Назад в библиотеку

Современные проблемы эффективности профессионального обучения и развития персонала

Автор: Федоренко Т.С.
Источник: Актуальні проблеми економічного та соціального розвитку виробничої сфери / Матерiали IX Мiжнародної науково-теоретичної конференцiї молодих вчених і студентів. – Донецьк, ДонНТУ – 2012, Том 1, с. 137-139.

В современных рыночных условиях наиболее важным инструментом, обеспечивающим стабильность компании и повышение её конкурентоспособности, является профессиональная подготовка персонала в соответствии с текущими и перспективными требованиями её внешней и внутренней среды. Способность и готовность сотрудников компании учиться быстрее конкурентов является надежным фактором, обеспечивающим эффективное функционирование компании на рынке труда, товаров и услуг.

Профессиональная подготовка персонала является важным элементом системы управления современной крупной компанией и позволяет решать не только экономические и производственные, но и социальные задачи компании. Более того, профессиональная подготовка персонала становится основным инструментом повышения социальной защищенности и уверенности сотрудников в своей профессиональной значимости, а также одним из важнейших регуляторов социального взаимодействия участников множества малых и больших социальных групп, включенных в структуру крупной компании.

В современных крупных зарубежных компаниях, особенно заинтересованных в создании и применении технологий профессиональной подготовки персонала, её организация стала одной из основных функций кадровых служб, а её финансирование – одной из наиболее высокозатратных статей расходов [1].

Как известно, эффективность производства лишь на 30-35% зависит от производственных инвестиций, остальные – от уровня квалификации рабочих и специалистов. О важности профессиональной подготовки персонала на предприятии можно сделать выводы из таких цифр: численность граждан, которые были научены новым профессиям на предприятии, сократилась в Украине в 2006 г. по отношению к 1991 г. по разным оценкам в 2,5-3 раза; периодичность повышения квалификации персонала в Украине в среднем составляет около 16 лет, тогда как в странах Западной Европы и Японии – 3,5 года, в России – 7 лет; в настоящее время на производстве учатся около 10% работников от общей численности работающих [2].

Как показывает мировая практика, сегодня для обеспечения эффективной деятельности предприятиям недостаточно подобрать персонал, требуется сделать в «человеческий капитал» соответствующие инвестиции. По утверждению американского ученого Е. Денисона, инвестиции в «человеческий капитал» приносят в 5-6 раз больше прибыли, чем в производство. По данным аналитиков США, рост инвестиций в обучение на 10% увеличивает производительность труда на 8%, тогда как увеличение капиталовложений в производство на 10% повышает производительность труда на 4% (то есть эффективность в два раза ниже). В США на каждый доллар, вложенный в развитие производства, 85 центов приходится на развитие рабочей силы. Компании Германии ежегодно затрачивают на обучение персонала до 9 млрд. евро. Во Франции средние затраты предприятий на повышение уровня квалификации работников достигают 3% ФОТ и продолжают расти [3].

Аналогичные процессы в последнее десятилетие наблюдаются и в украинских крупных компаниях. Однако внедрение профессиональной подготовки персонала в современных компаниях зачастую осуществляется спонтанно, недостаточно интенсивно, а само обучение – не всегда эффективно. Это связано, во-первых, с быстрыми и интенсивными процессами перестройки форм хозяйствования, непродолжительностью существования многих крупных украинских компаний, разрушением материально-технической базы профессиональной подготовки персонала в ходе приватизации компаний. Во-вторых, интенсивность профессиональной подготовки значительно снижается вследствие определенной инертности крупных компаний, неготовности некоторых категорий работников к систематической профессиональной подготовке, неэффективности методов, используемых в процессе обучения, недостаточного внимания руководителей компаний к работе с персоналом, к проблемам финансирования и организации профессиональной подготовки сотрудников. В-третьих, у руководителей и специалистов по работе с персоналом зачастую нет доступных научно обоснованных инструментов разработки и механизмов реализации подобных мероприятий, а также критериев измерения их эффективности [1].

Так, аналогичные примеры есть и в Украине. Инвестиции в профессиональное обучение и развитие персонала на Новокраматорском машиностроительном заводе составляют 2% ФОТ. Однако, подобная стратегия развития персонала на украинских предприятиях скорее исключение, чем правило.

Список источников

1. Желнина, Е.В. Профессиональная подготовка персонала в системе управления зарубежными и отечественными компаниями // Бизнес-команда и её лидер. – 2006. – № 12. – С. 3 – 13.
2. Заюков І.В. Розвиток професійного навчання кадрів на виробництві // Экономические науки. – 2006. – №5. – С. 34-39. [Электронный ресурс]. – Режим доступа к статье: http://www.rusnauka.com/7._DN_2007/Economics/20575.doc.htm
3. Шоптенко В., Кайсин Д., Конанчук Д. Новые возможности бизнес-образования [Текст] // Менеджер по персоналу. – 2008. – № 4. – С. 28-34.