Назад в библиотеку

Эвтаназия как проблема современной биоэтики

Автор: Кучинская Л.С.
Источник: Перспективи вирішення біотичних проблем та майбутнє цивілізації: наукові, філософські та релігійні візії // Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості: матеріали ХХХІ Міжнародної науково-практичної конференції (Донецьк, 27 квітня 2012 року). – Донецьк: ІПІШІ „Наука і освіта”, 2012. – 284 с.

Аннотация

Кучинская Л.С. - Эвтаназия как проблема современной биоэтики. Тезисы посвящены проблеме эвтаназии в современном общественном мнении. Раскрывается понятие биоэтики как отрасли знания, интересующейся вопросом эвтаназии.

Биоэтика, как исследовательское направление междисциплинарного характера, сформировалась в конце 60-х – начале 70-х гг. XX века. Термин «биоэтика» был предложен В.Р. Поттером в 1969 г. Биоэтика представляет собой важное направление философского знания. Формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще и медицинской этики в частности. Оно обусловлено, прежде всего, усиливающимся вниманием общественности к правам человека и созданием новых медицинских технологий, порождающих множество острейших проблем, требующих юридического и морального регулирования. 

Что же касается эвтаназии, то она превратилась в актуальную проблему не только для медицины, но и для всей современной культуры, показателем чего является тот факт, что на протяжении последних лет эвтаназия неизменно занимает в массовом сознании одно из первых мест. Современная культура становится все более медикализированной. Воздействие на природное начало в человеке оказывается все более изощренным, но при этом и более агрессивным, а последствия – все более рискованными и опасными, что закономерно ставит вопрос о «разметке» границы между допустимым и недопустимым.

Традиционные религии отвечают на вызовы и угрозы современного мира в зависимости от вероучительных основ и по отношению к эвтаназии не проявляют единодушия. Несмотря на это, официальная позиция религиозных организаций в отношении к эвтаназии носит отрицательный характер. Дж. Шовальтер по этому поводу писал, что религиозная оппозиция по отношению ко всем формам эвтаназии основана на вере в божественную природу страдания или «в исключительное право бога определять предел человеческой жизни». 

Целый ряд проблем в биоэтике носит сугубо философский характер осмысления» что значит быть человеком? Что такое жизнь? Какова достойная смерть? Именно поэтому в философском знании большое место уделяется не только этике, но и медицинской этике в частности. Главная идея биоэтики состоит в том, что общечеловеческие ценности не должны рассматриваться отдельно от биологических фактов – человек все еще является частью природы, ему необходима чистая окружающая среда. Именно вопрос о том, нужна эвтаназия или нет, остается открытым. Ответ на этот вопрос будет лишь тогда, когда наука полностью познает человека и ответит на вопросы «Что такое жизнь?» и «Что такое смерть?».

Вплоть до сегодняшнего дня к эвтаназии относятся по-разному; общественное мнение расколото. В случае полной легализации эвтаназии многие по-прежнему будут считать, что эвтаназия (как умерщвление невинного) есть безусловное зло. С другой стороны, жить, чтобы страдать тоже не выход. Не все жизненные ситуации измеряются нашими теоретическими, религиозными или мировоззренческими убеждениями, а люди, столкнувшиеся в реальности с этой проблемой, начинают относится к ней иначе, чем те, кто привык говорить о проблеме эвтаназии, не до конца понимая, что смерть, иногда наилучший выход в диагнозе с неизлечимым заболеванием.