Назад в библиотеку
Современные методы обучения персонала
Автор: Марохина П.В., Позднякова С.В.
Источник: Актуальні проблеми економічного та соціального розвитку виробничої сфери / Матерiали II мiжнародної науково-технiчної конференцiї молодих вчених та студентiв. — Донецьк, ДонНТУ — 2011, Том 1, с. 126-128.
Аннотация
Марохина П.В., Позднякова С.В. Современные методы обучения персонала. В статье описаны методы обучения персонала, которые приобрели популярность в последнее время и описание каждого метода
Существуют различные методы обучения персонала для развития профессиональных умений, знаний и навыков сотрудников, которые определяются с учетом стратегии компании и целей конкретного подразделения. И стабильные, благополучные организации готовы вкладывать деньги в свое будущее, разрабатывая собственные методы обучения персонала или доверяя это профессионалам.
Можно пригласить внешних профессиональных преподавателей, тренеров и экспертов, а можно привлечь менеджеров и специалистов фирмы. Чаще всего крупные организации создают корпоративные университеты и собственные учебные центры, а более мелкие компании используют смешанные методы обучения персонала.
Методы обучения персонала следует подбирать индивидуально для каждой конкретной организации. Так, например, в настоящее время популярны лекции в форме интерактивного общения. Это хорошая возможность передать большой объем информации, провести групповую дискуссию и решить практические задачи. Лекции предполагают использование наглядных пособий, раздаточных материалов и слайдов, которые позволяют повысить эффективность подачи материала.
Такие методы обучения персонала, как семинары используются для поиска новых идей, обсуждения проблем и выработки общих решений. Они предполагают большую активность участников. Семинары могут представлять собой мозговой штурм, стратегическую сессию и способствовать развитию корпоративной культуры. Можно пригласить экспертов для обсуждения возникших в компании конкретных проблем.
Следующие популярные методы обучения персонала – это тренинги. Они развивают коммерческие и управленческие навыки сотрудников и позволяют повысить их личную эффективность. Обязательной частью тренингов являются различные инструменты оценки ориентации сотрудников на результат, коммуникативных навыков, способности управления конфликтами и лидерства. Тренинг предполагает проведение деловых игр с последующим анализом и закреплением наиболее эффективных стратегий поведения для типичных деловых ситуаций. Тренинги дают максимальную эффективность усвоения информации, так как здесь не только приобретаются теоретические знания, но и вырабатываются практические навыки и умения [1].
Secondment (прикомандирование) – это обучение менеджера при помощи «прикомандирования» персонала на определенное время в другую структуру для овладения необходимыми навыками. При этом secondment не имеет ничего общего со стажировками или командировками. Его суть сводится к тому, что сотрудника на время отправляют в другой департамент той же компании или вообще в другую компанию. Secondment в качестве метода обучения может быть как краткосрочным (около 100 часов рабочего времени), так и более длительным (до года). В США и Европе это очень популярный метод, так как очень положительно влияет на личность работника, разнообразит рутинную работу.
Наставничество – этот метод достаточно широко используют. Это самый естественный, хотя далеко не самый простой метод обучения и развития. О необходимости этого метода нет дискуссий, но несколько основных тем, которые обсуждаются постоянно, выделить можно.
Во-первых, это тема поощрения наставников. На Западе наставникам не доплачивают. Нематериальная мотивация, разумеется, присутствует: звание лучшего наставника, почет и уважение, авторитет в компании и т.п., но не деньги. В этом случае обучение менеджера связано с тем, что западные компании ищут людей, у которых природой заложены склонности к наставничеству, и заостряют внимание на этих людях, когда выстраивают системы наставничества в организациях.
Другой вопрос: наставник – руководитель или коллега: кто эффективнее? В функции руководителя входит наставничество, но в большинстве западных компаний считается, что коллега является более эффективным наставником, чем руководитель.
Следующий метод – «Shadowing». Это один из самых просто реализуемых и не затратных методов обучения и развития персонала. Этот метод предполагает, что к сотруднику прикрепляют «тень» (shadow – тень (англ.)). Это может быть выпускник вуза, мечтающий работать в этой компании, или человек, который проработал в компании какое-то и время и хочет поменять отдел или занять интересную ему должность. Работодатель делает его «тенью» на один-два дня, чтобы посмотреть, сохранится ли мотивация этого человека, или нет. Как показывают исследования, проведенные в США, после «shadowing» 50% людей отказываются от своей мечты [2].
Последнее время всё более популярным становится метод обучения персонала «e-Learning». Данная форма обучения предполагает использование телекоммуникационных технологий, которые позволяют обучать персонал на расстоянии. С помощью дистанционного обучения учащийся может самостоятельно организовывать свои занятия, выбирая удобное для этого время.
Схема данного обучения заключается в следующем: учащийся выбирает интересующую его тему и проходит предварительное тестирование. По данному тестированию делается вывод о текущем уровне знаний. Далее высылается пробный урок, который необходимо выполнить. После выполнения ряда уроков по одной тематике, учащийся пишет контрольный тест. В зависимости от его результатов высылаются упражнения на повторение темы или задания из новой темы.
Такая форма требует хорошей технической оснащенности и грамотной проработки материалов для обучения и контрольных процедур. Кроме того, для качественного усвоения знаний учащийся должен обладать высокой мотивацией [3].
В современной практике обучения существует огромное множество методов обучения, которые имеют свои достоинства и недостатки. В настоящий момент наиболее популярны методы обучения, при которых большое внимание уделяется практической основе передаваемых слушателям знаний, навыков и умений.
Перелік посилань
1. Дистанционное обучение персонала http://www.rus-staff.ru/articles/189/
2. Дистанционное обучение. Достоинства, недостатки, вопросы организации http://www.pro-manager.ru/portal/obuchenie-razvitie/learn/
3. Современные технологии и методы корпоративного обучения персонала ucfd.ru/article/articles/sovremennye_tehnologii_i_metody_korporativnogo_obucheniya