Назад в библиотеку

Совершенствование деятельности фирмы с цикличным спросом на продукцию

Автор: Скрипай В.В.
Источник: Моделювання соціально-економічних процесів та інформаційні технології в економіці - 2011 / Матерiали V міжнародної науково-практичної конференції молодих учених, аспірантів, студентів «Сучасна інформаційна україна: інформатика, економіка, філософія» — Донецьк, ДУІіШІ — 2011.

Науч. руководитель к.ф-м.н., доц. Сторож В.В.

Сегодня, в условиях жесткой конкурентной борьбы, каждый рассчитывает только на себя. Кто-то делает ставку на сезонный бизнес, чтобы воспользоваться кратковременными подъемами покупательской активности и получить максимальную прибыль. А у кого-то, наоборот, из-за фактора сезонности возникают существенные проблемы, связанные с падением объемов продаж и последствиями этих спадов. Для большинства предприятий, деятельностью которых является производство лакокрасочных материалов, спрос на продукцию подвержен значительным сезонным колебаниям. В некоторые промежутки времени он может опускаться до нулевой отметки. В таких условиях одной из первостепенных задач выступает прогнозирование будущего объема продаж и меры по сглаживанию последствий сезонных колебаний, т.к. в моменты спада фирма терпит убытки.

Целью данной работы является экономический анализ деятельности фирмы по производству лакокрасочных материалов и мер по совершенствованию этой деятельности в условиях сезонности спроса.

Как видно из графика, деятельность данной фирмы носит ярко выраженный сезонный характер: четко различимы пик продаж, который приходится на июль и октябрь, и резкое падение практически до нуля (декабрь-январь). Подобные колебания повторяются на протяжении трех лет примерно в одни и те же месяцы.

Рис. 1 График продаж за 2008-2010 гг.

Рис. 1 График продаж за 2008-2010 гг.

Существуют два основных пути борьбы с сезонными колебаниями объемов продаж:

1. Стимулирование сбыта.

1. Минимизация расходов.

Поскольку, в связи с спецификой деятельности фирмы, невозможно эффективно минимизировать затраты, то рассмотрим методы стимулирования сбыта:

- скидки и распродажи (данный способ стимулирования потребительского спроса не требует специальной подготовки и вложения дополнительных средств, но не всегда одинаково эффективен для оптовых клиентов и розницы);

- использование сезонных коэффициентов (данный метод заключается он в том, что цена на товар на протяжении года остается неизменной, но при покупке товара или услуги в определенные месяцы применяется повышающий или понижающий коэффициент);

- правильная рекламная кампания (этот метод включает в себя грамотно разработанную рекламную стратегию на год, однако, она требует дополнительных затрат (рекламный бюджет) и правильного распоряжения выделенными средствами);

- выгодные условия покупки (данный метод отличается от скидок и рекламных акций тем, что продукция реализуется по своей обычной цене, но клиентам предлагаются дополнительные выгодные условия, например, в качестве бонуса могут выступать отсрочка платежей, бесплатная доставка товара и др.);

- корректировка ассортимента (данный метод является наиболее эффективным, его можно осуществить несколькими путями: первый заключается в том, что в ассортиментную линейку постоянно вводятся новые продукты, за счет чего растет объем продаж в целом; другой путь – это внесение в продуктовый портфель товаров, максимальный спрос на которые будет приходиться на период наибольшего спада продаж другой продукции);

- переориентация на другую целевую аудиторию (если нет возможности изменить предлагаемый ассортимент, часто используется метод переориентации на другую целевую аудиторию, например, продавцы канцелярских товаров перед началом учебного года ориентируются на школьные товары (подразумевается ассортимент для учащихся и студентов), а все остальное время – на снабжение офисов) [1].

Т.к. скидки и выгодные условия покупки уже применяются и не дают значимого результата, а рекламная компания является дорогостоящем методом, то для оптимизации деятельности фирмы был выбран метод корректировки ассортимента. Поскольку спад спроса лакокрасочных материалов приходится на зимне-весенний период, то необходимо ввести в производство товар, который пользовался бы спросом в данный период времени. На существующем оборудовании, и с минимальными затратами на его перенастройку, фирма могла бы выпускать сырье (порошок мелкого помола) для стекольной и керамической промышленности, спрос на которое мало подвержен сезонным колебаниям.

Для дальнейшего наглядного отображения реализации предложенного метода сглаживания сезонных колебаний и выявления основных тенденций и закономерностей его функционирования была разработана динамическая модель корректировки ассортимента. Для анализа результатов работы имитационной модели приведем график валовой прибыли предприятия до и после внедрения в производство нового продукта (рис. 2).

Рис. 2 Фактическое и прогнозируемое изменение валовой прибыли фирмы

Рис. 2 Фактическое и прогнозируемое изменение валовой прибыли фирмы

В ходе анализа результатов моделирования было выявлено, что при производстве нового продукта, спрос на который является достаточно высоким в зимне-весенний период, валовая прибыль предприятия начинает постепенно расти и размах колебаний становится на 60% меньше от фактических значений.

Рассмотрены различные подходы к проблеме производства в условиях сезонности спроса на продукцию. Приведен один из вариантов решения проблемы сглаживания сезонных колебаний спроса.

Список использованной литературы

1. Светлана Афанасьева Как преодолеть сезонность товара. - Энциклопедия маркетинга
2. Адаптивные методы краткосрочного прогнозирования временных рядов: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 416 с.