Назад в библиотеку

Представления об эвтаназии в исламе

Автор: Бардинова А.И.
Источник: Перспектививирішення біотичних проблем та майбутнє цивілізації: наукові, філософські та релігійні візії // Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості: матеріали ХХХІ Міжнародної науково-практичної конференції (Донецьк, 27 квітня 2012 року). – Донецьк: ІПІШІ «Наука і освіта», 2012. – 284 с.

Аннотация

Бардинова А.И. Представления об эвтаназии в исламеТезисы посвящены особенностям понимания эвтаназии и отношению к ней в мусульманской традиции.

С греческого языка «эвтаназия» переводится как «милосердное убийство». Речь идет о намеренном ускорении смерти или умерщвлении неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. Если понимать эвтаназию именно так, то ответ мусульманских богословов-правоведов однозначен – это запрещено. Когда больной человек сам просит прекратить его жизнь – это приравнивается к самоубийству – одному из самых больших грехов в всех религиях. Если такое решение принимает врач – то это посягательство на убийство.

Мусульмане отвергают эвтаназию, ибо Бог никогда и никого не обрекает беспричинно на страдания и мучения, считают они. К тому же подобное «милосердное убийство» практически не предоставляет обреченному человеку права выбора в принятии решения и лишает его возможного осознания по воле Божьей истинных причин своих недугов. Для верующих даже сама мысль о том, что кого-то можно предать смерти вопреки привычным общественным установлениям, невообразимо ужасна.

Мусульмане убеждены в том, что свои личные трагедии следует переживать с любовью и стойкостью, не забывая при этом оказывать посильную помощь больным и немощным в облегчении их страданий. 

Однако не все так однозначно. Прежде всего, различают два вида эвтаназии – активную и пассивную. В первом случае по отношению к безнадежному больному, находящемуся при смерти, применяют активные меры по ускорению смерти. Пассивная эвтаназия – это отказ от мер, способствующих поддержанию жизни смертельно больного человека. 

Активная эвтаназия запрещена исламом однозначно. Независимо от того, испытывает ли больной сильную боль или находится продолжительное время в коматозном состоянии – никто не имеет права ускорить его смерть. Что же касается пассивной формы, то ее мусульманские правоведы допускают. Однако каждый случай должен рассматриваться отдельно, и решение принимается квалифицированным врачом совместно с родственниками и близкими родного. 

Сегодня медицина достигла таких высот, когда даже в очень сложных случаях есть возможность поддерживать поддерживать жизнь пациента очень долго. При этом больной имеет право отказаться от медицинской помощи. Но важно понимать, что просьба о введении смертельной инъекции – это совсем другое. 

Согласно исламскому учению, тело, данное человеку Всевышним, не является его собственностью, которой он может распоряжаться по своему разумению. Тело человека – это вверенное ему Аллахом творение, за которое он должен отвечать перед его Творцом. В Коране говорится: «Не убивайте самих себя! Воистину, Всевышний Всемилостив к вам. [Потерпите, не ослабевая и не опуская рук, Он поможет вам преодолеть трудности и воздаст из милости Своей неописуемыми результатами в мирском и вечном ]» (4:29). 

Таким образом, можно подвести итог, что исламские ученые запретили любые виды эвтаназии. Если же больному со смертельной болезнью дают спокойно умереть, естественным образом, в краткий срок – в случае, когда всякая терапия позволила бы лишь на короткое время продлить жизнь в невыносимых условиях, то это не считается эвтаназией. И сколько бы больной ни просил их совершить это деяние, они не должны выполнять его просьбу или требование, поскольку убийство человека запрещено, терпение и выносливость очень высоко ценятся и почитаются в Исламе.