НАПРЯЖЕНИЯ
В ДЕТАЛЯХ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Савенков В.Н., Петренко Т.Ю.,
Ревко Е.В. (ДонНТУ, г. Донецк,
Украина)
В расчетах сварных соединений на прочность
используются допущения, при которых расчетные напряжения значительно отличаются
от напряжений в реальных соединениях. Кроме того, для уточнения расчетных
моделей сварных соединений используются аналитические решения, полученные для
моделей лишь отдаленно напоминающих сварные соединения.
В
данной работе рассматриваются реальные сварные соединения, рассчитываемые
численно методом конечных элементов по программе ANSYS.
На рис. 1 приведено нахлесточное соединение полосы, приваренной к листу двумя фланговыми
и одним лобовым швами. Лист защемлен на одном конце. Швы имеют треугольное
поперечное сечение. Катет шва равен 6 мм. Остальные размеры показаны на рисунке.
Полоса нагружена по торцовой поверхности равномерно распределенной нагрузкой
интенсивностью q =120 МПа. Материал деталей соединения – сталь, модуль упругости E = 2,07·106 МПа.
На рис. 2 изображены конечные
элементы соединения в виде тетраэдров.
Швы
и соединяемые детали находятся в сложном напряженно-деформированном состоянии.
На
рис. 3 приведены контурные эпюры растягивающих напряжений в деталях рассматриваемого
сварного соединения. А на рис. 4 приведен видеоклип изменения этих напряжений в
процессе нагружения соединения.
На
рис. 5 приведены эпюры касательных напряжений τyz в сварных
швах в плоскости контакта соединяемых листов по направлению приложенной
нагрузки q. Как видно из эпюр, напряжения по длине швов не
одинаковы. Особенно это касается фланговых швов.
Здесь напряжения по концам швов почти в 6 раз больше напряжений в средней
части. в лобовом шве разница в напряжениях в различных сечениях менее
значительна. Однако средние значения касательных напряжений в лобовом шве
больше напряжений во фланговых швах более чем в 2 раза. То есть лобовый шов жестче
фланговых швов и, следовательно, более нагружен.
На рис. 6 представлены эпюры касательных напряжений ταz в продольной плоскости флангового шва с углом наклона к катету
поперечного сечения α = 45°, то есть в плоскости с максимальными
касательными напряжениями.
Как
видно из рисунка, напряжения по ширине поперечного сечения шва распределяются
весьма неравномерно, а в крайних сечениях они даже имеют разные знаки. Максимальные
напряжения превосходят средние напряжения в 3,7 раза.
Рисунок 1 – Нахлесточное соединение
Рисунок 2 – Конечные элементы деталей соединения
Рисунок 3 – Напряжения
растяжения σz
Рисунок 4 – Видеоклип процесса изменения напряжений
растяжения σz
Рисунок 5 – Эпюры
касательных напряжений τzy в сварных швах продольно
нагруженного соединения
Рисунок 6 – Эпюры продольных касательных напряжений
ταz в поперечных сечениях флангового шва
В
принятых в настоящее время методиках расчет сварных
швов на прочность ведется по средним значениям касательных напряжений в
плоскостях среза, что является грубым приближением к реальному напряженному
состоянию швов.
На
рис. 7 приведена эпюра касательных напряжений в поперечном сечении флангового
шва. Как видим, напряжения распределяются по сечению крайне неравномерно.
Поэтому оценку напряженности сечения по-видимому следует проводить по среднему
напряжению при условии, чтобы максимальные напряжения не превышали предел прочности
материала.
Рисунок
7 – Эпюра касательных напряжений в поперечном сечении флангового шва
При
нагружении соединения внахлестку моментной нагрузкой, расположенной в плоскости
стыка, распределение касательных напряжений в сварных швах принимают
пропорциональным расстояниям точек швов от центра тяжести площадей среза швов.
Как показывают расчеты, проведенные в данной работе, в реальном соединении
распределение напряжений существенно зависит от податливости соединяемых деталей.
На рис. 8 приведены эпюры касательных напряжений τzy в швах комбинированного
нахлесточного соединения, нагруженного моментом в плоскости стыка.
55
Рисунок 8 – Эпюры касательных напряжений в сварных швах соединения внахлестку, нагруженного моментной нагрузкой в плоскости стыка: а – напряжения τzy; б – напряжения τyx
Напряжения нелинейно распределяются по длине швов поэтому нельзя говорить
об их пропорциональной зависимости от расстояния до центра тяжести C швов.
Распределение напряжений зависит от формы
поперечного сечения сварного шва.
На рис. 9 приведены контурные изображения
растягивающих напряжений в лобовом V- образном
шве сварного соединения встык. Шов выполнен с наплывом. Максимальные напряжения
МПа. Коэффициент
концентрации составляет 228/120 = 1,9. Следовательно, удаление наплыва увеличит
прочность шва в 1,9 раза.
Рисунок 9 – Напряжения в лобовом шве соединения встык
Выводы:
1. Расчет сварных соединений по допускаемым напряжениям
среза швов является весьма приближенным.
Поэтому должны быть приняты большие коэффициенты запаса прочности, с тем чтобы
в опасных точках максимальные напряжения не превышали предел прочности
материала швов.
2.
В ответственных соединениях необходимо контролировать максимальные напряжения
во избежание локальных повреждений швов и развития усталостных трещин.