Образовательные возможности социальных сетей

Автор: Рулиене Л.Н.


Источник: http://ruliene.bsu.ru/wp-content/uploads/do_virt1.pdf


Аннотация: В публикации обсуждаются возможности социальных сетей в образовании личности. Образовательный портал рассматривается как глобальная социальная сеть. Определены принципы моделирования образовательной социальной сети.

Все большую значимость в жизни современного общества приобретает социальная сеть. Термин «социальная сеть» происходит от метафоры "социальная ткань" ("паутина отношений"), использовавшейся социальными философами XIX-XX вв. (Г.Спенсер, Дж. Морено, А. Радклиф-Браун). В широком смысле слова, социальная сеть – это сайт, созданный с целью, поиска, знакомств и общения людей. Различают, четыре типа социальных сетей [1].

Во-первых, это профессиональные социальные сети, которые создавались для соискателей и работодателей, система рекомендаций, репутации и прозрачности карьерного опыта в действии (linkedin.com, moikrug.ru, pro2.ru). Во-вторых, это блог-сети (Livejournal.com, liveinternet.ru, blogspot.com). В-третьих, это сайты знакомств (mambo.ru и loveplanet.ru). В-четвертых, это сайты для поиска людей, которые учились в одной школе или ВУЗе (facebook.com, vkontakte.ru). В последнее время стали появляться образовательные и научные социальные сети: Научная сеть МГУ - http://nature.web.ru/, Научная сеть - http://scipeople.ru/, Онлайновая научная инфраструктура - http://socionet.ru/, Школьная социальная сеть - http://dnevnik.ru/ и т.д. Информационная система «Научная сеть МГУ» создана для облегчения доступа населения к научной, научно-популярной и образовательной информации. Данная социальная сеть представляет собой единую базу разделов и сервисов: аннотации книг, анонсы конференций, биографии ученых, дипломные работы, диссертации, задачи, календарь событий, книги, комментарии, курсы лекций, научные статьи, новости, обзорные статьи, популярные заметки, популярные статьи, рефераты, словарные статьи, таблицы, тезисы, учетные карточки, фотографии. Контент научной сети МГУ, как видим, создан авторами и модераторами проекта, поэтому он достаточно хорошо организован, структурирован, содержит большое количество информации. Данный вид сети можно охарактеризовать как открытый портал, стимулирующий обмен знаниями между профессиональными участниками научного и образовательного процессов.

База знаний научной сети Scipeople создается участниками проекта: каждый зарегистрированный пользователь сети создает свой профиль и публикует свои статьи, тезисы. Такая сеть представляет собой супер-блог, создающийся в процессе обмена знаниями между профессиональными участниками научно-образовательного процесса. Таким образом, социальные сети сегодня играют преимущественно роль обмена информацией между профессионалами, учеными. Другая роль сетей состоит в создании знаний, получении коллективного знания. Для выполнения этой роли научные и образовательные сети должны иметь дискуссионную площадку (например, форумы, древовидные комментарии и т.д.), необходимо предусмотреть оперативную систему оповещений (например, рассылка).

Как нам представляется, методологической основой создания и продвижения образовательных и научно-образовательных социальных сетей следует рассматривать идеологию управления знаниями в информационном обществе.

Средством управлениями знаниями мы рассматриваем корпоративный портал. Портал (portal) - это интегрированные комплекс (сервер Интернет) программного обеспечения для реализации концепции "все в одном месте через единый интерфейс пользователя", который обеспечивает:
• единую точку доступа пользователей через Интернет (Интранет) ко всем или избранным ресурсам, услугам и приложениям портала, предоставляемого, возможно, на основе персонализации или аутентификации;
• объединение информационных ресурсов и услуг;
• доставку важной для данной аудитории информации;
• совместную работу и коллективные услуги.

Различают типы порталов [5]:
1) горизонтальные порталы (horizontal potal) или Мегапорталы адресуют свои услуги всему сообщеcтву пользователей Интернет;
2) вертикальные порталы (vertical portal), их еще называют "ворталы" (Vortal, Вертикальные порталы) обслуживают узкоспециализированные сообщества, рынки, специфические группы, объединенные определенными интересами;
3) голосовой портал (voice portal) осуществляет доступ к порталу посредством телефонной (голосовой) связи; клиент набирает номер своего голосового портала и, используя голосовые команды или клавиатуру телефона, получает информацию или совершают операции (банковские, купля, продажа);
4) персональные порталы (personal portal) предоставляют индивидуальные ресурсы и услуги отдельным потребителям; обычно такие порталы обеспечивают пользователям электронную почту, ведение календаря, персональный информационный менеджер и другие услуги; персональные порталы могут быть компонентами мегапортала (например, MyYahoo!), но могут быть и абсолютно независимы от мегапортала;
5) корпоративный портал (corporate portal) обеспечивает доступ к корпоративной информации, возможно, товарам и услугам; с точки зрения сотрудников корпорации и потребителей - это единая точка входа персонала корпорации и, возможно, клиентов через Интернет (Интранет) ко всем или избранным ресурсам, товарам и услугам корпорации. Горизонтальные корпоративные порталы учебных заведений следует определять в качестве моделей образовательных социальных сетей, поскольку главной целью функционирования образовательных порталов является обеспечение взаимодействия образовательных Интернет-ресурсов всех уровней и формирование единой интерактивной учебной, учебно-методической баз данных учреждений образования и науки; создание системы непрерывного дистанционного обучения и организация дистанционного мониторинга деятельности образовательных учреждений; поддержка системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров. Поскольку порталы, как правило, обслуживают различные группы пользователей, то необходимо обеспечить два уровня доступа к информации: открытый и закрытый. Через открытую область портала все группы пользователей получают доступ к базе данных с рубрикаторами и классификаторами информационных ресурсов Интернет; к учебным курсам, включая системы тестирования; к тематическим форумам. Через закрытую область портала отрывается доступ к базе данных с рубрикаторами и классификаторами ресурсов Интернета; к видеоконференциям, в том числе организуемым на портале; к средствам создания и управления базой знаний по проблемам педагогики и образования; к средствам подготовки учебных курсов, тестовых заданий, программ обучения, управления процессом обучения и анализа его результатов; к средствам управления доступом к содержащимся в базе данных ресурсам сети Интернет и видеоконференциям и т.д.

Таким образом, образовательный портал как образовательная социальная сеть предоставит учителям, преподавателям возможность получать и создавать информационные ресурсы, обмениваться опытом в сети. Учителя-предметники могут объединяться в виртуальные методические сообщества. Портал как информационно-образовательный ресурс и модель образовательной социальной сети должен реализовывать принципы [4]:
- актуальности (соответствие лучшему опыту применения новых информационных технологий в образовании и науке, накопленному в регионах России и за рубежом);
- открытости (совместимость со всеми современными стандартами, поддержка internet/intranet технологий, а также возможность наращивания функциональности за счет взаимодействия с программным обеспечением независимых поставщиков, а при необходимости - и с собственными разработками пользователей);
- интегрируемости (система должна интегрировать в единой распределенной информационной среде задачи информационного обеспечения образования республики);
- масштабируемости (обеспечение работоспособности системы по мере роста объема обрабатываемой информации и количества одновременно работающих пользователей);
- адаптируемости (возможность настройки на нужды конкретного учебного учреждения);
- расширяемости (возможность наращивания функциональных возможностей системы, не выходя за рамки принятой изначально концепции развития и технологической базы). В социальной сети можно эффективно организовать коллективную работу распределенной учебной группы, долгосрочную проектную деятельность, международные обмены, в том числе научно-образовательные, мобильное непрерывное образование и самообразование, сетевую работу людей, находящихся в разных странах, на разных континентах. В этом состоит глобальная образовательная функция социальных сетей.

Литература:

1. Елманова Н. Web-порталы: назначение, преимущества, особенности и средства.- Web-сервер журнала Компьютер-Пресс. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: - http://www.compress.ru/Article.aspx?id=10962 (14.10.2008).
2. Е-правительство и лучший ИКТ-регион // Издание о высоких технологиях. - Режим доступа: URL: - http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2006/articles/egov2.shtml (16.06.2009).
3. Зотова Л.И. Информационно-образовательный портал как инновационная технология организации учебного процесса : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Воронеж. гос. ун-т. - 23 с. - Воронеж, 2006.
4. Рулиене Л.Н., Баглаев И.И., Павлов А.И., Матонин В.В. Региональный информационно-образовательный портал как форма интеграции Интернет-ресурсов /Л.Н.Рулиене // Открытое и дистанционное образование. - Томск, 2009. № 1 (29). - С. 51-56.
5. Чеботарев В. Моделирование корпоративного портала знаний // KMSOFT. Режим доступа: URL: - http://kmsoft.ru/LD/C012/102/1017690334.html (29.03.2010).