« Назад в библиотеку

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО НА СОВРЕМЕННЫХ УКРАИНСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ


Городничук Н.В., Ларин А.С. (ДонНТУ, г. Донецк)



Постановка проблемы. В наше время большинство предприятий, внедривших системы менеджмента качества, не ведут учета затрат на качество, что является одной из причин, препятствующей достижению высоких экономических результатов. Ведение такого отчета требует создания новых форм бухгалтерской отчетности, так как существующие формы позволяют выделить только один элемент затрат на качество - потери от брака. Внедрение нового управленческого учета затрат на качество трудоемко и требует материальных затрат. В связи с этим для многих предприятий проблема учета затрат на качество игнорируется, а на первый план выступает достижение соответствия документов обязательным требованиям стандартов. [1]

Анализ последних исследований и публикаций. Решению данной проблемы в наше время уделяется все больше и больше внимания. Замятина М. рассмотрела в своей работе особенности учета затрат на качество продукции [2]. Принципы планирования и учета затрат на качество описаны в работе К. Рахлина и Л. Скрипко [3]. Кравченко К. исследовала совершенствование системы учета затрат на качество [4].

Цель статьи.Анализ проблем учета затрат на качество на предприятиях.

Изложение основного материала.Обеспечение качества продукции связано с определенными затратами. Они образуются на всех этапах и стадиях жизненного цикла изделия: от маркетинга и анализа рынка до утилизации. Все затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить на научно-технические, управленческие и производственные [2]. Ранее считалось, что все эти затраты растут неограниченно по мере приближения качества продукции к уровню, на котором дефекты отсутствуют полностью. На самом же деле, процессы повышения качества продукции и предупреждения дефектов уже сами по себе служат источниками повышения экономической эффективности [5]. Информация о расходах на обеспечение качества нужна для организации контроля за их снижением, более точного способа определения себестоимости отдельных видов продукции или услуги, а также себестоимости производственных ресурсов [6]. Следовательно, правильный учет затрат на качество и их анализ способствуют повышению качества и снижению затрат на его достижение.

В решении вопросов определения оптимального соотношения роста показателей качества продукции и дополнительных затрат труда значительное место принадлежит бухгалтерскому учету, как основному источнику достоверной и объективной информации для принятия необходимых управленческих решений на различных уровнях [6]. К сожалению, при создании современных бухгалтерских систем не учитывалась потребность демонстрации влияния качества работы компании, как субъективной характеристики на величину суммарных производственных затрат. Вот почему многие составляющие затрат и издержек, связанных с качеством, так долго оставались в скрытом виде. Чтобы система была эффективной, надо выявлять все составляющие затраты, связанные с качеством, и анализировать собранные данные. Но этот подход должен быть практичным, и поэтому методы сбора и учета составляющих затрат, связанных с качеством, должны быть увязаны с базовой системой бухгалтерского учета, существующей в компании. Если в рамках существующей бухгалтерской системы учитываются некоторые крупные составляющие затрат, связанных с качеством, например, расходы на утилизацию и переделки дефектной продукции или на переработку ее конструкции, но их не удается точно оценить, то следует применять приближенные оценки до тех пор, пока система не будет соответствующим образом доработана. Это важно для получения более или менее четкой картины распределения суммарных затрат, связанных с качеством, используемой для обоснования требующихся действий по повышению качества [5].

Если же главной целью усилий по сокращению расходов предприятия служат затраты на качество, то их надо ясно видеть. Нельзя их «раскидывать» по разным статьям расходов [6].

Основные принципы учета затрат на качество:

  • периодичность;
  • взаимосвязь с видами деятельности, реализуемыми в системе качества;
  • экономическая значимость затрат;
  • децентрализация;
  • использование единых планово-учетных единиц измерения;
  • достаточность информации;
  • преемственность и многократность использования;
  • бюджетное (сметное) управление затратами [3].

Важно, чтобы составление внутренних инструкций и ответственность за сбор, обработку и учет информации о затратах, связанных с качеством, были закреплены за контролирующим органом или специально назначенным лицом, например, контролером, работающим в составе подразделения, отвечающего за менеджмент качества. А создание методологии управления сбором и анализом информации о затратах, связанных с качеством, обеспечит получение всех данных для составления точной картины распределения этих затрат. Она должна четко определить значение применяемых терминов, установить методы оценки элементов затрат, связанных с качеством, и последующее включение этих методов в действующие руководства по бухгалтерскому учету. Закрепление ответственности за измерения затрат, связанных с качеством, за соответствующим контролирующим органом должно способствовать выполнению следующих трех важнейших требований к программе учета указанных затрат:

  • должна быть подтверждена экономическая оправданность самой программы
  • затраты на сбор соответствующей информации должны оставаться в разумных пределах
  • должна быть налажена эффективная командная работа между экономическими подразделениями и отделом качества, направленная на поиск роста эффективности компании: органом, контролирующим программу, и подразделением качества [5].

Выводы.Основными проблемами учета затрат на качество является то, что сбор и анализ информации о затратах не закреплен за контролирующим органом; учет затрат на предприятии ведется не накопительным образом, а по кварталам, годам; данные о затратах не полные и документально не описываются; отсутствует общепринятая совершенная классификация затрат на качество. Также процесс внедрения нового управленческого учета является трудоемким и требует материальных затрат.

Список литературы

1. Бастрыкин Д.В., Евсейчев А.И., Нижегородов Е.В., Румянцев Е.К., Сизикин А.Ю., Торбина О.И. Злобина Н .В. Экономика качества. Учебное пособие / Издательство ТГТУ, 2009.

2. Особенности учета затрат на качество продукции – Статьи по бухгалтерскому учету. URL:http://www.clerka.net/75.html

3. Принципы планирования и учета затрат на качество. URL: http://quality.eup.ru/ECONOM/ppzk.htm

4. Кравченко К.С. Система учета затрат на качество. URL: http://masters.donntu.ru/2007/mech/kravchenko/diss/index.htm

5. Экономика качества. Основные принципы и их применение /под ред. Дж. Кампанеллы / пер. с англ. А. Раскина / Науч. Ред. Ю.П. Адлер и С.Е. Щепетова – М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. – 232с., ил. – (Серия «Практический менеджмент»).

6. Курочкина И.П. Совершенствование учета и контроля затрат на качество продукции машиностроения. URL: http://www.dissercat.com/content/sovershenstvovanie-ucheta-i-kontrolya-zatrat-na-kachestvo-produktsii-mashinostroeniya