« Назад в библиотеку

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО


Городничук Н.В., Ларин А.С. (ДонНТУ,г. Донецк)



Постановка проблемы. В наше время большинство предприятий, внедряющих международные стандарты ISO серии 9000, не ведет учета затрат на качество, что является одной из причин, препятствующей достижению высоких экономических результатов. Ведение такого отчета требует создания новых форм бухгалтерской отчетности, так как существующие формы позволяют вычленить только один элемент затрат на качество - потери от брака. Внедрение нового управленческого учета затрат на качество трудоемко и требует материальных затрат. В связи с этим для многих предприятий проблема учета затрат на качество игнорируется, а на первый план выступает достижение соответствия документов обязательным требованиям стандартов ISO. В результате, как показали исследования, даже руководящие работники бюро и отделов качества предприятий, ведущих подготовку СМК к сертификации, не могут дать хотя бы приблизительной оценки доли затрат на обеспечение качества продукции в общих затратах предприятия, слабо представляют организацию работы по сбору, учету и анализу данных о затратах на создание и сертификацию СМК [1].

Анализ последних исследований и публикаций. Решению данной проблемы в наше время уделяется все больше и больше внимания. Замятина М. рассмотрела в своей работе особенности учета затрат на качество продукции [2]. Принципы планирования и учета затрат на качество описаны в работе К. Рахлина и Л. Скрипко [3]. Кравченко К. исследовала совершенствование системы учета затрат на качество [4].

Цель статьи. Выявление проблем учета и анализа затрат на качество на предприятиях.

Изложение основного материала. В настоящее время работа по принципу "качество любой ценой" уже никого не может удовлетворить. Поэтому управление затратами на качество становится одним из важнейших направлений деятельности предприятия.

Методы определения, планирования и учета затрат на качество являются важной составной частью TQM. Именно поэтому в проекте стандартов ISO серии 9000 версии 2000 г. предусмотрено обязательное определение затрат на качество.

Мировая практика свидетельствует, что только организационными мерами обеспечить конкурентоспособность продукции невозможно, поэтому система качества, в которой отсутствуют экономические механизмы обеспечения и улучшения качества, не может быть эффективной [3].

Опыт показывает, что с внедрением на предприятии СМК на основе ISO 9001 функции экономической и бухгалтерской служб практически не изменились: СМК действует сама по себе, бухгалтерия решает свои задачи. В действующей системе учета затрат на производство значительная часть затрат на обеспечение качества продукции рассредоточена и обезличена, что не позволяет анализировать их распределение и динамику, находить пути улучшения работы. Тем самым затрудняется реализация одного из основных принципов ISO 9001 - принципа непрерывного улучшения, цель которого - сокращение потерь, экономия затрат и улучшение качества продукции [1]. Это обусловлено в основном следующими двумя причинами:

  • первая - сертификация систем качества осуществляется на соответствие стандартам ISO серии 9000, в которых обязательные требования, связанные с планированием, учетом и анализом затрат на качество, отсутст­вуют;
  • вторая - сложность решения на предприятиях проблемы классификации и обоснования состава статей затрат на качество.

К сожалению, большинство специалистов экономических служб идут по легкому пути, пытаясь приспособить существующую систему учета затрат к учету затрат на качество на основе классификации А. Фейгенбаума [3]. По классификации А. Фейгенбаума, совпадающей с классификацией BS 6143, затраты на качество делятся на:

  • предупредительные затраты - затраты на исследование, предупреждение и снижение риска несоответствия или дефекта;
  • оценочные затраты - стоимость оценки достижения требуемого качества, включающая, например, стоимость контроля, выполняемого на любом этапе жизненного цикла продукции;
  • издержки вследствие внутренних отказов - издержки из-за несоответствий или дефектов, обнаруженных внутри организации на любом этапе жизненного цикла продукции, такие, как издержки на утилизацию, переделку, повторные испытания, повторный контроль и повторные конструкторские работы;
  • издержки вследствие внешних отказов - издержки из-за несоответствий или дефектов, обнаруженных после поставки потребителю, которые могут включать издержки вследствие рекламаций, стоимость замены и связанные с этим потери.

Сумма всех этих затрат дает общие затраты на качество, показанная на рисунке 1.



Рисунок 1 – Общие затраты на качество.

Составляющие каждой из четырех основных категорий затрат на качество определены уже много лет назад. Категоризация этих элементов в основном условная и незначительные различия в деталях встречаются в различных организациях. Это не существенно, поскольку сбор, классификация и анализ затрат на качество - чисто внутренняя деятельность компании. Действительно важным является, что бы внутри компании взаимопонимание и согласие по деталям было однозначно. Категории затрат должны быть постоянными, они не должны дублировать друг друга; если какая-либо затрата появляется под одним заголовком, то она не должна появиться под другим, и в дальнейшем, во всех последующих случаях, эта затрата должна появляться под тем же самым, первоначальным заголовком [1].

Однако классификация А. Фейгенбаума имеет ряд недостатков, о которых неоднократно упоминалось. Поэтому получить достаточное количество данных о затратах на качество, необходимых для принятия управленческих решений, не удается. Вместе с тем именно классификация является основой для формирования состава затрат на качество, а принципы планирования и учета этих затрат тесно связаны с подходами к их классификации [3].

Похожую классификацию предложил Ф. Кросби: «затраты на несоответствие», т.е. прямые убытки из-за производства несоответствующей продукции и «затраты на соответствие», т.е. расходы на предотвращение производства или изъятие некачественной продукции до того как она попадёт к потребителю. Вместе они составляют суммарную стоимость качества [4].

За рубежом традиционный метод оценки затрат на качество, ориентированный на конечный результат (продукцию), получил название PAF –модель по первым буквам трех категорий затрат на качество (prevention - предупреждение, appraisal - оценивание, failure- повреждение, дефект) [5].

Существует еще несколько классификаций затрат на качество, однако следует отметить, что какая-либо единая, т.е. общепринятая классификация затрат на качество отсутствует даже в развитых западных странах. Именно поэтому в разделе 6 международных стандартов ISO 9004 виды затрат представлены только двумя группами: производственными и непроизводственными затратами на качество с оговоркой, что такая группировка носит самый общий характер [4].

Рассмотрим несколько основных подходов к оценке и анализу затрат на качество. Выбор того или иного подхода зависит от целей, стоящих перед руководством предприятия: необходимо четко представлять, какая информация должна быть получена в результате анализа, и оценить возможность ее получения при применении выбранного подхода.

При проведении анализа и оценивания затрат на качество основными целями являются:

  • выявление и оценка размеров необходимых инвестиций в обеспечение (гарантирование) и улучшение качества;
  • обеспечение требуемого качества выпускаемой продукции при минимизации общих издержек на ее производство и эксплуатацию;
  • выявление взаимосвязей затрат на качество и результатов хозяйственной деятельности предприятия;
  • определение критических областей производственной деятельности, требующих принятия мер по совершенствованию организации производства.

Затраты на качество можно анализировать по пяти направлениям. В таблице 1 показано, в каких случаях применяется тот или иной вид анализа затрат на качество [1].

Таблица 1 – Анализ затрат на качество
№ п.п. Вид анализа Цели проведения анализа
1 Анализ потерь вследствие неудовлетворенного качества продукции Определение, анализ и оценка потерь вследствие неудовлетворительного качества на различных этапах жизненного цикла продукции
2 Анализ потенциальных источников потерь Определение, анализ и оценка потерь вследствие неудовлетворительного качества на различных этапах жизненного цикла продукции, выбор приоритетных направлений работ по улучшению качества продукции и совершенствованию менеджмента качества
3 Анализ по видам затрат на качество в соответствии с классификацией А. Фейгенбаума Постоянная идентификация, определение, анализ и оценка затрат на обеспечение качества; снижение и оптимизация затрат на качество; мониторинг изменения различных видов затрат на качество
4 Анализ затрат на качество по видам деятельности Мониторинг и постоянная оценка затрат на качество; снижение и оптимизация затрат на качество; выявление неэффективных видов деятельности в системе менеджмента качества; оперативное решение проблем в области менеджмента качества; анализ и оценка инвестиций в улучшение качества продукции и совершенствование системы менеджмента качества
5 Анализ затрат на качество, связанных с процессами Мониторинг и постоянная оценка затрат на качество; выявление неэффективных видов деятельности в системе менеджмента качества; оперативное решение проблем в области качества

Для налаживания управления затратами на обеспечение качества целесообразно дополнить Руководство по качеству разделом "Управление затратами на качество", где будут сформулированы задачи по учету и анализу затрат, решаемые на каждом этапе производства, а также принципы оценки, планирования и управления. Также следует разработать стандарт предприятия, регламентирующий порядок сбора финансовой информации обо всех видах затрат на качество, процедуры ее обработки и анализа, а также определяющий ответственных исполнителей, формы регистрации данных и представления отчетов для высшего руководства. Ответственным за организацию учета затрат на обеспечение качества должен быть главный бухгалтер (финансовый директор и т. п.), а ответственным за их анализ, оценку и принятие необходимых мер - директор по качеству [1].

Вывод.Основными проблемами учета и анализа затрат на качество является то, что учет затрат на предприятии ведется не накопительным образом, а по кварталам, годам; данные о затратах не полные и документально не описываются; отсутствует общепринятая совершенная классификация затрат на качество. Также процесс внедрения нового управленческого учета является трудоемким и требует материальных затрат.

Список литературы

1. Затраты на качество. – URL: http://www.klubok.net/article1974.html

2. Особенности учета затрат на качество продукции – Статьи по бухгалтерскому учету. URL: http://www.clerka.net/75.html

3. Принципы планирования и учета затрат на качество. URL: http://quality.eup.ru/ECONOM/ppzk.htm

4. Кравченко К.С. Система учета затрат на качество. URL: http://masters.donntu.ru/2007/mech/kravchenko/diss/index.htm

5. Учет затрат на качество на отечественных предприятиях. URL: http://quality-ekos.ru/stat99.htm