ДонНТУ   Портал магистров

Духовые музыкальные инструменты

Введение

Причиной выбора этой темы послужил мой опыт игры на духовых инструментах. В последние годы количество желающих обучатся и играть на данном виде инструментов. На мой взгляд это связано с их низким присутствием в популярной музыке, а так же сложностью обучения игры на данных инструментах. Одной из целей написания данного раздела является привлечение внимания к духовым инструментам.

1. История духовых инструментов

Духовые инструменты появились довольно давно. Еще в древности человек использовал полые рога животных, раковины, или полые ветви дерева в качестве примитивного инструмента. Подлинное их назначение в те времена мы, наверное, никогда не узнаем. Однако достоверно известно, что музыкальные инструменты данного вида поначалу носили сигнальные функции. При помощи их подавали различные сигналы на охоте, при военных действиях, а в мирное время ими пользовались почтальоны и некоторые народности в качестве средств связи.

Прародителями современных духовых инструментов можно считать охотничьи рожки, военные сигнальные трубы, почтовые горны, сопилки и прочие народные инструменты. Поначалу большинство инструментов могло извлекать лиш свой основной тон и несколько обертонов, которые получались в результате изменения натяжения губ игравшего или увеличения силы потока воздуха.

2. Виды духовых инструментов

Духовые инструменты длятся на несколько основных групп. Это медные духовые, деревянные духовые и язычковые духовые инструменты.

Название первых двух групп пошло от материала из которого в большинстве случаев изготавливают данные инструменты. Название третьей группы пошло от способа звукоизвлечения. Теперь о каждой группе подробнее.

Медные духовые инструменты произошли от рожков и прочих примитивных инструментов которые для надежности и долговечности стали изготавливать из меди или латуни. [3] Строй и тембр этих инструментов зависит от длины и формы, материала трубок из которых он изготовлен. Звуковая волна, которая появляется в результате колебания и уровня натяжения губ человека, многократно усиливается за счет эффекта резонанса в трубке. При этом из-за формы трубки звук приобретает окрас или тембр.

Изначально медные инструменты были натуральными. То есть, они не имели никаких дополнительных трубок или механизмов которые бы позволяли извлекать что то кроме основного тона инструмента и его обертонов. Потом, как например на старых трубах, появилась возможность изменения строя инструмента путем замены определенных трубок (кронов), которые меняли общую длину трубки инструмента.

Чуть позже появились клапанные инструменты. В них принцип регулирования высоты звучания схож с деревянными духовыми. Отверстия проделанные в трубки закрываются пальцами или специальным клапанным механизмом. Примером таких инструментов может служить Офиклеид и прочие.

Также широко распространены инструменты, в которых регулировка высоты инструмента происходит при помощи вентильного или помпового механизма. При помощи данных механизмов изменяется общая длина трубки. Примером таких инструментов являются: труба, корнет.

Так же существует кулисные инструменты. Высота изменяется за счет U-образной подвижной трубки. Основным представителем этого вида медных духовых инструментов является тромбон[1],[4].


  1. крон общего строя
  2. мундштук
  3. раструб
  4. клапан слива жидкости
  5. кулиса
  6. вторая стойка кулисы
  7. первая стойка кулисы
  8. уплотнительное кольцо кулисы

Деревянные духовые инструменты произошли от таких инструментов как: сопилки, пан-флейты и др. Принцип регулировки высоты в этих инструментов клапанный, в трубке инструмента проделаны отверстия, которые закрываются пальцами или специальным механизмом. Звукоизвлечение происходит за счет колебания специальной трости которая закрепляется на мундштуке или за счет особенности строения отверстия для воздуха (Лабиальные), например флейта. Инструменты данной группы производят в основном из дерева, эбонита, или метала. Самым ярким инструментом данной группы является саксофон [2].

В язычковых музыкальных инструментах звукоизвлечение происходит за счет колебания специальных мембран или пластинок (язычков). Примером является: гармоника, баян.

3 Мой опыт игры на тромбоне

Основное применение духовых инструментов в симфонических, джазовых, военных и собственно духовых оркестрах. Список жанров музыки, в которых используются эти инструменты тоже очень большей. Они используются и в классической музыке , и в современной популярной.

Начал обучения игры на тромбоне я в 2006 году, когда пошел учиться в музыкальную школу на отделение духовых и ударных инструментов по классу тромбона. Будучи студентом я продолжал обучение в музыкальной школе которую окончил в 2010 году, уже на третьем курсе университета. Во время учебы школы я играл в школьном эстрадном оркестре, что позволило мне набраться первоначального опыта.

В настоящее времяя играю в джазовом оркестре медицинского института, который называется «Medicus Band», на тромбоне. Начал учиться играть на тромбоне я еще в одиннадцатом классе и закончил на третьем курсе университета. Играю в оркестре я уже три года. Игра в оркестре позволяет научится играть «с листа», развевает технику игры на инструменте. Игра в коллективе накладывает дополнительную ответственность на играющего. Это связано с тем, что необходимо работать в команде, научится играть свою партию с учетом «звуковых помех» со стороны других участников оркестра.

Список источников

  1. Тромбон [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eomi.ws/brass/trombone/
  2. Деревянные духовые инструменты[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.partita.ru/instruments/woods.pdf
  3. Медные духовые инструменты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kamernij.narod.ru/mbox/levitsky/horns.htm
  4. Тромбон [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://arseniya.ucoz.ru/index/trombon/0-35