« Назад в библиотеку

УЧЕТ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ



Проблема организации учета и анализа расходов на качество на отечественных предприятиях является в настоящее время одной из самых актуальных. Мировая практика убедительно свидетельствует, что только организационными мерами обеспечить конкурентоспособность продукции невозможно. Правильно же организованная СМК позволяет управлять конкурентоспособностью продукции на основе достижение оптимального соотношения между её качеством и издержками производства. Поэтому если на первоначальном этапе внедрения СМК для российских предприятий основной задачей было получение сертификата, то сейчас приоритеты смещаются в сторону определения результативности и эффективности действующей СМК и её влияния на рентабельность производства. Изменение отношения к затратам на качество связано и с необходимостью иметь оперативную экономическую информацию для принятия управленческих решений в области качества, поскольку именно экономические причины должны служить движущей силой всех нововведений и изменений, происходящих в организации. О приоритете этого направления деятельности в области качества на отечественных предприятиях свидетельствуют и принятые год назад национальные стандарты РФ по экономике качества ГОСТ Р 52380.1-2005. «Руководство по экономике качества. Часть 1. «Модель затрат на процесс» и ГОСТ Р 52380.2-2005. «Руководство по экономике качества. Часть 2. «Модель предупреждения, оценки и отказов», идентичные известным стандартам Великобритании BS 6143: 1992 и BS 6143:1990.

Этими причинами и объясняется возросший интерес к данной проблеме отечественных производителей, продукция которых часто уступает по качеству аналогичной продукции ведущих зарубежных фирм и в подавляющем большинстве характеризуется сравнительно высоким уровнем себестоимости. Вот лишь некоторые узкие места в функционировании предприятий, в которых в явном или косвенном виде присутствуют и проблемы качества: снижение спроса на продукцию, уменьшение объема реализации, потеря рынка, увеличение себестоимости.

Для устранения этих проблем наряду с сокращением потерь в результате совершенствования продукции и применения передовых технологий необходимо проводить работы по обеспечению и повышению качества продукции за счет сокращение плановых расходов (затрат на качество). А для этого необходимо организовать: сбор, учет и анализ дефектов и недостатков качества; выявление и устранение причин низкого качества; внедрение новых стандартов качества. Причем второй путь более экономически выгоден, т.к. снижение затрат в производстве может иметь эффект, способный затмить технические достижения.

Учет и анализ затрат на качество может проводиться раздельно по каждому типу выпускаемого изделия, по каждому виду и элементу затрат, а также по их совокупности, по календарным периодам и сериям выпускаемых изделий исходя из конкретных целей конкретного предприятия. Это позволяет увидеть динамику изменения затрат по отдельным видам и по любым их совокупностям.

После выбора объекта исследования первостепенной является задача классификации элементов затрат. Традиционно различают следующие виды общих затрат на качество: затраты на обеспечение качества (это затраты на оценку и контроль качества, а также предупредительные затраты) и потери (которые в свою очередь подразделяют на внутренние и внешние потери). Данный подход к моделированию затрат на качество явился основой традиционного метода оценки затрат на качество. За рубежом традиционный метод, ориентированный на конечный результат (продукцию), получил название PAF –модель по первым буквам трех категорий затрат на качество (prevention - предупреждение, appraisal - оценивание, failure- повреждение, дефект). Принципиально новый подход к моделированию затрат на качество предложен в рамках концепции всеобъемлющего менеджмента качества (TQM), которая требует управления процессами, а не только конечными результатами. Затраты на процесс группируются по двум основным категориям: затраты на обеспечение соответствия требованиям и затраты, вызванные несоответствием. Используя данные о затратах на процесс можно увидеть неэффективные и нерезультативные действия и в первую очередь искать возможности их улучшения. Причем суммарная выгода от улучшения процесса и дополнительная прибыль может быть получена как за счет уменьшения стоимости несоответствия, так и сокращения стоимости соответствия для каждого ключевого действия. Экономическим результатом деятельности от улучшения процесса будет дополнительно полученная прибыль от того, что несоответствия процесса были устранены.

В целом же система учета и анализа затрат на качество должна быть согласована с существующими внутри организации особенностями, конкретными целями и задачами. Эта система должна быть встроена в организацию, как бы "сшита по мерке”. В международных стандартах, устанавливающих требования к системам качества также отмечается, что затраты, связанные с качеством, калькулируются и классифицируются внутри организации согласно ее собственным критериям.

 

Евстропов Н.А., Приймак Е.В.

КГТУ, Казанский государственный технологический университет им. С.М. Кирова 420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68, тел. 518-39-46, факс 8(843)- 543-99-91 Е-mail: Lenaprima@yandex.ru

 

Сборник материалов седьмой Всероссийской научно-практической конференции "Управление качеством”, 10-11 Марта 2008 года - М.: МАТИ, 2008. - 294 c., ISBN 978-5-93271-527-7