Назад в библиотеку

О ЗНАЧИМОСТИ МОРАЛЬНЫХ ИМПЕРАТИВОВ В ПРЕОДОЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ

Автор: Емельянова А.В.
Источник: Творча спадщина В.І.Вернадського та проблеми формування сучасної екологічної свідомості (Вернадські читання): Доповіді і повідомлення 5-ї Міжнародної наукової конференції 26-27 квітні 2007 р. У м.Донецьку / Під ред. Р.О.Додонова. – Донецьк, 2007. - С.159 - 161. 

Аннотация

Емельянова А.В. О значимости моральных императивов в преодолении экологической катастрофы. Статья посвящена проблеме снижения нравственности в современном мире, и в Украине в частности. Исследование призвано показать, с чем это связано и к каким результатам ведет.

Какому бы остракизму не подвергали философию бывшие и нынешние её критики, а она была и есть духовной квинтэссенцией эпохи, живой душой культуры и её вечные проблемы всегда актуальны для человечества в их новых измерениях. К числу этих проблем относится проблема взаимоотношения человека и природы, которая в нынешний переломный момент человеческой истории приобрела трагическое звучание, так как человечество находится на грани самоуничтожения. 

Человеческое общество в своей массе чрезвычайно бездумно, безответственно и близоруко смотрит на свои перспективы дальнейшего существования, люди живут настоящим. Они не осознают смертельных угроз, возникших в результате преобладания стихийных, варварских отношений с природной средой своего обитания, основанном на потребительских, эгоистических ценностях. Принцип “после меня, хоть потоп” остается преобладающим в человеческой деятельности, более того, его воздействие усиливается. 

Современная ситуация парадоксальная: с одной стороны, об экологических угрозах человеческой цивилизации не говорит только ленивый. Это стало общим местом в наших теоретических спорах и рассуждениях. С другой - все эти дискуссии, теоретический анализ оказывают незначительное воздействие на реальную жизнь людей, особенно в нашем обществе. Важнейшей причиной такого катастрофического разрыва есть низкая моральная культура огромного числа наших людей на всех уровнях социальной лестницы. Повседневная моральная практика характеризуется грубостью, унижением человеческого достоинства, агрессивностью и насилием. Поведение людей и их поступки направляются зачастую их инстинктивной, эмоционально-чувственной сферой, а не рационально-волевой. Такой же агрессивный, насильственный эгоцентризм переносится и на природный мир, при этом совершенно отсутствует понимание как самоценности природы, так и кровной зависимости человека от состояния природной среды, понимание природы как материнского лона человека, живительными соками которого он только и может питаться как телесное и духовное существо. Реалии нашей жизни таковы, что и в государственной политике в сфере экологии преобладает формализм. Люди облаченные властью, в силу своей аморальности идут на сделки с совестью в деле сохранения здоровой природной среды. Большие деньги затмевают не только разум, но и заставляют забыть о важнейших императивах общественной морали, которая устами представителей универсалистской этики говорит о самоценности всех проявлений жизни на Земле, а также самой планеты Земля как целостной, живой самоорганизируется системы, которая отвечает определенным образом (наводнения, тайфуны, засухи, смерчи и т.д.) на человеческое насилие. 

Представляется, что в учении В.И.Вернадского о «ноосфере» часто делается акцент на переходе биосферы в ноосферу путем постепенного её освоения человеком. Но даже если говорят о разумной целенаправленности развития биосферы в интересах человека, не подчеркивается второй самый главный момент, а именно, что сам человек должен с необходимостью качественно развиваться и совершенствоваться как духовное, моральное существо. Напористый агрессивный активизм по отношению к природе, рожденный и воспетый в глубинах европейской цивилизации, желание направить развитие биосферы в интересах человека, в границах своего понимания, оказался узким, ограниченным и несостоятельным. Это связано с сохраняющейся качественной характеристикой человека как существа разумного, но эгоиста, игнорирующего самоценность природного мира и, в конечном счете, не осознающего трагических последствий для него самого этого игнорирования.

Благодаря переходу к цивилизации, хотя бы к элементарным надбиологическим программам деятельности, возникло определенное сдерживание напора чисто биологических механизмов расхитительского потребления природных даров Но все дело в том, что человеку более удобно, «естественнее» пользоваться своими биологическими регулятивами в отношениях с природой, не напрягая себя моральным императивом «не навреди». Поэтому определяющим в отношениях человека с природой было и есть насилие и абсолютное пренебрежение последствиями такого насилия. 

Безусловно, важно выработать принципы экологической цивилизованности, но они будут оставаться пустым звуком, если не будет массового соблюдения этих принципов систематически и повсеместно. Но как возможно этого достичь, если среди человеческих индивидов и общностей никак не могут укрепиться моральные регуляторы их отношений. Если для некоторых сообществ и стран это удастся лучше, и мы их называем цивилизованными странами, то для других это только лишь далекая перспектива. Например, немецкие ученые (Клаус Михаэль и др.) разработали идеи о том, что они создают природное государство, воспринимающее природу как центр универсума. Задача государства - сформировать природно-социальный общий мир и соответствующий термин присутствует в немецком законодательстве, поэтому государство несет ответственность за реализацию этой задачи. 

В Украине прямо противоположна ситуация и можно полностью согласиться с утверждением, что у нас происходит экоцид. Историко-культурные, заповедные, оздоровительные земли самовольно захватываются субъектами предпринимательства и используются в своих хищнических, эгоистических целях. Суды же. где господствует взяточничество, их полностью оправдывает. У государственной службы заповедного дела нет единой системы действенного контроля за сохранением природных заповедников и национальных парков. Украина даже не приняла закон о дикой природе, как это сделано в большинстве цивилизованных стран. Грубо попирается существующее природоохранное – законодательство. Даже наша столица - Киев потерял статус одного из самых зеленых и экологически благополучных городов Европы.

Если мы не будем активно бороться с экоцидом, не сохраним наши леса, реки, землю, растительный и животный мир, мы не сможем сохранить основы нашей национальной идентичности, нашу страну и нашу жизнь.

Многочисленные исторические примеры и современность подтверждают тот факт, что моральное сознание очень быстро может деградировать, что влечет, в свою очередь, за собой духовное одичание людей, приводящее к возврату или же к преобладанию стихийно-инстинктивных, грубых и насильственных механизмов регулирования взаимоотношения человека с природой. Можно с уверенностью сказать, что духовно - моральное одичание людей как составная «антропологической катастрофы» есть основой или даже причиной катастрофы экологической. Мы должны учиться и построить сочувствующее общество, как можно быстрее пройти путь дикого капитализма и дикого бизнеса, преодолевая свое отставание от цивилизованных стран и быть откровенно правдивыми относительно своих позитивов и негативов.

Первостепенно важным есть настойчивое укоренение в сознании, в образе жизни наших людей идеи ответственности за свои разрушительно-насильственные действия по отношению к природе. С другой стороны, необходим механизм контроля и неотвратимого наказания конкретных лиц, групп, учреждений за их эгоистические, хищнические действия в отношении к природе. Поэтому главные усилия должны быть сосредоточены в гуманитарной сфере в перестройке общества, изменении палитры потребностей и др., а также в сфере моральной практики и сознания. Без качественного изменения мировоззрения людей и моральной составляющей как его важнейшего компонента, изменить образ жизни людей, который бы основывался на экологических императивах представляется невозможным.