Назад в библиотеку

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ (НА ПРИМЕРЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

Керимов Фарид Талыб оглы, аспирант


В статье раскрывается понятие управления инновационными процессами. Рассматривается опыт Азербайджанской Республики по внедрению инноваций в экономику страны. При этом в качестве примера иллюстрируется нормативные акты, направленные непосредственно на развитие инновационных технологи, и на разработку методологии по их внедрению.
Ключевые слова: инновация, управление инновационными процессами, инновационная политика, инновационные зоны.

Источник: ссылка на источник

Известно, что изучение зарубежного опыта в той или иной области всегда является плодотворным делом, тем более, когда идет речь о такой важной отрасли для каждой страны – экономике. Внедрение инноваций в разные секторы экономики позволяет странам повысить, во-первых, конкурентоспособность своей экономики на мировом рынке, во-вторых, сделать ее более безопасной. В этом аспекте привлекательным выглядит пример Азербайджанской Республики, где существует своя методология внедрения инноваций в разные секторы экономики. Таким образом,на протяжении десяти лет страна успешно справляется с процессом по внедрению инноваций, как в нефтяной сектор, так и в иные секторы экономики.
Понятию сущности управления инновационными процессами исследователи дают разные интерпретации. Так согласно мнению одних авторов сущность управления инновационными процессами заключается в составлении инновационных программ и проведении единой инновационной политики; контроле за разработкой и внедрением новой продукции; финансовом, материальном и интеллектуальном обеспечении инновационных программ и процессов; создании специальных подразделений и организаций, занимающихся инновационной деятельности.
Главная цель управления инновационными процессами (ИП) – разработка и производство новых видов продукции, организация взаимодействия различных служб предприятия для сбалансированности всех сторон обновляемого производства, поиск нетрадиционных решений в области технологии, организации, управления, подготовка соответствующих специалистов и скорейший вывод на рынок новых товаров, услуг, новых технологий.
После приобретения независимости Азербайджан, как и другие страны постсоветского пространства, нуждалась в реформировании своей экономики. Для обновления экономики страны президентом Азербайджана были изданы несколько нормативных актов, непосредственно затрагивающие вопросы инноваций. Таким образом, Указом №187 Президента Азербайджанской Республики от 21 декабря 2009 г. дано поручение Министерству экономического развития разработать проект законодательства инновационной политики и представить Кабинету Министров. Кроме того, Президент Азербайджана И. Алиев утвердил программу по социально-экономическому развитию столицы и его поселков на период до 2013 г. Вместе с тем, развитие регионов страны рассчитано на долгосрочный период, где планируется создание инновационных зон.
Главная цель Азербайджана в проведение инновационной политики заключается в том, что организации и учреждения, занимающиеся производством инновационного продукта, и оказывающие соответствующие услуги были обеспечены необходимыми технологиями. Основу инновационной деятельности государства в частности составляет внедрение на практике продуктов, полученные с использованием инновационных технологий, а также организация мероприятий, позволяющие совершенствовать данную отрасль.
Азербайджанская Республика сегодня активно изучает практику своих соседей, прежде всего Турции, России, Казахстана и.т.д., особенности их экономической политики у себя дома. В соответствии с изученным опытом и основными принципами отечественного законодательства, и в целом инновационной политики страны, были определены основы государственного регулирования инновациями, наукоемкого производства и стимулирование экономических и правовых основ определения конкурентоспособности, а так же регулирование отношений между участниками экономической деятельности.
В результате проведения трудоемкой работы был подготовлен проект закона об инновациях, где речь идет об объектах инновационной деятельности, о принципах и основных целях осуществления инновационной политики страны, о приоритетах его. Так же определены субъекты, принимающие участие в инновационной деятельности, разработана стратегия углубления отношений между этими субъектами. В проекте упомянутого закона в частности уделяется внимание финансированию инновационной деятельности, проведению периодических экспертиз о результатах инновационной деятельности и его страхование от различных рисков.
Следует отметить, что разработкой стратегии по управлению инновационными процессами в Азербайджане занимаются как на государственном, так и частном уровне, в частности Академия Наук Азербайджана, Министерство экономического развития и Министерство связи и информационных технологий. В свете этого, нельзя без внимания обходить тот фактор, что в докладе Всемирного экономического форума за 2010 – 2011 гг. по глобальной конкурентоспособности, сказано о том, что Азербайджан в области инноваций занимает 61 – е место среди 139 стран мира, то есть идет после России на втором месте по СНГ, при этом опередив своих соседей на Кавказе и Центральной Азии.