Назад в библиотеку

Административный и гражданский договоры: сравнительная характеристика

Авторы: Карабут Т.Г., Юшкова О.Ю.
Источник: Актуальні проблеми сучасного розвитку України: соціальні, економічні та правові аспекти / Матерiали мiжвузівської наукової конференцiї викладачів та студентiв. — Донецьк, ДонНТУ — 2008, с. 157-159.

Общая постановка проблемы

Задача этой статьи состоит в определении признаков, присущих административному договору (АД), путем проведения сравнительного анализа отдельных элементов административного и гражданского договоров (ГД). Разница между административным и гражданским договорами проявляется – при их составлении. Уровень свободы участников выбирать тот или иной вариант поведения при составлении АД, намного ниже, чем при составлении ГД. Первый составляется сторонами на основе и для выполнения закона, для специализированного регулирования и решения и конкретных задач, в отличие от ГД, составление которого происходит, как правило, не для выполнения закона, а в его рамках. Стороны при составлении ГД действуют на основе принципа граджанского права (ГП) – свобода договора. О границах свободы договора идет речь в ст. 6 ГК Украины. Согласно данной статье стороны имеют право отступить от положений и самостоятельно урегулировать в договоре свои отношения. В административном же договоре стороны не могут отступить от положений, оговоренных в актах, административного законодательства, и при отсутствии указания на возможность урегулирования отношений в договорном порядке не имеют права заключить АД. Наоборот, при наличии прямого указания на составление такого договора стороны не могут отказаться от составления АД. Часто составление АД является обязательством соответствующих субъектов административного права (АП). В этом проявляется та особенность АД, что автономия воли сторон (т.е. свобода выбора вступать или не вступать в договорные отношения) в АП не имеет характера абсолютного принципа, который присущ ГП.

Согласно ст. 6 ГК Украины стороны гражданского договора свободны в выборе контрагента. В ГП сторонами договора могут быть все участники, о окм говорится в ст. 2 ГК Украины. Ими являются физические и юридические лица, страна Украина, Автономная Республика Крым, территориальные общины, иностранные государства и другие субъекты публичного права. То есть ГП устанавливает практически необъятный круг субъектов, которые могут составлять гражданско-правовой договор, в том числе это касается и субъектов публичного права.

В административном праве свобода контрагента за АД ограничена рамками законодательных актов. Сторонами в АД могут быть только субъекты АП. Ими являются органы исполнительной власти, а также внутренние части их аппарата и должностные лица, органы общественных организаций, деятельность которых регулируется правом. Администрация предприятий, организаций, исполнительные структуры органов местного самоуправления. К субъектам АП следует относить структурные части предприятий, организаций. Субъектами названного права являются граждане, лица без гражданства, иностранные граждане. Стороной в АД может быть только тот субъект, который четко определен в законодательстве при составлении, также при исполнении уточненного вида такого договора. Причем, всегда одной из сторон является государственный орган или орган, который наделен соответствющими полномочиями. То есть в отличие от ГП, принцип свободы договора частично свободно выбирать своего контрагента не действует.

В АП стороной АД могут быть только те субъекты, которые имеют соответствующую административную правосубъектность, в ограничениях, сторого обозначенных в законодательных или нормативных актах. Согласно той же компетенции устанавливая предмет и содержание договора, на которые будет иметь такое же влияние сфера деятельности, где используется договорная форма. Кроме того, сложится только тот договор, который предусматривается в нормативном либо законодательном акте. Выполняя условия договора, стороны совершают государственно-властные полномочия. В этом проявляется одна из особенностей административно-правового статуса государственных органов, для которых выполнение действий, связанных с реализацией публичных заданий и функций, есть и правом и обязанностью одновременно.

В ГП договор может быть составлен в каком-либо субъектном соотношении: юридическое лицо с физическим, государственное с юридическим лицом, тоерриториальная община с юридическим лицом. Для АД обязательно наличие одной стороны государственного органа (в том числе и органов государственной власти), которые занимают важное место в системе субъектов административного права. Каждый из них наделен государственной специфической компетенцией касательно реализации государственного управления. Это является одной из обязательных сторон АД и обусловливает специфику тех договорных отношений, которые возникают в АП. Примером становления специфичной кометенции касательно реализации государственной власти является постановление Национального банка Украины № 369 от 28 августа 2001 г. „Про затвердження Положення про застосування Національним банком України заходів впливу за порушення банківського законодавства”, с последними изменениями. Т.О., Национальный банк путем введения в свою компетенцию полномочия о составлении им АД способствует поддержанию стабильности банковской системы, чем достигает выполнения его основной функции – обеспечение стабильности денежной единицы Украины, что является государственным интересом.

В отличие от гражданско-правового договора главная цель административного заключается в координации управленческой деятельности, направленной на руководящих лиц, которые могут и не быть сторонами административного договора, в отличие от гражданско-правового договора, в котором общей целью является удовлетворение имущественных и неимущественных интересов его сторон. Удовлетворение интересов в самом общем виде может заключаться в получении прибыли или в удовлетворении личных неимущественных нужд, очень редко – социальных.

АД и ГД отличаются видами судебной защиты. Так, согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Кодекса споры, которые возникают по причине составления и выполнения АД, относятся к компетенции административных судов. ГПК относит защиту нарушенных прав и интересов Гражданского кодекса к судам общей юрисдикции. Существует еще один характерный признак, по которому отличаются данные договора. Нормативной базой регулирования административно-договорных отношений является нормы административного, а не гражданского права. АД не имеет закрепленных на законодательном уровне общих положений, а только некоторые положения, которые могут применяться при административно-договорном регулировании, разбросанные по разным законам и подзаконным актам. Причем, степень нормативного регулирования административного договора очень низкая. ГП имеет солидное, достаточно детальное регулирование и общих положений, и положений, характерных для отдельных видов договоров. За нарушение условий ГД законодательством и/или договором устанавливается гражданско-правовая ответственность, которая имеет имущественный характер. АД в отличие от ГД не имеет закрепленных в законодательстве положений не о виде, не об объемах ответственности сторон за неисполнение.

Выводы

К признакам административного договора, отличающих его от гражданского договора, можно отнести: