Назад в библиотеку

Bird Strikes

Автор: Bob Knill
Автор перевода: Янголь В.В.
Источник: Air Safety Institute, Safety Brief № 9

Ввиду того, что популяция птиц в Северной Америке возросла, так и количество зарегистрированных столкновений самолетов с птицами тоже увеличилось. Но во всех данных, которые публикуются, не так много говорят о том, как с этим бороться. К счастью, немного подготовки, здравый смысл и внимательность поможет вам избежать катастрофического полета.

Количество

Несмотря на рост количества отчетов о bird strike, много столкновений до сих пор остаются неизвестными, по некоторым подсчетам, около 60% столкновений с птицами никогда не появятся в базе данных FAA. Статистика сообщает, что более 145 000 случаев bird strike произошли с 1998 года.

Но давайте посмотрим правде в глаза: Цифры сами по себе не могут подготовить вас к событиям такого рода. Так что же делать, если вы подобрали незваного пернатого пассажира? В отличие от отказа двигателя или повреждения кабины, события попадания птицы в салон самолета не относятся к часто отрабатываемым на практике. Но подготовка к таким происшествиям могут помочь.

Если столкновение с птицей является неизбежным, защитите глаза. Предположим, что любое воздействие может привести к разрушению ветрового стекла. Будьте готовы к панической обстановке, однако держите управление самолетом под контролем и продолжайте полет! В кабине будет очень шумно и ветрено, возможно различного рода мусор будет летать по кабине. Солнцезащитные очки помогут сохранить зрение и будут способствовать противостоянию ветру в данном случае.

Если птица попадает один из профилей, лучше предположить, что это повреждение. Замедлите маневрирование и сохранить контроль как можно лучше в то время как Вы оцениваете ситуацию. Если ущерб является значительным, или вы подозреваете, что это так, приземляйтесь как можно скорее. Хотя у вас может возникнуть соблазн продолжить полет до места назначения, не верьте в ложное чувство безопасности. Вы не можете быть в состоянии оценить степень повреждения, и продолжая полет дальше, может стоить вам очень дорого. Не стесняйтесь объявлять чрезвычайное положение, и не исключайте, посадки вне аэропорта, если вы считаете, что планеру причинен серьезный ущерб.

После приземления, тщательно осмотрите самолет. Если есть повреждения, пригласите механика осмотреть их. Вы можете лететь обратно в аэропорт вылета, но не принимают никаких ненужных изменений.

Узнайте перед поездкой

Обратите внимание на имеющейся информации, до начала полета; возможно, активность птиц повышена.

Если летное поле назначения укомплектовано автоматизированной информационной службой терминалов (ATIS), сделайте запрос перед вылетом. Если опасность столкновения с птицами высока, ATIS сообщит об этом. Или вызовите FBO в пункт назначения и опросите о птицах на летном поле.

География может подсказать о потенциальной активности птиц. Птицы, как правило, собираются в низменных районах и болотистых местностях, где количество пищи высокое. Свалки также очень привлекательны для птиц. Возьмите эти областях во внимание при анализе, чтобы определить в аэропорту вероятный избыточный трафик птицы.

По данным FAA о bird strike, большое количество столкновений происходит между июлем и октябрем – основное время миграции птиц. Будьте особенно осторожны при полете в течение этих месяцев, особенно вблизи одного из основных путей миграции птиц. Эти четыре маршрута проходят через Соединенные Штаты довольно равномерно с востока на запад. Атлантического пролетного пути параллельно с Восточного побережья, а пролетный путь Миссисипи следующим реки Миссисипи и включает в районах вблизи Великих озер. Восточной окраине Скалистых гор является домом для Центрального пролетного пути и Тихоокеанского пролетного пути направляет себя на западном побережье.

Кроме того, это хорошая идея, чтобы ограничить полеты над назначенным местами скопления птиц и летать выше, чем обычно. Пролетая над побережьем или пляжем, помните, что чайки, пеликаны и другие водоплавающие птицы ведут себя, как претенденты на воздушное пространство.

AOPA форумы являются хорошим местом для общения с пилотами из всех уголков страны. Эти проекты являются большой источников местных знаний.

Если активность птиц высока, стоит ли задерживать рейс? Наверное, нет, но осознание является ключевым: трудно подготовиться к чрезвычайной ситуации, о которой вы никогда не задумывались.

Снижение рисков

Если вы заметили значительную активность птиц на летном поле, во время руления, попросите персонал аэропорта разогнать их. В некоторых аэропортах удаленно срабатывают пушки, управляемые с башни персоналом и используемые специально, чтобы отпугнуть птиц.

Переключение света в то время руления делает вас более заметным для птиц и дает им больше времени, чтобы освободить территорию. Ожидание несколько минут считается не экономичным, оно увеличивает количество дополнительно сжигаемого топлива, однако, это значительно меньше по сравнению со стоимостью страхового требования или хуже.

Исследования показывают, что чаще всего столкновения самолетов с птицами происходит во время посадки и взлета. Большинство аэропортов обладают значительными открытыми территориями, это дает возможность своевременно обнаруживать скопления птиц на летном поле и минимизирует места, где птицы могут устроить жилище. Однако, птицы также гнездятся на оборудование аэропорта, например, огни приближения.

Скорость играет большую роль в степени ущерба от столкновения с птицами, чем масса птицы. Хотя вы не можете контролировать размер птицы, приближающейся к вам, вы можете контролировать то, как быстро вы с ней столкнетесь. Удар 4-фунтовой птицы нанесет меньший ущерб при скорости в 80 узлов, чем на скорости в 100 узлов.

На земле

FAA не выдвигает жестких требований к пилотам по вопросам отчета о bird strike, но следует это делать. Это быстро, легко, и это может помочь другим пилотам в будущем. Если столкновение произошло вблизи аэропорта, то также не забудьте уведомить власти аэропорта. Они должны знать эту информацию, чтобы предупредить других пилотов об опасности.