Назад
в библиотеку
Жизнь или пост-жизнь: полемика
биоконсерватизма и биомодернизма как
мировозренческая оппозиция начала XXI века
Автор:
Киселева Ю.Н.
Источник:
Перспектививирішення біотичних проблем та майбутнє цивілізації:
наукові,
філософські та
релігійні візії // Роль науки, релігії та суспільства у формуванні
моральної
особистості: матеріали ХХХІ Міжнародної науково-практичної конференції
(Донецьк, 27 квітня 2012 року). – Донецьк: ІПІШІ
«Наука і освіта», 2012. – 284
с.
Аннотация
Киселева
Ю.Н. Жизнь
или пост-жизнь: полемика биоконсерватизма и биомодернизма как
мировозренческая оппозиция начала XXI века. Тезисы
посвящены проблеме противостояния биоконсерватизма и биомодернизма как
феноменов современности, их отношению к пониманию жизни и жизни после
смерти.
Открытия последних десятилетий
в области конвергентных технологий
(биологии, медицины, техники информационных и коммуникационных
технологий) создают немыслимые ранее спектр средств трансформации
природы и организма человека. Существенные изменения в природе и
организме человека, происходящие уже сегодня, становятся очевидными не
только для ученых, но и для широкого круга образованных людей.
При этом отношение к
открывающимся возможностями разнится от
восторженного принятия до жестокой критики. Да, мы фиксируем те или
иные трансформации человека и природы под влиянием нами же созданных
технологий. Но хотим ли мы их стимулировать или предотвращать? Всеобщая
технизация для нас - это желанное светлое будущее или кошмар, которого
необходимо избежать? Есть ли возврат к природе? Таким образом, на одном
из полюсов этого противостояния находятся идеи и концепции,
утверждающие полезность и безопасность активной трансформации человека
и природы при помощи конвергентных технологий, а на другом -
противоположные воззрения с установкой на необходимость соблюдения
принципа природосоответствия и сбережения всех форм жизни на земле в
неизменной, «природной» форме. При этом
обе стороны
единогласны в том, что природа и человек как биологическое существо
сегодня находятся в кризисном состоянии, поиск преодоления которого
является одной из важнейших задач современности.
Следует отметить, что, несмотря
на очевидность поставленного
вопроса, данное мировоззренческое противостояние сегодня только
начинает актуализироваться в мировом инфрмационном пространстве и
практически не ставиться в пространстве русскоязычном. Значительно чаще
обосновывается одна из точек зрения - с позиции либо апологетики, либо
критики - без анализа сути противостояния как такового. Тем не менее,
данный вопрос обретает всё большую значимость в научных кругах, что
подтверждают появляющиеся публикации.
В то же время в полемике вокруг
данного вопроса на сегодняшний день
отсутствует терминологическая ясность: существует миожество близких, а
порой и синонимичных, терминов, образующих различные пары-оппозиции у
разных авторов. В частности, модель разграничения двух обозначенных
мировоззренческих полюсов, а также внутренняя классификация направлений
внутри каждого из них предложена в вышедшей в конце 2011 года книге Дж.
Морено, где он использует для их обозначения термины
«биоконсерватизм» и
«биопрогрессивизм» [ 1 ], в
апреле 2012 RеЬесса Roасhе и Stevе С1аrkе говорят об оппозиции
биоконсерватизма и биолиберализма [2]. В ноябре 2011 года М. Selak [3]
рассматривает оппозицию биоконсерватизма и транс гуманизма и также
предлагает классификацию течений и взглядов, располагающихся между
этими полюсами. Появляются и другие определения, каждое из которых
отражает ту или иную сторону данной проблемы.
Для разграничения данных
мировоззренческих установок используем пару
определений «биоконсерватизм-биомодернизм» как
наиболее
полную. При этом следует понимать, что речь идет не только о двух
полярных точках зрения, но и о континууме более умеренныхконцепций
между ними. К биомодернистскому направлению можно отнести трансгуманизм
и его разновидности, техно-прогрессивизм, биотехнологическое движение;
в политике к данному направлению тяготеют различные "пиратские
партии» и другие организации, настаивающие на необходимости
трансформации общества, структуры интеллектуальной собственности и нр.
Наиболее яркими представите лями биоконсерватизма можно считать Ф.
Фукуяму, Ю. Хабермаса, Г.Йонаса. С разной степенью соответствия сюда
можно отнести и такие общественные движения как биолуддизм,
технокритицизм, радикальный энвайронментализм, а также
«зеленое» движение в политике.
Рассмотренная дихотомия играет
все возрастающую роль в современном
обществе, выходя за рамки сугубо научного интереса и проникает в другие
сферы социальной жизни, прежде всего, в политику. Например, на выборах
президентов США в последнее время все чаще поднимаются такие вопросы,
как отношение к исследованиям стволовых клеток, роли науки в обществе,
поддержка тех или иных технологий, например, различных поколений
биотоплива или широкополосного интернета [4]. Споры по данному вопросу
ведутся представителями политических партий, религиозных конфессий.
Можно предположить, что именно ротивостояние биоконсерватизма и
биомодернизма станет одной из наиболее фундаментальных
мировоззренческих оозиций уже ближайшего будущего, а приверженность к
одному из описанных полюсов будет детерминировать позицию и поведение
индивида или социальной группы в самых разных сферах жизни. Поэтому эту
оппозицию Ожно рассматривать не только как фундаментальный вопрос
биоэтики, но и как важнейший вопрос и характеристику современной эпохи
в целом.
И этой тенденции, стремительно набирающей обороты в западном мире, еще
только предстоит войти и в нашу, украинскую реальность.
Литература:
1. Moreno J.D. The Body
Politic: The Battle Oer Science in America
// J.D.Moreno. – Bellevue Literery Press, 2011. –
224
c.
2. Roache R., Clarke S.
Bioconservatism, Bioliberalism, and
Repugnance // R. Roache. – Monash Biothics Review.
–
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://philpapers.org/arhive/ROABBA.1.pdf.
3. Selak M. Are you
Bioconservative, Transhumanist, or Something in
Between? Take the Test and Find Out. - Makedonija, Ohrid, 2011.-
[Электронный ресурс]. режим доступа
http://bib.irb.hr/prikazi-rad?langc=en&rad=553791
4. Vlaimir S. Кое- что о
«трансгуманистической» политике
и критике в контексте недавних постов и комментариев // TrendClub:
инфицированы будущим. - 2010ю - [ Электронный ресурс]. Режим доступа:
http//trendclub.ru/blogs/chat/4805