Назад в библиотеку

Проблема смерти в экзистенциальном содержании образования

Автор: Таланов В.М.
Источник: Творча спадщина В.І.Вернадського та проблеми формування сучасної екологічної свідомості (Вернадські читання): Доповіді і повідомлення 5-ї Міжнародної наукової конференції 26-27 квітні 2007 р. У м.Донецьку / Під ред. Р.О.Додонова. – Донецьк, 2007. - С.159 - 161. 

Аннотация

Таланов В.М. Проблема смерти в экзистенциальном содержании образования Статья посвящена проблеме сужения масштабов жизни современного человека, вследствие его малой озабоченности проблемами жизни и смерти. Автор акцентирует внимание на роли образования в формировании у населения адекватного понимания жизни и смерти.

Вечные темы о смысле жизни, о предназначении человека и его судьбе, о добре и зле, о жизни и смерти и многие другие все меньше и меньше занимают наше внимание. Для размышления над ними у современного человека нет ни физических сил, ни времени и, что особенно важно, потребности и способности. На эти вечные темы мы еще размышляем в юности. Затем они исчезают из поля зрения, лишь эпизодически возникая в тяжелые минуты жизни. 

Мы уходим от этих, кажущихся нам отвлеченными, проблем – и тем самым теряем связь времен. И, следовательно, не видим будущее, которое стучится в дверь и не понимаем прошлого, представляющегося хаосом событий. А потому и масштабы жизни вырождаются до масштабов сиюминутных текущих ситуаций, радостей и трудностей. Так незаметно появляется опасность стать временщиками на Земле. Но у временщика своя «философия» жизни. В ее основе лежит принцип «здесь и сейчас», который ориентирует человека на близкие цели, простые модели, примитивные решения, грубые представления, поверхностные чувства, неглубокие мысли. В крайних формах эта «философия» утверждает бессмысленность жизни, животное существование и духовную опустошенность.

Вечные темы существуют не для того, чтобы разгадать заложенный в них глубинный смысл, а чтобы к ним прикоснуться и сверить содержание жизни и устремлений с подлинными универсальными ценностями бытия человека и общества. Поэтому, когда затрагиваются вечные темы, то, кажется, само обращение к ним важнее, чем возможные концепции, взгляды, представления, рекомендации и советы.

Образование должно будить в людях потребность в обращении и соотнесении своей жизни с этими вечными темами. Важно, чтобы «…людям становилось душно, тоскливо и горько в пыли их земной жизни, в бессмысленном хаосе их чисто субъективных мелочей» [1]. Опустошение жизни от высших ценностей, на которые и акцентируют наше внимание размышления над вечными темами, неизбежно ведет к деградации человека, моральному нигилизму, оскуднению его души, психическими болезнями, разрушению естественного иммунитета, утрате состояния благоговения перед жизнью. Современный человек не испытывает священного трепета перед гармонией Вселенной, масштабом, сложностью, красотой мезо-, макро- и микромира. Он не ощущает «встроенности» своей жизни в мировое целое, в глобальный эволюционный процесс. Одним из художественных образов такой опустошенной души современного человека, как мне представляется, является беспорядок из геометрических фигур, символизирующих бессвязность жизни и ее утерянные смыслы, изображенный на картине П.Пикассо «Портрет Амбруаза Воллара». Не эти ли взволнованные мысли, но намного раньше, выразил Леонардо на рисунке «Хаос»?

Одна из вечных тем – тема Жизни и Смерти. Она связана с самыми глубокими переживаниями человека. Лукреций, например, считал, что страх смерти и страх того неизвестного состояния, которое наступит после смерти, - это главная и единственная причина живущего в человеке беспокойства [2, 276]. По З.Фрейду основополагающими силами в психических процессах человека являются инстинкты любви (Эроса) и смерти (Танатоса). Н.А.Бердяев считал смерть одним из врожденных трагизмов жизни. 

Все культуры не только уделяли теме Жизни и Смерти огромное внимание, но и развивались, разрабатывая эту проблему.

Проблему Жизни и Смерти человек пытался разрешить всеми возможными способами – путями религиозного творчества, мистических наитий и теологических построений. Однако общего содержательного решения религиозное сознание не дало. Своим художественным творчеством – в ошеломляющем многообразии произведений зодчества, ваяния, живописи, музыки не удалось найти единого решения загадки Жизни и смерти. Более чем двухтысячелетние искания философской мысли, запутавшейся в крайностях материализма и идеализма, также не привели к единому ответу. Наука, несмотря на выдающиеся успехи, относящиеся к отдельным проявлениям Жизни, все еще находится в состоянии поиска путей к разрешению этой великой и волнующей тайны. Поиски религии, искусства, философии, науки не прерываются и не ослабевают. Степень разработанности проблемы Жизни и Смерти и определяет зрелость культуры и образования. 

В содержании современного образования экзистенциальной проблематики вообще нет (возможно, исключением являются психологическое и частично философское образование). Не в этом ли одна из фундаментальных причин кризиса человека, общества и западной цивилизации?

Три взаимосвязанных аспекта темы Жизни и Смерти, по моему мнению, особенно важны сегодня в экзистенциальном содержании образования. 

1. Воспитание культуры благоговения перед Жизнью. 

Все живое наделено волей к Жизни Знаменитые слова из песни «Я люблю тебя, жизнь» афористично отражают эту глубочайшую основополагающую потребность всего живого — жить. У неживого вещества потребности нет по определению. Все остальные потребности, похоже, являются производными от этой фундаментальной потребности. Всем им — питанию, сну, общению, любознательности, удовольствиям и т.д. — образование должно уделять внимание, формируя и придавая им культурные формы. 

Идейной основой воспитания культуры благоговения перед Жизнью мог бы быть принцип священности жизни, отражающий приоритет ценности жизни в иерархии всех реально существующих и мыслимых ценностей: «Для человечества ничего не должно быть более важного, более значительного, более дорогого, более почитаемого, более любовно хранимого, более нерушимого, чем живое, чем Жизнь» [3-5]. И начинаться такое воспитание должно с уяснения уникальности феномена Жизни, места и роли человека в универсуме, в истории и судьбе живого вещества и Жизни. Творческое наследие В.И Вернадского в таком воспитании должно играть основополагающую роль. 

2 Воспитание культуры мужественного одиночества перед лицом Смерти. 

Ученые открыли, что смерть запрограммирована природой в каждом человеке и потому рано или поздно приходит конец жизни каждого из нас. У некоторых форм живого продолжительность жизни значительно больше, чем продолжительность жизни человека. Например, бактерии могут жить как угодно долго в условиях лаборатории, растение бамбук, размножающееся вегетативным путем, практически бессмертно. Гигантские черепахи гибнут от голода, так как их мышцы не выдерживают тяжести панциря, и ж не могут двигаться. У них нет, как считают ученые, процесса старения. Гигантский гренландский кит не стареет и живет более двух веков. 

Н. Ф. Федоров считал, что смерть противоестественна природе человека и возникает у него в процессе эволюции как приспособительная реакция для совершенствования сознания. Вряд ли можно согласиться с этим мнением. Но психологически любой человек все же испытывает потребность в бесконечной жизни. Он гонит прочь от себя мысль о смерти. В.И Вернадский свои ощущения о неизбежности смерти описал так: «…перестану существовать и не будет ничего. Не знаю, страшно ли такое ощущение, оно больше страшно, и смерть кажется страшной только тогда, когда приноравливаешь бездеятельность и прекращение к ныне существующей живой личности, для нас смерть кажется чем-то страшным, но так как после смерти ее не будет, то и страх смерти для нее существовать не должен.. Не признавая ни души, ни загробной жизни, я не вижу, чтобы тут происходило какое-нибудь лишение. . . все заключается в этой жизни, а не в одной или сотне других, якобы следующих за нею...» (6, 46-47). Даже тогда, когда жить становится невыносимо, человек все равно цепляется за жизнь и борется за нее из последних сил. Именно на этом понятном чувстве основывается ложь всех религий о загробной жизни: нет никакой жизни после смерти, нет ни ада, ни рая... Прав был Монтень — презрение к земной жизни заложено в религии.

Однако, стоит ли жить, если жизнь конечна? А.Харрингтон писал: «Жизнь — это болезнь с очень плохим диагнозом» (цит. по: 17, 4]). Один из персонажей рассказа А.П.Чехова “Ночь на кладбище" думал, что «Жизнь — это канитель, пустое бесцветное прозябание... мираж» [8. 190]. Смерть – это, конечно, трагедия. Но это не конец Жизни как таковой. Это не конец, потому что человек оказался сопричастен продолжению рода человеческого. В эпоху Возрождения была выдвинута концепция «героического энтузиазма» — смертный человек причастен к бессмертию человечества посредством передачи его знаний и опыта последующим поколениям. При этом краткость жизни — призыв к действию, "полному гордости и упоения». Смерти не в силах справится с великой рекой Жизни — Жизнь в космическом измерении вечна. Это показал, обобщая известный научный материал, В.И.Вернадский. Он сформулировал принцип вечности жизни: «Признавая биогенез, согласно научному наблюдению, за единственную форму зарождения живого, неизбежно приходится допустить, что начала жизни в том Космосе, какой мы наблюдаем, не было, поскольку не было начала этого Космоса. Жизнь вечна постольку, поскольку вечен Космос, и передавалась всегда биогенезом. То, что верно для десятков и сотен миллионов лет, протекших от архейской эры и до наших дней, верно и для всего бесчисленного хода времени космических периодов истории Земли. Верно и для всей Вселенной» [9. 102]. Смерти не остановить вечное течение Жизни. Вспомним Б.Пастернака: 

                                                                                Но в полночь смолкнут тварь и плоть. 

                                                                                Заслышав дух весенний. 

                                                                                Что только-только распогодь. 

                                                                                 Смерть можно будет побороть Усильем Воскресенья.

И хотя все эти мысли понятны, но все же... По-прежнему остается трудным и, возможно, неразрешимым для образования вопрос: «Можно ли человека научить не бояться смерти и рационально осмысливать неизбежность конца жизни?» 

3. Воспитание культуры ответственности. 

Любое практическое действие продуктивно лишь в том случае, если оно совершается с оглядкой на вечное, делается, как говорится, «на века». В книге известного историка и философа науки Б.Г.Кузнецова “Встречи'' приведен один поучительный эпизод, характеризующий В.И.Вернадского. Однажды бывший президент Академии Наук СССР ВЛ.Комаров, зная о частых встречах Б.Г.Кузнецова с Владимиром Ивановичем, попросил передать ему одну просьбу. Речь шла о предложении занять какой-то дополнительный пост в Академии Наук. «Вы знаете, - ответил Вернадский, - я предпочитаю отказаться ввиду страха смерти (выделено мной. Т. В). Но не в обычном смысле, а в смысле боязни не успеть в течение оставшейся жизни сделать то, что уже задумано». «А в каком возрасте должна появиться такая боязнь?» - спросил автор книги. «Чем раньше, тем лучше, хорошо бы до тридцати лет, но главное - сохранить ее до смерти» [10]. 

В.И.Всрнадский следовал заветам римских философов-стоиков, которые сформулировали принцип, каждый человек должен жить, думая о смерти («Думай о смерти»). Этот принцип не означает неврастеническую дрожь перед роковой неизбежностью смерти. Он акцентирует наше внимание на том, что каждое свое действие человек должен совершать так, как будто это последнее действие в его жизни. Важные практические следствия для образования вытекают из этого принципа:

а. Необходимо учиться строить свои отношения с людьми, обществом, государством на фундаменте высоких духовных устремлений, а не на основе мелкого, суетного, условного, узко прагматичного. 

б. Не борьба со страстями должна занимать внимание человека, а радость любви и труда, непрерывное самосовершенствование, напряженная повседневная работа. 

На этих идеях, по-прежнему актуальных и значимых, может воспитываться личная ответственность человека за свою судьбу, судьбу близких и родины. 

Литература:

1. Ильин И. А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. - 431с. 

2. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. - М: «Прогресс» - «Культура», 1996. - 480с. 

3. Таланов В.М. Священность живого (В поисках принципов нового миропонимания ). - Новочеркасск: Набла, 1998. - 44с. 

4. Таланов В.М. Принцип священности жизни и экологическое образование // Ноосфера. Збірник філософських праць. – Донецьк: ДонНГТУ.-2003. - С.179-183. 

5. Таланов В.М. Рай и ад виртуального мира \\ Новое в искусственном интеллекте. Методологические и теоретические вопросы. - М.: ИнтелЛЛ, 2005. - С.173-176. 

6. Страницы автобиографии В.И. Вернадского. – М.: Наука, 1981

7. Карпов М.М. Размышления о жизни и смерти. – Ростов-на-Дону: ООО «РОстиздат», 2005.-72с.

8. Чехов А.П. Собрание сочинений в 12-ти томах. – Т.4. - 1985.
9. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. – М.: Сов.Россия, 1989. - 704с. 10. Кузнецов Б.Г. Встречи. – М.: Наука, 1984. - 96с.