Назад в библиотеку

Философия конфуцианства: основные идеи и его влияние на культуру Китая

Автор: Мусенко Е. А.
Источник: Рлігієзнавство. Історія релігій / Матерiали студентської науково-філософської конференцiї студентiв Донецького національного технічного університету 27 травня 2010 року. — Донецьк, ДонНТУ — 2010, с. 65-166.

Аннотация

Мусенко Е. Философия конфуцианства: основные идеи и его влияние на культуру Китая В данной работе описывается роль философии Конфуция для культуры Китая. Произведен анализ влияния его творчества на дальнейшее будущее страны.

Китай – одно из древнейших цивилизованных государств мира. В далеком прошлом, четыре тысячи лет назад, вслед за рождением рабовладельческого строя, начинается история развития китайской философии. Философские идеи в Китае, берущие начало в глубине веков, чрезвычайно богаты по содержанию и являются огромной кладовой идеи в истории познания всего человечества.

Воспитание мировоззрения образованных китайцев основывалось на древних книгах «Пятикнижие»: «Книга песен» («Ши-дзин»), «Книга истории» («Шу-цзин»), «Книга перемен» («И-цзин»), «Книга обрядов» («Ли-цзи»), «Летопись Чунь-цю».

Постепенно зарождается важнейшее для древнекитайского мировоззрения представление о «дао» («путь) как о безличном мировом законе, которому подчиняются природа и люди. «Дао» - космический и нравственный закон. Древнекитайская нравственность связана с такими представлениями, как «ли» - «почтительность», «церемониал», «ритуал»; «сяо» - почитание родителей; «ди» - почитание старшего брата.

Древнекитайская предфилософия включала в себя и зачатки наук: математики, астрономии, медицины. Однако в Древнем Китае науки были развиты слабо. В частности, древнекитайская математика была лишена доказательств, и она так и не достигла уровня дедуктивной науки, как это произошло в те же века в Древней Греции. Это не могло не сказаться на уровне древнекитайской философии.

Кун Фу-цзы (по-русски - Конфуций) считается родоначальником древней философии в Китае. Он положил начало развитию конфуцианства. Кун Фу-цзы (551-449 г. до н. э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжелого внутреннего кризиса.

Особенность менталитета Китайцев, сформированного в том числе и конфуцианством, можно ясно рассмотреть на одном простом примере: слово «кризис» в китайском языке состоит из двух иероглифов, обозначающих соответственно «опасность» и «возможность». И в этом главная сила китайцев – при любой угрозе они ищут возможность как «не потерять лицо» и выйти из кризисной ситуации с выгодой для себя, причем выгода для них не всегда материальна.

Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Кун Фу-цзы на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека, цзюнь-цзы («благородный муж»).

Высокоморальный цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве модели, эталона для подражания, должен обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга.

Понятие гуманность «Жень» трактовалось Кун Фу-цзы необычайно широко и включало в себя множество качеств: скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и так далее. «Жэнь» - это высокий, почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние.

Однако для настоящего цзюнь-цзы одной гуманности было недостаточно. Он должен был обладать еще одним важным качеством – чувством долга «и», продиктованным внутренней убежденностью в том, что следует поступать именно так, а не иначе. Долг – это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам. Чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими принципами, но не расчетом.

С основным нравственным принципом «жэнь» теснейшим образом связаны «сяо» - почитание родителей, старших и «ли», означающий ритуал, церемонии. «Жэнь» выступает определяющим принципом, но и «ли» очень значимо, ибо человеку нельзя смотреть, слушать, говорить и поступать вопреки «ли». Именно здесь коренится начало этического формализма конфуцианства, впоследствии принявшего такие размеры, что его противники говорили: «Человеку следующему предписаниям конфуцианцев, некогда быть добродетельным и поступать добродетельно, так как он занят непрерывными церемониями».

Конфуцианское учение о знании подчинено социальной проблематике, для Кун Фу-цзы знать – «значит знать людей», познание природы его не интересует. Знание «благородного мужа» - это овладение конфуцианскими устоями, порядком правления и обрядами. Хотя и говорится, что знания достигаются путем размышлений, однако сами размышления замыкаются в жесткие границы: «учение без размышления бесполезно, а размышление без учения опасно». Это поясняет смысл «исправления имен», о котором часто говорит Кун Фу-цзы.

Кун Фу-цзы, отталкиваясь от сконструированного им социального идеала, сформулировал основы того социального порядка, который хотел бы видеть в Поднебесной: «Пусть отец станет отцом, сын - сыном, государь – государем, чиновник – чиновником», то есть все в этом мире хаоса и сумятиц станет на свои места, все будут знать свои права и обязанности и делать то, что им положено. Упорядоченное таким образом общество должно состоять из двух основных категорий, верхов и низов – тех, кто думает и управляет, и тех, кто трудится и повинуется. Критерием разделения общества на верхи и низы должны были служить не знатность происхождения и тем более не богатство, которое Кун Фу-цзы откровенно презирал, а только знания добродетели, а точнее степень близости человека к идеалу цзюнь-цзы.

В конце концов, встает вопрос, религия ли конфуцианство? В конкретных условиях китайской империи конфуцианство играло роль основной религии, выполняло функции официальной государственной идеологии. Выдвинутая им на первый план и тщательно культивируемая социальная этика с ее ориентацией на моральное усовершенствование индивида была, по существу, эквивалентом той слепой, окрашенной мистикой, которая лежит в основе других религий. Эта замена была логичной, естественной именно в Китае, где рациональное начало еще в древности оттеснило эмоции и мистику.

Не будучи религией в полном смысле этого слова. Конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство – это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов – словом, основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества. В определенном смысле можно сказать, что именно благодаря конфуцианству со всем его культом древности и консерватизмом китайское государство и общество не только просуществовало свыше двух тысяч лет в почти неизменном виде, но и приобрело такую гигантскую силу консервативной инерции, что революционный ХХ век, покончивший с конфуцианством как официальной идеологией и активно развенчавший эту доктрину, пока еще далеко не в праве считать себя победившим все восходящие к конфуцианству и питающиеся его соками консервативные традиции.

Характерное отличие заключается в том, что конфуцианство не имеют ничего общего с монотеистическими религиями, сконцентрированными вокруг единого Бога, такими, как иудаизм, христианство и ислам. Эта философия, которая вообще уделяет мало внимания природе и деятельности бога. Именно поэтому конфуцианство, часто вообще не считают религией, а считают философским течением Китая.

В течение двух с лишним тысяч лет оно формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь, восприятие, на их быт и уклад жизни. Конфуцианство – одна из философий, в которой заключены корни последующих китайских верований, от него берет свое начало непоколебимая убежденность, сбалансированность природы, оформленная в последствии в знаменитую концепцию “Инь” и “Янь”, силу тьмы и света, мягкого и твердого, женского и мужского. Также нужно сказать, что еще одна очень важная идея, берет свое начало - это забота о благосостоянии людей, которая пронизывает всю последующую философию и религию Китая. Уже позже, из нее родилась всемирно известная концепция Тянь-Минь или Воля Неба. Как говорят историки, именно эта философия, эта вера послужили базой для развития последующей философии Китая, также как их политическая, социальная, материальная культура дали семена для расцвета последующей цивилизации Китая. В этом смысле конфуцианство не уступает ни одной из великих религий мира, а кое в чем и превосходит их. Конфуцианство заметно окрасило в свои тона всю национальную культуру Китая, национальный характер его населения. Оно сумело стать – во всяком случае для старого Китая – незаменимым.

Список использованной литературы

1. Model.Exponenta.Ru — учебно-методический сайт о моделировании и исследовании систем, объектов, технических процессов и физических явлений. http://model.exponenta.ru/
2. Хайрер Э., Ваннер Г. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений. Жесткие и дифференциально-алгебраические задачи. М.: Мир, 1999. 685 с.
3. Сайт разработчиков ПК «МВТУ». http://mvtu.power.bmstu.ru/
4. Shampine L.F., Reichelt M.W. The MATLAB ODE Suite // SIAM J. on Scientific Computing. Vol. 18. 1997. № 1. P. 1-22.
5. Bogacki P., Shampine L.F. A 3(2) pair of Runge-Kutta formulas // Applied Mathematics Letters. Vol. 2. 1989. № 4. P. 321-325.
6. Hosea M.E., Shampine L.F. Analysis and implementation of TRBDF2 // Applied Numerical Mathematics. Vol. 20. 1996. № 1-3. P. 21-37.
7. Скворцов Л. М. Адаптивные методы численного интегрирования в задачах моделирования динамических систем // Изв. РАН. Теория и системы управления. 1999. № 4. С. 72-78.