Назад в библиотеку


Идентичность в эпоху электронных коммуникаций: кризис идентичности или ее новый тип?

Автор: Ю.Н. Киселева.

Источник: Всеукраинская конференция студентов и аспирантов философских фаультетов - XIV научные чтения памяти Георгия Флоровского.  - Одесса: Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова, 5 Октябрь 2011. (ожидается публикация)

Аннотация. Развитие средств массовой коммуникации и создание глобальных информационных сетей обусловили изменения идентичности  современного человека. Это особенно характерно для киберпространства сети Интернет, где  проявляется ряд новых особенностей идентичности человека:  самосозидание, полиидентичность, динамичность, изменчивость. Эти факторы  сегодня  часто рассматриваются  как причины  «кризиса  идентичности», однако, очевидно, имеет смысл  рассматривать их как более позитивно - как процесс становления нового открытого, динамичного, множественного характера  идентичности.

Ключевые слова: идентичность, информационные технологии, Веб 2.0, Web 2.0, панавторство, самосозидание, кризис идентичности, интернет.

 

Развитие средств массовой коммуникации и создание глобальных информационных сетей обусловили изменения идентичности современного человека. Это особенно характерно для киберпространства сети Интернет, где проявляется ряд новых особенностей идентичности человека: самосозидание (свобода самопрезентации, ограниченная лишь фантазией пользователя) [1], полиидентичность (потенциальная множественность виртуальных идентичностей человека), динамичность, (способность «киберличности» изменяться со скоростью и в пределах, немыслимых в материальном мире, постоянно экспериментировать, играть со своей идентичностью) и др.

Эти факторы сегодня часто рассматриваются как причины «кризиса идентичности», однако стоит ли оценивать ситуацию столь однозначно? Э. Эриксон, который ввёл этот термин в научный оборот в середине ХХ века, понимал под ним отсутствие или утрату индивидом ясного представления о собственной социальной роли, ощущения собственной целостности, самости, тождественности самому себе, сознания собственной непрерывности . Но в современном обществе постоянные трансформации идентичности более уместно рассматривать как результат естественного развития тенденций к персонализации, индивидуализации, незавершённости, множественности, характерных для современной эпохи. В киберпространстве они достигают своего апогея - как и вытекающая из них проблема расщеплённости идентичности, которая, фактически изживает, аннулирует сама себя. В физическом мире человек, постоянно переключающийся между социальными ролями и образами, всегда (если речь не идёт о психических расстройствах) осознаёт свою самость, ощущает себя "самим собой", одним и тем же человеком, при этом в той или иной мере отождествляя себя с принятой в каждый конкретный момент ролью. В такой ситуации личность действительно оказывается расщеплённой на множество субличностей, в результате чего рискует утратить целостность и связность.  В виртуальном же пространстве, человек, имеющий несколько виртуальных Я, физически находится вне их, в результате чего может воспринимать их как нечто внешнее по отношению к самому себе, например, как персонажей литературного произведения. Вместо отождествления со своим виртуальным образом, человек ощущает себя скорее с Автором, творцом литературного персонажа. Это позволяет ему более ясно видеть свою принципиальную открытость и незавершенность и дает дополнительную возможность увидеть и пережить подлинного себя .

Иными словами, в киберпространстве, создающем беспрецедентные условия для всеобщего творческого процесса, равноправным участником которого становится практически каждый желающий, виртуальная личность, зафиксированная текстуально или визуально и представленная на оценку других пользователей, также неминуемо становится своеобразным жанром творчества. При этом происходит слияние субъекта творчества (автора) с его объектом: ведь, создавая виртуальные личности, автор, фактически, творит сам себя – и зачастую во множестве вариантов. Происходит становление нового - открытого, динамичного, множественного - характера идентичности, когда в одном человеке могут достаточно гармонично уживаться, чередоваться и динамически изменяться несколько разнообразных Я. Мы движемся к эпохе самосозидания и полиидентичности, всё менее детерминированной рамками физиологии или традиции, а являющейся предметом свободного творчества каждого человека.  

Литература

1. Горный Е. Онтология виртуальной личности / Горный Е. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2004.

2. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса монография. / Лутовинова О.В. - Волгоград: Изд-во ВГПУ "Перемена", 2009.

3. Тираспольский Л., Новиков В. Эстетика интернета. / Тираспольский Л. // Сетевая словесность. - Режим доступа: http://netslova.ru/tiraspolsky/estetika.html.

4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. / Эриксон Э. - Москва: Прогресс, 1996.