическая программа менеджера в управлении персоналом должна включать в себя соответствие целей и задач, структурную реорганизацию и развитие персонала, переориентацию на новые методы работы с персоналом, квалификационные требования к каждому рабочему месту с методикой оценки результатов и порядка оплаты труда [5].

    Основные принципы в управлении персоналом:

  1. Комплексное и системное воздействие (экономическое и социальное) в процессе управления персоналом, переход к предельно гибким системам оплаты труда, которая ориентирует и стимулирует работника на достижение конечных целей деятельности предприятия;
  2. Направленность на эффективное и полное использование трудовых ресурсов предприятия;
  3. Целевая специализация, кооперация деятельности работников;
  4. Направление мероприятий на предприятии на повышение производительности труда и всестороннее развитие трудового персонала;
  5. Усовершенствование и разработка объективных критериев оценки деятельности работников;
  6. Обеспечение эффективного использования кадров, их профессионального и социального развития;
  7. Внедрение корпоративной культуры предприятия, которая способствовала бы повышению социально – экономических показателей;
  8. Непрерывное взаимодействие и взаимовлияние руководителя и подчиненных в целях повышения эффективности совместной деятельности.

Грамотная разработка эффективного плана антикризисных мероприятий и стратегий – процесс, требующий квалифицированных менеджеров, поэтому обычно создается специальная управленческая группа, которая способна давать точную оценку, делать качественное прогнозирование развития ситуации, своевременно обрабатывать информацию, вовремя вносить изменения и дополнения в антикризисную программу. При внедрении на предприятии антикризисных мероприятий важным этапом является определение очередности мероприятий с учетом взаимосвязи элементов системы управления персоналом. В антикризисном управлении важную роль играет способность менеджеров вовремя принимать решения, используя при этом современный инструментарий, новаторские методы и приемы.

Так же очень важным является обсудить и ознакомить трудовой коллектив с программной для того, чтобы у работника могло сформироваться положительное отношение к происходящим изменениям, на основе понимания необходимости реформирования.

После внедрения и проведения новых этапов на предприятии нужно ознакомить работников с достигнутыми результатами, успехами по преодолению кризисных явлений, что поможет создать доверительную атмосферу между менеджером и персоналом. Так как важное значение во время кризиса имеет доверие трудового коллектива к профессионализму и социальной ответственности управляющего.

Срок внедрения новых мер в систему управления персоналом может быть различным, это зависит от таких факторов как степень психологической, технической, профессиональной подготовки персонала к данным изменениям, от глубины изменений и т.д. Этот процесс требует постоянного внимания, усилий, осознание важности и ценности человеческих ресурсов, которые считаются главным достоянием фирмы.

Выводы. Сложившаяся ситуация в Украине на много усложняет и без того, нелёгкую работу менеджеров, поэтому нужны всесторонне подготовленные, высококвалифицированные специалисты, которые смогли бы грамотно построить и выполнить антикризисные мероприятия. «Люди – продукт прибыль» основа успеха в бизнесе, поэтому необходимо понимать, что люди являются основным фактором стабильности, процветания, прочности фирмы на рынке.

Список использованной литературы

1.Ермаков В.В . Менеджмент организации в условиях кризиса.- М.,2003.
2.Ряховская.А.Н. Антикризисное управление предприятиями.-М.,2003.
3.Э.А. Смирнов. Основы теории организации. — М.: «Аудит» Изд. об-е «ЮНИТИ». — 1998.; 4. Ю.Д. Красовский. Управление поведением в фирме. — М.: Инфра-М., 2002. — С. 279.