Инженерная философия техники: основные идеи и персоналии
Информация
Введение

Человеческую цивилизацию сегодня просто невозможно представить без технических достижений: техника во всем, в быту, на работе, во время отдыха и развлечений. Вполне закономерно, поэтому, что история и философия стали уделять повышенное внимание вопросам о сущности техники, путях ее развития, тем более что наука и техника прине¬сли человечеству не только множество выгод и преимуществ, но и проблемы, которые в свою очередь поднимают вопросы моральной ответственности ученых и инженеров перед обществом и человечеством. Последствия развития современной цивилизации, необходимость переосмысления самого понятия научно-технического про¬гресса выдвигают философию техники на одно из первых мест в современных философских и социологических исследованиях. Естественно, что феномен техники привлекал внимание философов давно, но предметом системного научно-философского анализа она стала только в последнее время, в конце про-шлого – начале нынешнего столетий. Долгое время само соединение слов философия и техника казалось проти¬воестественным, поскольку первое из них является оли¬цетворением теоретического освоения действительности, а второе – практического. Однако сегодня уже всем ясно, что без теоретических исследований невозможным было бы и столь бурное развитие техники в нашем столетии, а без фи¬лософского и социологического осмысления феномена тех¬ники современные философские исследования были бы не полными.

Задачи, которые ставились в данной работе - проследить процесс формирования основных идей инженерной философии техники, выдвинутых наиболее известными представителями философской мысли, попробовать оценить их историческую ценность и актуальность. Такое концентрированное изложение в форме персоналий должно помочь раскрыть цель реферата, а именно, показать какое из направлений философии техники инженерное или гуманистическое наиболее полно отражает процесс современного развития человечества.

1 Техника как философское понятие

Точная философская формулировка определяет технику (от гр. techne искусство, мастерство): 1) как совокупность исторически развивающихся орудий и навыков производства, которые позволяют человечеству воздействовать на окружающую среду с целью получения материальных благ, составной элемент производительных сил общества; 2) совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, а также владение этими приемами; 3) в собирательном смысле – машины, механизмы, устройства, орудия.[1] Немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) вносит некоторую одухотворенность в эту строгую формулу. "Техника, - пишет он - это совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой; цель их - придать жизни человека такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести нужную ему форму окружающей среды".[3] В этом определении К. Ясперс отталкивается от целей, которые ставит перед собой человек, создавая технические достижения. Есть и другие истолкования техники, лишенные указания на эту цель и, наоборот, сфокусированные на самих компонентах техники. Например, А. Г. Спиркин под техникой понимает систему созданных средств и орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса, хотя и не отрицает того факта, что благодаря технике человек преобразует природу, но это упоминание находится уже за рамками представленной формулировки. Наиболее же полное и близкое к каноническому определение техники имеется в статье А.И. Ракитова, где ей в качестве философского понятия, придается двойственный смысл. С одной стороны техника обозначает орудия и инструменты труда, любые искусственные устройства, созданные человеком, используемые им для преобразования окружающей среды, а также выступающие как средства труда для создания других средств производства и предметов, необходимых для удовлетворения различных потребностей, с другой – она представляет собой систему навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности. Предметом исследования для инженерной философии техники в большей степени является первое значение термина, а техника, таким образом, выступает посредником между человеком и природой и является важнейшим звеном во взаимодействии человека с окружающей средой.

Рассмотрим теперь хронологию формирования философии техники от как науки.

2 Зарождение основ философии техники

Современная философия, являясь особой культурно-исторической формой сознания, освещает множество процессов и предметных дисциплин. Философия техники занимает в этом перечне особое место. Поскольку техника играет главенствующую роль в нашей жизни, то и ответы на вопросы о ее сущности, перспективах развития возникшего индустриального общественного уклада волнуют человечество все больше. Правда многие, особенно западные современные исследователи, указывают на присущую философии техники некую объектно-предметную размытость и трудности с самоидентификацией. Так немецкий исследователь Элизабет Штрекер в статье Философия техники: трудности одной философской дисциплины пишет: Предметная область философии и техники как философской дисциплины неоднородна, так как в ее основную структуру входит не только другая, уже достаточно установившаяся философская дисциплина – философское естествознание, - но и другая наука – технология, и если рассматривать глубже, то в философии техники обнаружится и ряд других философских наук. Тем не менее, философия техники успешно сформировалась как отдельная область философских знаний, пройдя несколько этапов своего развития – архаический (дофилософский), древний, средневековый, период Возрождения и Нового времени. На каждом из этих этапов создатели техники понимали ее по-разному. В древности каждое техническое достижение одухотворялось, наделялось магической силой и, поэтому, считалось непостижимым для человеческого сознания. Позднее Платон, утверждая о существовании неизменного мира идей, вводит представление о двух типах субъектов, которые могут создавать материальные вещи: так называемый человек-ремесленник (в терминологии Хосе Ортеги-и-Гассета) и Футургос – субъект, творящий идеи. Технические достижения определяются при этом как случайные (техника случая по выражению Ортеги-и-Гассета [2] ). Во времена средневековья философия техники тесно переплетается с идеями христианства, закрепляя ощущение человеком себя ответственным своей деятельностью и сознанием за окружающий его мир, призывая его поступать по канонам абсолютного творца (Бога). В эпоху Возрождения и далее на этапе перехода к Новому времени происходят существенные изменения в области научно-технического творчества. В философии техники утверждаются идеи творческой конкуренции, что в конечном итоге позволяет наиболее продуктивно осваивать реальный мир. Знания на основе эксперимента становятся производительной силой, утверждается идея, что человеку-технику с развитой техникой по силам моделировать всю социально-природную реальность, вплоть до природы самого человека. Мы рассмотрим новейший период, когда в философии техники определились два самых значимых течения: философия производственников, или инженерная философия техники и гуманитарная философия техники и представим наиболее видных исследователей первого направления, а также выдвинутые ими идеи.

3 Философия производственников, механисты

Условным основанием для вышеупомянутого деления послужил формальный критерий приверженности того или иного представителя философии техники исключительно технологической или более широкой, культурологической программе теоретического, а в более широком смысле и мировоззренческого исследования и решения проблем техники. Нужно подчеркнуть тот факт, что инженерная философия техники первый по рождению вид философии техники. Это “первородство” имеет явный исто¬рический приоритет в практическом применении понятия “фило¬софия техники”, которая до недавнего времени была единствен¬ной традиционной сферой знания, где это выражение употребля¬лось. Именно поэтому среди представителей этого направления в философии техники есть инженеры, ставшие философами, а есть философы, заинтересовавшиеся вопросами техники. Первые формы выражения возникшие для определения нового философского направления – “механи¬ческая философия” и “философия фабрикантов” (т.е. “производ¬ственников”) – также указывают на временной приоритет инже¬нерной философии техники. Еще Джордж Беркли, назвавший мир мощной машиной, и Роберт Бойль, английский химик, известный современникам, как человек, возродивший механическую философию, в 17-м веке пытались, исходя из принципов механики объяснить холод, тепло, магнетизм и т.д. Кроме того, следует учесть, что среди представителей этого направления в философии техники есть инженеры, ставшие философами, а есть философы, заинтересовавшиеся вопросами техники. А теперь перейдем к персоналиям.

3.1 Эндрю Юр и философия производства

Эндрю Юр (18.05.1778 - 2.01.1857) - известный шотландский химик и экономист. Э. Юр получил образование сначала в университете Глазго, а затем Эдинбурга. В 1830 году Э. Юр переезжает в Лондон и начинает практиковать как химик-аналитик. В это время он издает свои работы, принесшие ему известность: Философия фабрики в 1835 году и Хлопчатобумажная промышленность Великобритании в 1836 году. Э.Юр восхваляет капиталистическую фабрику, являясь, по выражению К. Маркса, философом фабрики. Э. Юр ввел термин философия производства, родственный с понятиями механической философии. Также Э. Юр впервые показал, что в условиях роста крупных промышленных предприятий происходит постепенное разделение труда, расчленение процесса производства на составные части. Опираясь на этот факт, он выдвигает идею о возможном широком применении науки в производстве, пропагандирует создание характерных для фабричного производства самодействующих машин для автоматизации отдельных производственных операций. Далее Юр высказывается за существование возможности создания определенных правил для осуществления технических изобретений. Перенося, по сути, философию производства на все общественное устройство, Э. Юр видит его идеал в форме автоматической фабрики со строгим подчинением всех работников существующему распорядку. Высшей формой труда становится труд не автоматизированный, а автоматический. Идеи Э. Юра, выступавшего за удлинение рабочего дня, оправдывавшие любые, самые жестокие проявления фабричной системы производства, неминуемо привели его к конфликту с английским трудовым законодательством. Несмотря на это Юр предлагал расширить область их применения, перенеся свою философию производства на построение нового общественного уклада, видя идеал в технократической организации общественной жизни.

Приблизительно в этот же период времени в Германии, целый ряд исследователей, которых часто называют философствующими инженерами также обратились к кругу философских вопросов, возникших в результате бурного развития производства.

3.2 Иоганн Бекманн – основатель научной технологии

Иоганн Бекманн (4.06.1739 – 3.02.1811) получил образование в Геттингенском университете, где изучал теологию, математику, физику, естествознание, а также государственные финансы и управление. Путешествия в 1765 - 1766 по Дании и Швеции он изучал методы разработки рудников, организации фабрик и литейных цехов. В 1766 году И. Бекманн был назначен внештатным профессоров философии в Готтингеме, где читал цикл лекций по экономике. И. Бекманн уделял особое внимание истории ремесел, возникновению новых направлений в практических искусствах. В 1777 году И. Бекманн выпускает книгу под названием Введение в технологию или о знании цехов фабрик и мануфактур. В ней автор впервые дает научное определение термину технология, который был им ранее упомянут в 1772 году. Описывая технологию как науку, которая учит методам переработки исходного материала и предметов, а также знаниям ремесла, И.Бекманн предлагает способ систематизировать и упорядочить действия работников на основе научных знаний с целью дальнейшего развития производства. Подобные идеи были безусловно новаторскими для того времени. В дальнейшем, записи и дневники, которые он вел в 1780-1805 годах сформировались в труд под названием История открытий, изобретений и истоков. В этой работе И.Бекманн, как и в ряде своих докладов по технологии ремесел, проследил и установил связь между существовавшими ранее и действующими ныне утварью, машинами и механизмами, используемыми в производстве и быту, став одним из первых историков изобретений.

3.3 Иоганн Генрих Мориц Поппе - первый историк техники

Философские взгляды Иоганна Генриха Морица Поппе (1776 - 1854) во многом были близки идеям И. Бекманна. В 1821году Поппе публикует свой главный труд Руководство к общей технологии. Помимо вопросов по истории техники в книге дается расширенное определение понятия технологии. Автор рассматривает технологию как науку о ремеслах, предметом которой есть описание и объяснение производств, инструментов машин и орудий, употребляемых при обработке грубых материалов в разных ремесленных заведениях, фабриках и заводах. Она раскрывает устройство всех заводов и машин, объясняет образ действия, исчисляет разные инструменты их употребление в различных производствах, показывает из какого материала то или иное изделие приготовлено и т.д. И. Поппе впервые вводит понятия специальной технологии, рассматривающей каждое техническое ремесло отдельно и общей технологии, объединяющей технические ремесла по их одинаковому назначению.

3.4 Франц Рело: вопросы места техники в ряду общечеловеческих ценностей

Франц Рело (30.09.1829 - 20.08.1905) вырос в семье, где техника была традиционным занятием. После школы Рело начинает работать на заводе сначала учеником, а затем конструктором и техником. С 1850 по 1852 год он слушает курс лекций в Политехническом институте Карлсруэ. По окончании института Ф. Рело изучает естественные науки и философию в Берлинском и Боннском университетах. Начав еще в студенческие годы работать над исследованиями в области машиностроении, Рело в 1854 году в соавторстве с Моллем издает первый том Конструирования в машиностроении. В 1856 году Рело был приглашен на должность профессора механико-технического отделения Цюрихского политехникума, затем в 1864 году он перешел в Берлинский ремесленный институт, который позднее был преобразован в Ремесленную академию. Рело проработал в ней директором вплоть до 1879 года, здесь он начал издавать и первые свои работы. Это были Кинематические сообщения и другие мемуары по прикладной теории машин. Ф. Рело был разносторонне одаренной личностью, он любит искусство, переводит на немецкий язык Песнь о Гайавате Лонгфелло, его Путешествие по Индии блестящий образец художественной прозы. Именно поэтому Рело в первую очередь в философском плане занимают вопросы места техники в системе общечеловеческих ценностей. Фундаментальная работа, названная им Техника и культура и изданная в 1884 году, выдвигает новые идеи взаимоотношения этих двух областей общественной жизни. Будучи не только ученым, но и практиком он задается тремя основными вопросами. Во-первых, это вопрос о положении, которое занимает техника наших дней в общей работе над задачею культуры. Рело подчеркивает, что этот вопрос не сводится лишь к социальной, политической и экономической значимости техники. Во-вторых, он ставит вопрос о тех методах, которым следует техника для достижения своих целей, то есть тех, которые должны лежать в основе изобретательской деятельности. В-третьих, это вопрос о техническом преподавании. Ответ на первый вопрос Ф. Рело дает на основе историко-культурологического анализа. В результате он формирует два метода - манганизм и натуризм, характеризующие соответственно европейскую научную и традиционалистскую культуры. Манганизм ( от др. греч. Manganon – искусство магов), по Рело, - такое использование сил природы, когда получены знания их законов и умения этими силами управлять. Противоположностью манганизму является натуризм, когда от сил природы лишь обороняются, пользуясь лишь теми крохами, которые природа сама соизволит дать. Этими двумя понятиями Рело обозначает два направления в современном культурном развитии, разделяя с их помощью нации и народы. Он предсказывает господство на земле манганистическим нациям. Далее, полагая, что основное предназначение философии техники как науки лежит в области поиска системы логических приемов для нахождения истины и успешной изобретательской деятельности, Ф. Рело выдвигает идею необходимости развертывания системного технического образования, посредством которого может быть преодолено разрушительное влияние машины на личность.

3.5 Алоиз Ридлер и его идея творческого разума

Алоиз Ридлер (1850-1936) - выдающийся немецкий инженер, первостепенное внимание уделяет вопросам Является ли техника культурным фактором? и Значение техники для естественных наук. Кроме того в своих публикациях Ридлер делает попытку систематизировать организацию инженерного образования. А. Ридлер прежде всего отмечает глубокий исторический характер современной техники, указывая, что ее история начинается с первыми культурными стремлениями человека и проходит через все культурное развитие, начиная от каменных орудий прародителей до новейших инженерных сооружений; она является крупной частью истории человеческой культуры и по своему значению и содержанию может померяться с историей любой науки. А. Ридлер считает технику одним из определяющих факторов развития естественных наук, не умаляя при этом важность фундаментальных теоретических исследований. Ридлер использует такое понятие как творческий разум, который по его мнению лежит в основе техники, которую по его убеждению следует считать не созидательницей науки, но ее мошной сотрудницей.

Существенное роль в решении задач, стоящих перед инженерной философией А. Ридлер отводит рациональной организации инженерного образования. По его мнению, цель инженерного образования воспитать научно грамотных, практических инженеров.

4 Техника в плоскости рассмотрения философской наукой

До сих пор мы рассматривали идеи и концепции, которые выдвигались в области философии техники выдающимися инженерами, стремящимися расширить рамки общественных представлений о природе и путях развития такого объемного понятия как техника. Но в конце 19-го – начале 20-го века техника становится предметом пристального внимания и изучения философов. Постараемся представить основные теории, посвященные изучению этого вопроса и ученых, которым они принадлежат.

4.1 Антропологический критерий и принцип органопроекции Эрнста Каппа

Немецкий философ Эрнст Капп (1808 – 1896) родился в Баварии, закончил факультет классической филологии Боннского университета. Научные интересы Каппа были очень разносторонними. Однако наибольший вклад он внес в философию. Капп был первым, кто ввел в заглавие своей книги словосочетание философия техники. В 1877 году вышла в свет его книга Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения. В этой программной работе Капп формулирует свой антропологический критерий и принцип органопроекции. Заложенный им в основу философии техники, антропологический критерий утверждает, что мерой вещей и результатом мыслительного процесса есть человек, что мир культуры есть суть множества вещей, созданных человеком. Здесь же Э. Капп формулирует, правда уже использовавшуюся ранее, идею об представлении орудий труда, как неких подобий и продолжений органов человека. Несмотря на то, что принцип органопроекции легко объясняет только возникновение первых простейших орудий, автор экстраполирует его на государственное устройство, представляя, например, сеть железных дорог как некое подобие кровеносной системы человека.

Концепция органопроекции стала первой попыткой философского объяснения возникновения техники и ее антропогенных начал.

4.2 Социальная значимость инженерной деятельности в работах Петра Климентьвича Энгельмейера

Несмотря на многочисленные работы в области истории и теории развития техники, термин и понятие философия техники имеют далеко не однозначное толкование. Впервые они были не только введены в научную литературу, но и получили глубокий, именно философский смысл - и как онтология техники, т.е. учение о ее сущности, и как гносеология, раскрывающая ход познания и механизм развития технических наук, и, наконец, как социология техники в трудах выдающегося российского философа Петра Климентьевича Энгельмейера.

Собственно о самой жизни П.К. Энгельмейера нам известно немного. Количество публикаций об этом - поистине выдающемся теоретике инженерного дела весьма незначительно. Сами же его труды, выходившие в период с 1887 по 1930 гг., ни разу не переиздавались. В высшей степени важным является то обстоятельство, что в трудах Энгельмейера принципиально в обновленном и далеко не обычном плане рассматривается инженерная деятельность. Она предстает как органичная целостность приложения технических и естественно-научных знаний, экономических и социальных факторов, этических и эстетических аспектов, а также высоких духовных качеств инженера-творца, инженера-новатора. Для представления о том, какое значение придавал Энгельмейер деятельности инженера и что он понимал под этой деятельностью, приведем выдержку из его труда В защиту общих идей в технике: Сама жизнь, сама история неудержимо выдвигает инженера - этого поистине творца и руководителя хозяйства - из тесноты мастерских на широкою арену общественной деятельности и ставит его все ближе и ближе к кормилу государства.[5]

Заключение

Не подлежит сомнению тот факт, что техника радикально изменила повседневную жизнь человека в окружающей его среде, превратила всю планету в единую фабрику, функционирующую как некий технический механизм. Но, наверное, еще важнее то, что техника - уже не только внешнее бытие, но и возникшая в силу внутреннего решения сфера духовной жизни. По мнению Ф.Дессауэра, в современной технике заключена идея новой человеческой среды и развитие техники логически завершится каким-то неизвестным пока материальным базисом человеческого существования. Есть и диаметрально противоположная точка зрения: развитие техники приведет не к освобождению от власти природы путем её полного подчинения, а к разрушению и природы и человека. По мнению американского философа X. Сколимовски, философия техники является философией нашей культуры. Это философия человека в цивилизации, увидевшей себя в тупике, которой угрожает специализация, раздробленность и распыленность и которая осознает, что избрала ложный язык для своего общения с природой.[6] Известный русский мыслитель Н. А. Бердяев, например, видит в технике, прежде всего, разрушительную (для души человека) силу. Машина и техника, - пишет он, - наносят страшные поражения душевной жизни человека, и прежде всего жизни эмоциональной, человеческим чувствам… Машина по природе своей антигуманистична... Техника убийственно действует на душу.[4]

В данной работе были рассмотрены вопросы зарождения и развития инженерной философии техники, процесс формирования основных идей и концепций. На протяжении последнего столетия технику либо прославляли, либо презирали, либо взирали на нее с ужасом. Пока философы различным образом объясняли мир инженеры и техника изменили его и продолжают изменять. К чему это приведет в конечном итоге не знает никто. Поэтому, на мой взгляд, сегодня инженерная философия техники должна решать, прежде всего, вопросы этики, связанные с техникой и техническим прогрессом. Они являются едва ли не самыми острыми. Это опасность превращения человека в придаток машины, оскудения его мышления, опасность необратимой победы материального над духовным; наконец, очевидная и катастрофическая опасность возможной гибели природы. Справится ли с этим человек, общество - покажет будущее. К. Ясперс так суммировал все сказанное выше: Реальность техники привела к тому, что в истории человечества произошел невероятный перелом, все последствия которого не могут быть предвидены и не доступны даже для самой пылкой фантазии. Но очевидно следующее: техника - только средство, сама по себе она не хороша и не дурна. Всё зависит от того, что из нее сделает человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит. Весь вопрос в том, что за человек подчиняет ее себе и каким образом он проявит себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что может быть ею достигнуто, то есть это не самостоятельная сущность, это скорее триумф средств над целью.

Список литературы

[1]   Философский энциклопедический словарь/ Ред. состав: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. — М.: ИНФРА, 1998. — 576 с.

[2]   Х. Ортега-и-Гассет Размышления о технике // Вопросы философии. — 1993. — №10. — С. 32‑68.

[3]   Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика. 1994. 527 с.

[4]   Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии, 1989. № 2. с. 156.

[5]   Энгельмейер П.К. В защиту общих идей в технике. 1915.

[6]   Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники.