Назад в библиотеку


Новая «модель человека» (CIAM)

Автор: Д.М. Боровинская.

Источник: Вестник Томского государственного университета, 2009, №323. - с. 63-66.

Аннотация. Основываясь на ценностных ориентирах человека, автор статьи подчеркивает главную роль таких определяющих качеств, как креативность, информативность и активность в формировании новой «модели человека» на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: ценностные ориентиры, креативность, информативность, активность.

 

Облик человека начала XXI века и все социокультурные трансформации современности предопределяются такими фундаментальными характеристиками современного общества как рост социальной активности, изменение социального субъекта и всеобщее социальное творчество; стремление к индивидуализации и персонализации; стирание социальных, культурных, ценностных и прочих границ; постмодернистский отказ от бинарности и стремление к множественности и плюральности.

Одним из следствий этого становится получение индивидом невиданной ранее свободы выбора и возможностей конструирования собственной идентичности. Ярким примером этого может служить трансформация религиозности. В этой сфере к вышеперечисленным особенностям современного общества добавляется его постсекулярный характер. Устав от пустоты секулярного периода, человечество в поиске трансцендентальных оснований бытия вновь обращается к религии. Объединив этот фактор с вышеперечисленными, можно констатировать неизбежное начало нового витка активного развития религиозности - причём в совершенно новом её качестве.

Одной из актуальных тем современной философской рефлексии является проблема культурного многообразия во всех его аспектах – в том числе, религиозном. Одной из особенностей современного общества считается его интерконфессиональность (также могут употребляться термины «поликонфессиональность», «мультиконфессиональность», «мультирелигиозность») и подобные. При этом в большинстве случаев речь идёт о групповой, коллективной идентичности – в пределах этноса, населения страны и т.д.

Но в последние годы наблюдается также явление, которое можно определить как двойную или даже множественную религиозную идентичность, полирелигиозность, многоверие – в пределах конкретного индивидуума. Этот феномен, присущий ряду восточных культур на протяжении веков, начинает проявлять себя в западном мире, и всё больше людей наряду со своей «основной» религией обращаются к религиозным традициям и практикам других религиозных систем.

Пока феномен множественной религиозной идентичности практически не упоминается в социологических и религиоведческих исследованиях ни в нашей стране, ни за рубежом, хотя подобные тенденции были отмечены отдельными авторами достаточно давно. Так, по мнению С. Cornille, можно говорить о том, что множественная религиозная идентичность становится одной из интегральных характеристик религиозной культуры современности. Появляется всё больше людей, идентифицирующих себя, например, одновременно как буддиста и христианина, или иудея и буддиста. Сегодня уже не вызывают удивления, к примеру,  иудеи, признающие спасительную жертву Христа; люди, обозначающие себя как христиане, в значительной степени вовлечённые в исламские (в основном суфийские религиозные традиции); индуисты, считающие себя частично христианами и так далее [1]. В 1994 году R. Kamenetz в ставшей бестселлером книге «Еврей на лотосе» (he Jew in the Lotus) вводит термин «Jewish Buddhist» (сокращённо - Jubu или Buju), для обозначения человека, имеющего еврейское происхождение и осуществляющего отдельные буддийские практики или же считающего себя в равной степени приверженцем обеих традиций. Но, пожалуй, наиболее распространённой комбинацией в Западной Европе и США можно считать христиан и иудеев, заявляющих о своей причастности к буддизму . Тот факт, что «в мультикультурной среде возможно возникновение множественной религиозной идентичности  (двойной, тройной и т.д.) , отмечен и в новейших отечественных исследованиях.
Следует заметить, что подобная форма религиозной принадлежности вовсе не обязательно означает несерьезное, поверхностное отношение к религии. Напротив, именно такой выбор часто подкрепляется более широкой осведомлённостью индивида в вопросах истории религии и культуры, нежели у адептов одной религии «по традиции», постоянным самообразованием, изучением данных вопросов и пр.

Таким образом, сфера религиозной самоидентификации современного человека расширяется, приобретает открытый характер, а феномен множественной религиозной идентичности проявляется в самых неожиданных комбинациях, включая разное количество религиозных традиций. Человек становится не только поликультурным, но и полирелигиозным. Это даёт основания говорить о формировании нового типа религиозной идентичности, которую можно обозначить как множественную религиозную идентичность или «индивидуальное многоверие».

Рассмотренные тенденции являются лишь одним из штрихов в характеристике постсовременного человека. Право на экстериториальность, мультипрофессионализм, мультирелигиозность, мультиязычность,  мультигражданственость и так далее – таков  портрет человека грядущего глобального мультикультурного мира. 

Литература

1. Cornille C. Double religious belonging: Aspects and questions. / Cornille C. // Buddhist-Christian Studies. - 2003 - С. 43-49.

2. Kamenetz R. The Jew in the Lotus. A Poet's Re-Discovery of Jewish Identity in Buddhist India.: HarperOne, 1995. - 304 с.

3. Минченко Т.П. К вопросу об определении религиозной идентичности в современном мире. / Минченко Т.П. // Вестник томского государственного университета. - 2009, №324 - С. 99-101.