Кравцова Ю. С.

 

УЧЕНИЕ О РЕИНКАРНАЦИИ В КОНТЕКСТЕ БИОЭТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В ФИЛОСОФИИ

 

Источник: Роль наукиелігії та суспільства у формуванні моральної особистості: матеріали XXXI Міжнародної науково-практичної конференції (Донецьк 27 квітня 2012 року).- Донецьк: ІПШІ "Наука і освіта",2012 с.183- 184

 

Развитие человеческого общества всегда сопровождалось воздействием человеческой культуры на окружающий мир. С наступлением эры техногенной цивилизации (здесь первенство принадлежит т. н. Западному миру) это воздействие достигло некоторых критических значений, хотя тенденции приближения к ним наблюдались и ранее. Развитие «второй природы» и реализация человечеством своих интересов привело уже к изменениям облика всей планеты. Являясь зачастую несбалансированной и необдуманной, человеческая деятельность нередко приводила к негативным последствиям. Всё это привело к переосмыслению неконтролируемого воздействия на природу, к необходимости учёта всех возможных последствий человеческой деятельности, к осознанию ответственности человека за всё, что происходит на планете. В результате этого в 1969 г. появляется и постепенно входит в оборот термин «биоэтика».

Традиционно сложилось два общих подхода к проблемам биоэтики. Первый – это т. н. биомедицинская этика, которая охватывает проблемы в сфере медицины и врачебной деятельности. Это направление характеризуется обсуждением таких практических вопросов, как эвтаназия, клонирование, трансплантация, евгеника и т. д. Второе направление можно назвать общефилософским. Помимо вышеприведённых частных вопросов, это отрасль биоэтики интересует не только биоэтические проблемы внутри человеческого общества, но и связь человека как биологического существа со всей биосферой. Философская биоэтика склонна рассматривать человека как природы, которая должна действовать в гармонии с окружающим миром, используя силы своего разума исключительно в конструктивных целях.

Анализ большинства биоэтических проблем позволяет сделать вывод, что основа отношения человека к окружающему миру всегда кроется в его мировоззрении. Известная формула «После нас – хоть потоп» наглядно демонстрирует пример безответственного отношения к окружающему. В этом случае человек не чувствует того, что он включён в общую систему жизни, у него отсутствуют представления о последствиях подобного поведения.

Учение о реинкарнации явно или скрыто содержит некие предписывающие нормы отношения индивидуума с окружающим его миром, тем самым осуществляя регулятивную деятельность в сфере биоэтики на мировоззренческом уровне. Тезис о бессмертии души и сознания даёт представление о том, что отрезок земной жизни не является единственной и конечной формой существования человека. Идея переселения душ вырабатывает особое отношение не только к другим людям, но и ко всему живому, что составляет окружающий мир, так в любом из его фрагментов скрывается одушевлённость. Зависимость цепи перерождений от поступков и поведения формирует ответственность индивидуума перед окружающим миром. Иначе говоря, твоё отношение к жизни других оказывает влияние на твою собственную.

Религиозные и философские принципы учения о реинкарнации уже давно оказывают своё позитивное влияние на человеческую деятельность в местах своего распространения. Этот опыт может быть с пользой заимствован современным «homo technicus», если и не в религиозных проявлениях, то хотя бы в принципах поведения в отношении всего, что нас окружает.