Производство холоднокатаного листа на двухклетьевом реверсивном стане
Автор: Скрыпник Р.С..
Источник: Современный цех холодной прокатки углеродистых сталей / И.В. Франценюк, Ю.Д. Железнов, Л.А. Кузнецов, В.Г. Камышев.-М.: Металлургия, 1984.-154с.
Аннотация
Скрыпник Р.С. Производство холоднокатаного листа на двухклетьевом реверсивном стане Рассмотрены рациональные режимы прокатки при равномерной загрузке клетей по проходам и оптимизации толщины подката с точки зрения технико-экономических показателей работы станов горячей прокатки (изготовление подката) и двухклетьевого реверсивного стана (потребитель подката).
В настоящие время в Украине отсутствует производство
высококачественного холоднокатаного листа. Поэтому введенные в последние
годы в эксплуатацию предприятия для производства холоднокатаного листа с
защитными покрытиями «Юнистил» (Кривой Рог) и «Металлы и Полимеры»
(Алчевск) и «Модуль» (Каменец-Подольском), вынуждены использовать
импортный прокат.
Современное производство холоднокатаного листа базируется на непрерывных 5-ти клетевых станах прокатки, но стоимость таких станов без вспомогательного оборудования превышает 500 млн. долларов. Поэтому целесообразно организовать производства холоднокатаного листа на более дешевых прокатных станах, что позволит в кратчайшие сроки покрыть первостепенную потребность внутреннего рынка в данном виде продукции.
Одним из таких станов является двухклетьевой реверсивный стан холодной прокатки. Похожий стан введен в эксплуатацию и успешно действует в России.
Особенностью стана является возможность годового производства до 1 млн. тонн, что удовлетворяет потребностям упомянутых выше предприятий, а также широкий марочный сортамент продукции. Последнее объясняется тем, что в отличие от непрерывных станов, стан оборудован с обеих сторон моталками, что позволяет делать не четко определенное число проходов (равное числу клетей), а любое необходимое число проходов с возможностью промежуточных отжигов.
Целю данной работы, является выбор рациональных режимов прокатки при равномерной загрузке клетей по проходам и оптимизации толщины подката с точки зрения технико-экономических показателей работы станов горячей прокатки (изготовление подката) и двухклетьевого реверсивного стана (потребитель подката). Для решения данной задачи было рассмотрено несколько методик по определению силы прокатки, и, как следствие, выбран алгоритм расчета представленный в методике А.В.Третьякова – Б.Е.Локшина. Данная методика широко применялась на производстве и хорошо себя зарекомендовала. Методика А.В.Третьякова – Б.Е. Локшина имеет ряд преимуществ, основным из которых является определение силы и работы прокатки в процессе единого энергосилового процесса, что позволяет точнее определять силу прокатки, момент прокатки и степень наклепа металла по ходу прокатки.
В качестве примера в таблице представлены результаты расчетов для толщины подката 2 мм и готового листа 0,35 мм.
Таблица - Режимы прокатки на двухклетьевом реверсивном стане
Номер проход |
Толщина, мм |
Относительное |
Сила прокатки, МН |
|
На |
На |
|||
1 |
2 |
1,15 |
42,5 |
26,58 |
2 |
1,15 |
0,85 |
26,1 |
26,95 |
3 |
0,85 |
0,65 |
23,5 |
25,4 |
4 |
0,65 |
0,5 |
23 |
27,71 |
5 |
0,5 |
0,4 |
20 |
25,11 |
6 |
0,4 |
0,35 |
14,2 |
14,84 |
Из полученных результатов видно, что максимальное относительное обжатие приходится на первый проход и составляет 42,5%, сила прокатки при этом составляет 26,58 МН. В дальнейшем относительные обжатия уменьшаются, но при этом происходит повышение силы прокатки вплоть до 27,7 МН при обжатии 23% в четвертой клети. Это связано с ростом наклепа в металле и его упрочнением, что ведет к увеличению силы прокатки даже при меньших обжатиях. Не смотря на это, наименьшая сила прокатки (14,8 МН) в последней клети, так как относительное обжатие в ней составляет всего 14,2%. Так же при расчете силы прокатки необходимо учитывать прочность валков, чтобы максимальная сила прокатки не превышала максимально допустимую нагрузку на валки. Для четырех валковой клети мах допустимую силу прокатки рассчитывают:
1. Из условия прочности бочки опорных валков
Рб.оп=0,8D3
оп[σи]/(2L - Lоп),
где σи - допустимое напряжение материала бочки опорного валка на изгиб, МПа;
L1- расстояние между осями нажимных винтов, м;
Значение [σи] для стальных валков принимаем 120 МПа;
2.Из условия прочности шейки опорного валка
Рш. оп =0,4d3
ш.оп[σи]/lоп ,
где lоп =(0,5-0,6)Dоп - длинна шейки опорного валка м ;
dш.оп(0,6ч0,8)Dоп–диаметр шейки опорного валка, м;
Полученные результаты расчета показывают, что максимальная сила прокатки 27,7 МН не превышает допустимое значение 46,7 МН, полученное при расчете валков на прочность.
Список использованной литературы
- Гарбер Э.А.Производство проката. Том 1. Книга 1. Производство холоднокатаных полос и листов. - //: Теплотехник, 2007.368с
- Современный цех холодной прокатки углеродистых сталей / И.В. Франценюк, Ю.Д. Железнов, Л.А. Кузнецов, В.Г. Камышев.-М.: Металлургия, 1984.-154с.
- Особенности современного оборудования и технологии бесконечной холодной прокатки / Г. Финштерманн, Н. Моньер, С. Наппез, Г. Прадайрол // Сталь.-2004.-№1.-С.43-46.