Сравнительная оценка уровня экономической безопасности России

 

Авторы: Д.В. Гордиенко

Источник: http://www.fondi...

 

Гордиенко Дмитрий Владимирович — член-корреспондент Академии военных наук, академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, доктор военных наук, старший научный сотрудник

Происходящие изменения в международной обстановке обусловливают необходимость разработки новых подходов к сравнительной оценке уровня политической, экономической и военной безопасности различных стран мирового сообщества. Актуальность этого подтверждается рядом обстоятельств внутреннего и внешнего характера.

Во-первых, налицо стремление некоторых государств, прежде всего США, дополнить свое превосходство экономическими рычагами давления на остальные страны для достижения своих политических интересов.

Во-вторых, обостряется проблема соблюдения баланса между позитивными и негативными сторонами глобализации с точки зрения обороноспособности государства.

Таким образом, первоочередной задачей любого государства мира в настоящее время является достижение такого уровня экономической безопасности, который гарантировал бы внутреннюю стабильность, активное участие в международном разделении труда и одновременно национальный суверенитет.

Экономическая безопасность государства и ее показатели

В Законе Российской Федерации «О безопасности» понятие «национальная безопасность» определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». При этом «жизненно важные интересы» представляются как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства»1.

Таким образом, экономическая без¬опасность является неотъемлемой составной частью национальной безопасности. Собственно же экономическая безопасность может быть представлена как состояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается поступательное развитие общества, его экономическая и социально-политическая стабильность, несмотря на наличие неблаго¬приятных внешних и внутренних факторов2.

Экономическая безопасность государства — сложное социально-экономическое понятие, отражающее большую гамму постоянно меняющихся условий материального производства, внешних и внутренних угроз экономике страны.

В этой связи следует также заметить, что для государства (как и для общества, и для личности) не существует абсолютной экономической безопасности, то есть состояния, когда отсутствуют какие-либо внешние и внутренние угрозы национальному хозяйству.

Очевидно, что экономическая безопасность государства определяется прежде всего состоянием производительных сил и социально-экономических отношений, масштабами использования достижений научно-технического прогресса в хозяйстве страны, структурой внешнеэкономических связей. В этой связи можно утверждать, что материальную основу экономической безопасности государства составляют развитые производительные силы, способные обеспечить расширенное воспроизводство и цивилизованную жизнь граждан. Экономическая безопасность государства тесно связана с понятиями «развитие» и «устойчивость» экономики.

Развитие национального хозяйства — один из компонентов экономической без¬опасности. Если экономика не развивается, то у государства резко сокращаются возможности сопротивляемости негативным внешним и внутренним воздействиям.

Устойчивость национального хозяйства страны как единой системы означает прочность и надежность ее элементов, экономических и организационных связей между ними, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки.

Например, в периоды истории СССР/России, характеризовавшиеся наивысшим уровнем экономической без¬опасности, имело место прогрессивное развитие экономики, совпадающее со стабильным ростом ее макроэкономических показателей (см. рис. 1).

Очевидно, что к основным факторам экономической безопасности страны также относятся: ее географическое положение; запасы природных ресурсов; промышленный и сельскохозяйственный потенциал; степень социально-демографического развития и, наконец, качество государственного руководства.

США, Россия, Япония, Китай, страны Евросоюза и ряд других государств мира занимают лидирующее положение в мире по промышленному потенциалу, сельскохозяйственному производству, запасам природных ресурсов, имеют выгодное географическое положение, что способствует обеспечению их экономической безопасности. Вместе с тем они порой резко отличаются по промышленному потенциалу, запасам полезных ископаемых, социально-демографическому развитию, а также характеру государственного регулирования экономики.

В этой связи попытаемся охарактеризовать уровень экономической безопасности государства по определенным качественным критериям, которые могут отражать: экономическую и политическую стабильность общества; целостность государства; возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз; устойчивость социально-экономической ситуации в стране и т.п. При этом критериальная оценка уровня экономической без¬опасности государства может базироваться на сравнении значений определенных показателей (индикаторов) этого уровня с некоторыми пороговыми значениями.

По мнению ряда отечественных исследователей, система показателей экономической безопасности государства может включать:

а) макроэкономические показатели, отражающие главные, принципиальные черты и тенденции развития национального хозяйства, такие как объем валового внутреннего продукта (ВВП); доля в ВВП расходов на оборону; объем внешнего и внутреннего долга и др.;

б) частные социально-экономические показатели, такие как валовой сбор зерна; доля инвестиций в основной капитал и затрат на науку в объеме ВВП; доля машиностроения и металлообработки и инновационной продукции в общем объеме промышленного производства; доля граждан с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всем населении страны; уровень безработицы; отношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения к доходам 10% наименее обеспеченного (децильный коэффициент дифференциации) и пр.;

в) показатели функционального и отраслевого уровня, характеризующие отдельные структурные элементы экономической безопасности государства, такие как уровень монетизации; дефицит бюджета федерального (центрального) правительства, доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов такого бюджета; уровень инфляции; объем золотовалютных резервов; отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта; доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов, и т.д.

В начале 2000 г. Центром финансово-банковских исследований Института экономики РАН был предложен перечень, состоящий из 150 основных показателей (индикаторов) экономической безопасности государства, а также их пороговые значения, сопоставление с которыми предоставляет возможность анализа различных составляющих безопасности национального хозяйства. В учебнике под редакцией Е.А. Олейникова предлагается рассматривать 39 наиболее важных показателей безопасности национального хозяйства3.

Однако для описания возможного подхода к сравнительной оценке уровней экономической безопасности государств мира ограничимся рассмотрением системы, состоящей из 19 индикаторов4.

Сравнение фактических значений этих показателей с некоторыми соответствующими пороговыми уровнями экономической безопасности, очевидно, дает возможность судить о динамике изменения составляющих экономической безопасности государства5.

Таким образом, критерии оценки и показатели уровня экономической безопасности государства могут стать основой для определения уровня развития и устойчивости национального хозяйства, его способности противостоять влиянию негативных внешних и внутренних факторов, а также для расчета эффективности реализуемых мероприятий по обеспечению (повышению уровня) экономической безопасности страны.

Оценка уровня экономической безопасности государства

Предлагаемый нами подход базируется на определении значений нормированных относительно соответствующих пороговых уровней частных показателей экономической безопасности государства6.

Результаты расчетов нормированных частных показателей, характеризующие отдельные компоненты безопасности национального хозяйства России, США, Японии, Германии, Великобритании, Италии, Южной Кореи и КНР в период 1997—2006 гг., позволили оценить уровни различных сторон экономической без¬опасности этих государств мира7.

Результаты же расчетов значений общих (интегрирующих) нормированных показателей экономической безопасности России, США, Японии, Германии, Великобритании, Италии, Южной Кореи и КНР при одинаковой значимости компонент безопасности национального хозяйства в период 1997—2006 гг., представлены в табл 2. и на рис 2.

Здесь единичное значение общего (интегрального) показателя уровня экономической безопасности государства соответствует общему (интегральному) условному порогу, который, тем не менее, дает представление о некоторой границе между состоянием защищенности и состоянием незащищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз8.

Полученные значения общих нормированных показателей экономической безопасности России, США, Японии, Германии, Великобритании, Италии, Южной Кореи и КНР в период 1997—2006 гг., на наш взгляд, вполне адекватно отражают те явления и процессы, которые происходили и происходят в экономике этих государств и в мировом хозяйстве в целом. В частности, изменения уровней экономической безопасности свидетельствуют об их «падении» в годы экономических кризисов и росте в периоды наличия благоприятной обстановки для развития национальных хозяйств этих стран и роста мировой экономической конъюнктуры.

Анализ полученных значений позволяет предположить, что предлагаемый подход к сравнительной оценке уровня экономической безопасности России дает возможность, с одной стороны, оценить динамику изменения экономической безопасности нашего государства, а с другой — сравнивать уровень безопасности отечественного национального хозяйства с уровнями экономической безопасности различных зарубежных стран.

* * *

Эффективная система обеспечения экономической безопасности — вопрос жизни любого государства. Тем более это важно для сегодняшней России, стремящейся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве.

Анализ тенденций развития мирохозяйственных связей, научно-технических преобразований в экономике, мировых интеграционных процессов и воздействия этих факторов на экономические основы национальной безопасности государств мирового сообщества позволяет наметить основные направления обеспечения экономической безопасности государства. При этом очевидно, что оценка эффективности обеспечения безопасности национального хозяйства страны немыслима без определения ретроспективных, текущих и предполагаемых уровней экономической безопасности государства.

Предлагаемый подход к сравнительной оценке уровня экономической без¬опасности России не претендует на универсальность и всесторонний детальный охват всех факторов, влияющих на безопасность национального хозяйства нашей страны. Однако простота расчетов частных и общих показателей экономической безопасности различных государств мира дает, как представляется, возможность оценивать динамику изменения уровней и перспективу обеспечения их экономической безопасности, а также сравнить уровни безопасности национальных хозяйств разных стран.

1 См.: Закон Российской Федерации «О безопасности» (в редакции Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2288 и Федерального закона от 25 июля 2002 года № 116-ФЗ) //Закон Российской Федерации «О безопасности». Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности». М.: Ось-89, 2004. 48 с.

Применительно к России, очевидно, правильнее было бы говорить не о национальной безопасности (поскольку Россия— многонациональная страна), а о безопасности российского народа. Тем не менее далее в статье такого разделения не делается.

По нашему мнению, жизненно важные интересы — это только часть широкого спектра объектов национальной безопасности, причем субъективно выделяемая и динамично связанная с реализуемой политикой, которая, в свою очередь, во многом — результат влияния отдельных групп людей и партий. Определение и даже формулирование жизненно важного национального интереса (для России — жизненно важного интереса российского народа), безусловно, представляется отдельной научной проблемой, подходы к решению которой в экономической сфере автор попытается представить в одной следующих своих работ.

Наряду с экономической безопасностью, национальная безопасность включает в себя внешнеполитическую и внутриполитическую безопасность государства, его военную без¬опасность, информационную безопасность, личную, социальную, духовную, экологическую и другие виды безопасности.

2 В «Концепции экономической безопасности Российской Федерации» и других отечественных концептуальных документах понятие «экономическая безопасность» определено как «возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз». См.: Концепция экономической безопасности Российской Федерации. Основные положения. М.: Научный совет при Совете безопасности РФ, 1994; Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения), одобренная Указом Президента РФ № 608 от 29 апреля 1996 года.

Отсутствие единой трактовки понятия «экономическая безопасность государства», безусловно, затрудняет понимание этого термина. В статье дается, на наш взгляд, наиболее приемлемый (но, не единственно возможный) и взвешенный подход к определению этого понятия. При этом понятие «экономическая без¬опасность государства» отличается от понятий «экономическая безопасность общества» и «экономическая безопасность личности». В этой связи, например, рассмотрение «состояния защищенности национального хозяйства» ограничивается рассмотрением состояния общей защищенности всей совокупности хозяйств резидентов государства от внешних и внутренних угроз (опасностей).

3 См.: Экономическая и национальная безопасность: Учебник /Под ред. Е.А. Олейникова. М.: Экзамен, 2004. — 768 с.

4 По мнению авторов учебника под ред. В.К. Сенчагова, такими показателями-индикаторами экономической безопасности государства могут стать: 1) Объем валового внутреннего продукта (ВВП); 2) Валовой сбор зерновых, млн. т.; 3) Доля инвестиций в основной капитал (в % к ВВП); 4) Доля расходов на оборону (в % к ВВП); 5) Доля затрат на «гражданскую» науку (в % к ВВП); 6) Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции (в %); 7) Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве (в %); 8) Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения (в %); 9) Децильный коэффициент дифференциации доходов населения; 10) Уровень безработицы (в % к экономически активному населению); 11) Уровень монетизации (в % к ВВП); 12) Внешний долг (в % к ВВП); 13) Внутренний долг (в % к ВВП); 14) Доля расходов бюджета на обслуживание государственного долга (в % общего объема расходов бюджета); 15) Дефицит федерального бюджета (бюджета центрального правительства) (в % к ВВП); 16) Уровень инфляции (в %); 17) Объем золотовалютных резервов (млрд долл.); 18) Отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта (в %); 19)Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов (в %). См.: Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник /Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2005. — 806 с.

5 Пороговые уровни определяют такие значения соответствующих частных показателей (индикаторов) экономической безопасности государства, которые условно дают представление о состоянии защищенности их национального хозяйства от внешних и внутренних угроз. Определение пороговых уровней частных показателей экономической безопасности государства, безусловно, представляет собой отдельную научную задачу. Различные авторы предлагают свои варианты этих значений.

Так, например, авторы вышеупомянутого учебника под ред. В.К. Сенчагова определяют следующие значения этих пороговых уровней экономической безопасности России: 1) для объема валового внутреннего продукта (ВВП)— 6 000 млрд руб. (в ценах 1998 года); 2) для валового сбора зерновых — 70 млн т. (масса до обработки); 3) для доли инвестиций в основной капитал — 25% к ВВП; 4) для доли расходов на оборону — 3% к ВВП; 5) для доли затрат на «гражданскую» науку — 1,5% к ВВП); 6) для доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции — 15%; 7) для доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве — 25%; 8) для доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения — 7–10% к всему населению страны; 9) для децильного коэффициента дифференциации доходов населения — 8; 10) для уровня безработицы — 5–8% к экономически активному населению; 11) для уровня монетизации — 50% к ВВП; 12, 13) для внешнего и внутреннего долга — 60% к ВВП; 14) для доли расходов бюджета на обслуживание государственного долга — 20% к общему объему расходов федерального бюджета; 15) для дефицита федерального бюджета — 3% к ВВП; 16) для уровня инфляции — 125%; 17) для объема золотовалютных резервов— 15 млрд долл.; 18) для отношения выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта — 30%; 19) для доли продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов — 30–35%.

6 Более подробно см., напр.: Гордиенко Д.В. Проблемы интегральной оценки экономической безопасности государства // Труды международной научно-практической конференции «Математика, информатика, естествознание в экономике и в обществе». М.: МФЮА, 2006.С. 136–142. Гордиенко Д.В., Баскаков В.В. Основы экономической безопасности государства. Монография. М.: Министерство обороны РФ, 2-е издание, расшир., 2007. — 164 с.

7 При этом единичное значение частного показателя уровня экономической безопасности государства соответствовало тем значениям пороговых уровней, которые были приняты для этого показателя и государства. При расчете нормированных частных показателей экономической безопасности России, США, Японии, Германии, Великобритании, Италии, Южной Кореи и КНР в большинстве случаев использовались значения пороговых уровней, приведенные в учебнике под ред. В.К. Сенчагова.

Тем не менее для определения ряда нормированных частных показателей экономической безопасности иностранных государств использовались значения пороговых уровней либо принятые в этих странах, либо установленные методом экспертных оценок. Безусловно, что именно от значений пороговых уровней частных показателей экономической безопасности государства, а также правил нормировки, в конечном счете зависят значения соответствующих нормированных частных показателей.

8 Трудно искать какой-либо физический смысл в значениях общих (интегрированных) показателей экономической безопасности государства. Тем более нельзя абсолютизировать эти значения и применять к ним правила математического анализа.

Однако полученные таким образом значения общих (интегрированных) показателей экономической безопасности государства позволяют судить о том, насколько уровень защищенности национального хозяйства страны поднялся (или опустился) относительно условно принятого порога и, следовательно, насколько этот уровень приблизился к уровню абсолютной защищенности (или абсолютной незащищенности). Для нашего случая (т.е. случая одинаковой значимости компонент безопасности национального хозяйства и принятых правилах нормировки частных показателей экономической безопасности) уровень абсолютной экономической безопасности государства составляет 1038, а уровень абсолютной незащищенности национального хозяйства страны — 10-38.