Назад в библиотеку


Феномен "панавторства" и проблема идентичности в современном сетевом обществе

Автор: Ю.Н. Киселева.

Источник: Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистостi: матеріали XXVIII Міжнародної науково-практичної конференції. - Донецк: : IПШI "Наука і освіта", 2010. - С. 146-149.

Аннотация. Следствием бурного развития современных информационных и коммуникационных стало формирование одной из наиболее фундаментальных характеристик современного киберпространства – становление его как среды тотального, всеобщего творчества, понимаемого в двух аспектах: как активное участие в сотворении окружающей реальности и как творчество самосозидания. Предложено обозначить этот феномен понятием «панавторство», понимая его как процесс совместного конструирования, со-творения значительным количеством членов общества (в максимуме – всеми), окружающей реальности – причём уже не только виртуальной.

 

Личность человека эпохи постмодерна часто представляют расщепленной на множество идентичностей, которые не удается привести к «единому знаменателю». Но с развитием телекоммуникаций, в особенности сети Интернет, не менее значимой становится и другая сторона «кризиса идентичности»: «растворение» личности в бесконечном пространстве сетевых коммуникаций, получившее предельное воплощение в размытии грани между автором и читателем.

С одной стороны, сетевые технологии, дав возможность каждому человеку мгновенно и бесплатно создавать и распространять любую информацию, положили начало новой коммуникационной и информационной эпохе, «освободив литературу от власти печатного станка». Миллионы пользователей Сети изменяют свою прошлую пассивную роль потребителей информации на новую - гиперактивную, и Интернет становится платформой для беспрецедентного творчества. Но существует и другая сторона вопроса: стремительный процесс все большего слияния, автора и читателя, актера, режиссера и зрителя. Круг замыкается: сами пользователи Сети создают произведения для нее - и сами же являются их читателями. Интерактивная, диалогичная по своей сути сетевая литература дает возможность любому читателю стать соавтором текста, изменяя и дополняя его по собственному усмотрению. Таким образом, автор в буквальном смысле разделяет право на создаваемый текст с множеством читателей. Речь идет еще н о «смерти автора», провозглашенной Р. Батом, но о «растворении» индивидуального автора в безымянно коллективном разуме (творчестве). В отличие от идеи Барта, противопоставившего автора и читателя и отдавшего всю полноту власть над текстом читателю, теперь и автор, и читатель исчезают, превращаясь в равноправных соавторов.

В сетевой литературе происходит также слияние автора и его персонажа. В печатной литературе эту дистанцию поддерживает сама форма печатной книги, пространственно удаленной от своего автора. В Интернете, с его возможностями интенсивного общения online, эта дистанция исчезает. И если проект постмодерна дистанцирует автора от произведения, то сегодня имеет мест обратный процесс - их предельное сближение вплоть до полного слияния. Учитывая безграничные возможности умно- жени «виртуальных личностей» в сетевом коммуникативном пространстве, сам «автор» в Интернете превращается, фактически, в особый жанр литературного творчества, комплексный PR-проект. А значит, можно вести речь о грядущей виртуализации авторства, разрушительной для реального автора как самостоятельной знаковой фигуры.

Наконец, третье слияние - это слияние самих текстов, стирание грани между ними. В сетевой литературе, построенной на гипертекст с его бесконечным ветвлением, принципиально меняется статус отдельного произведения. Тысячи гиперссылок, тянущихся практически от каждого слова, соединяют между собой тексты разны авторов, делая переход от одного текста к другому, от одного автора другому все менее заметным для читателя. Здесь в буквальном смысл воплощается концепция интертекстуальности Р. Барта, согласно которой «каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат». Все становится связанным со всем, и, фактически, сетевое литературное пространство сплетается в единый гигантски метатекст, в котором все менее выделяются отдельные произведения.

Добавим к этому растущую популярность движения за свободную и открытую информацию, открытую науку, программно обеспечение с открытым кодом; коллективные энциклопедические справочные ресурсы, не предполагающие явного указания авторства: многократное копирование одних и тех же текстов тысячам пользователей, размещающих их на страницах виртуальны дневников. Все это ведет к тому, что любой текст в Сет становится всеобщим, надындивидуальным. Фактически, происходит своего рода «информационная контрреволюция», возвращающая нас к неавторской культуре - как он существовала, в частности в дописьменную эпоху.

Сегодня Интернет действительно становится коллективным разумом, ноосферой, в которой аккумулируются немыслимые ранее объемы данных - причем данных, в большинстве своем, открытых для всеобщего использования. Несомненно, подобна информационная открытость станет платформой для беспрецедентного прироста информации. Но с другой стороны, происходящее можно расценивать как исчезновение отдельно взятой личности, растворение индивидуального во всеобщем.

Сложно однозначно определить, чем же является в этом смысл современная эпоха: расцветом всеобщего творчества и авторств или же началом всеобщей анонимности и безымянности? Ведут л обозначенные тенденции к все более полному самораскрытию каждого индивида или к слиянию всех в единую безликую Сеть, создающую бесконечный метатекст? Возможно, единичная, суверенная книга вообще исчезнет - так же как и единичный автор? Вопросы остаются открытыми. Но, так или иначе, революция информационно-коммуникативной сферы только началась, и грядущие перемены затронут все стороны жизни общества, изменив, вероятно, само представление об идентичности и индивидуальности.