Назад в библиотеку

Феномен жертвы: этическая проблематика трансплантологии и ее видение Украинской православной церковью.

Автор: Филатова Н.Н
Источник: Перспективи вирішення біотичних проблем та майбутнє цивілізації: наукові, філософські та релігійні візії // Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості: матеріали ХХХІ Міжнародної науково-практичної конференції (Донецьк, 27 квітня 2012 року). – Донецьк: ІПІШІ „Наука і освіта”, 2012. – 284 с.

Аннотация

Филатова Н.Н. Феномен жертвы:этическая проблематика трансплантологии и ее видение Украинской православной церковью. Тезисы посвящены проблеме трансплантологии в мире и Украине на современном этапе. Автор расскрывает взгляд Украинсой правочлавной церкви на проблему донорства и пересадку органов.

Феномен жертвы одно из ключевых понятий в христианском учении. Оно стоит у истоков этой религиозной традиции, речь идет о самопожертвовании как одном из основных этических принципов христианства. Искупительная жертва – добровольная смерть Иисуса Христа, для верующих данной конфессии, является символом прощения греха через пролитие крови жертвы. Новое значение этот феномен получает в современной медицине, а именно в трансплантологии, где донорство становится новым символом заботы и спасения жизни. Это явление, трансформируясь в стремительный выход трансплантологии из степени медицинского экспериментирования на уровень распространенной массовой практики, поднимает тем самым множество вопросов и вскрывает ряд проблем этико-религиозного характера.

Трансплантация сегодня – одно из направлений практического здравоохранения, сформировалось как самостоятельное научное направление сравнительно недавно. Особым разделом в этом направлении стоит выделить этические принципы, это отдельная глава, которой за последние годы было уделено много внимания на специальных заседаниях, симпозиумах, конференциях. Важность соотношения трансплантологии с аспектами этики и религии подчеркивается тем, что такие выдающиеся открытия как рентгеновское излучение, разработка антибиотиков, открытия в области бактериологии не сопровождались разработкой законодательных актов. В то время как 1999 год был периодом принятия Закона Украины «Про трансплантацію органів та іншх анатомічних матеріалів людини» Это внимание к трансплантации говорит о том, что вопрос пересадки органов и тканей не только новое направление в современной медицине, но и серьезное социокультурное явление.

К вопросу жертвенности в рамках трансплантологии Украинская православная церковь подходит двузначно: с одной стороны стоит вопрос о традиционном уважительном отношении к мертвому телу, которое несет в себе отпечаток положенного, должного внимания к живому. Пренебрежение этим принципом, согласно мнению епископа Макаровского Илария: «… может привести к необратимым последствиям таким как использование трупов в угоду роста потребительского отношения к человеку». С другой стороны, как отмечает настоятель Храма святого Духа Варнава: «… в основе лежит жертвенная любовь к ближнему ради спасения его жизни».

Свидетельством заинтересованностипредставителей УПЦ проблемами трансплантологической практики, стало проведение 21 декабря 2011 года заседание Комитета Украинской православной церкви по вопросам биоэтики. На собрании прозвучали доклады о современном состоянии транспланталогии в Украине, а так же обсуждались отдельные положения украинского законодательства относительно трансплантации органов и биоматериалов и прилагаемые изменения к нему. На официальном сайте УПЦ размещена статья архиепископа Августина Маркевича «Проблеми біоетики:православний погляд»,  в которой высказывается резко негативное восприятие вопросов, касающихся  развития трансплантологии и биоэтики в целом. Архиепископ видит в медицинских новейших разраьотках причину экологических и техногенних катастроф.  Касаемо донорства в статье обозначено что: «… це пов’язане з цілком непередбаченими результатами. Вчені не беруть до уваги те, що одні іорми страждань будуть замінені іншими, можливо зе важчими».

Таким образом, можно сказать, что среди представителей УПЦ на данном этапе нет официального единого мнения касаемо трансплантологии. Согласно одной версии в этической традицииречь не идет о том, что нельзя жертвовать собою во имя спасения жизни человека: «нет больше той любви, как если кто-то положит душу свою за друзей своих» (Ин.15, 13). Сама жертвенная смерть спасителя является свидетельством этической ценности самопожертвования. Главным в таком решении становится добровольное действие, включающее насилие или психологическое воздействие. Но также в Украинской православной церкви есть противники развития  многих медицинских новшеств, особенно тех, что касаются трансплантологии. Отыскать, осмыслить, прийти к согласию и принять решение, довольно важные задачи для избежания опасности совершить социальную ошибку и это то, с чем предстоит определится Украинской православной церкви.