О парусном туризмеСтрасти — это ветры, надувающие паруса корабля, иногда они его топят, но без них он не мог бы плавать. Вольтер Ф.
Благополучное плавание обеспечивает не столько сам корабль, сколько искусное управление им. Нельзя уподобляться бездумному флюгеру, который поворачивается при малейшем ветерке. Лондон Дж.
Пусть парус бьет по морде, Моя история о самой необыкновенной и непредвиденной странице моей жизни, о парусном туризме. Как и большинство самых счастливых событий, он появился спонтанно, но вовремя. Загадочное и независимое... всегда разное, но сильное и нежное. Море и волны пленили меня с самого детства. Особенно загадочным и непостижимым были паруса. Как в них могли уживаться романтика, сложная инженерия и сила, которой они управлялись? Однажды, прокатившись в роли шкотового на парусном катамаране вовремя соревнований в Донецке, я поняла, что это все живет не где-то в сказках и учебниках по истории, а тут, рядом с нами! Большие белые паруса, мачты, паутины веревочек и канатиков, вода прямо тут, рядом, что можно дотронуться рукой, и здоровающиеся брызги в лицо (а не где-то там, далеко под палубой катера, красивыми разводами). Так и завоевал парусный туризм кусочек моего сердца. А потом были турпоходы на катамаранах, и проведение соревнований в роли секретаря, и посвященные парусам фотопленки и гигабайты… Приготовьтесь к небольшой обзорной экскурсии по миру парусных катамаранов, запаситесь печеньками и чаем. Приятного знакомства! Катамаран в переводе с тамильского языка буквально означает связанные бревна. Обычно он состоит из двух корпусов, соединенных между собой палубой. Управляются рулем. Секрет двухкорпусных судов был издавна известен полинезийцам, строившим свои быстрые и мореходные лодки с двумя удлиненными корпусами. Давно уже европейские мореплаватели и судостроители пытались перенять конструкцию полинезийских катамаранов — так называются два расположенных на известном расстоянии один от другого корпуса, связанных воедино платформой (соединительным мостом). Еще в 1663 г. в Англии проводились первые опыты с катамаранами, а в 1834 г. в царской России был построен первый пароход-катамаран, ходивший по Неве [7]. В 1850 г. вошел в строй пассажирский паром-катамаран, а в 1874 г. — катамаран «Каталия», который перевозил через Ла-Манш 1000 пассажиров [7]. Однако этим, равно как и построенным позднее катамаранам не суждено было достичь больших успехов, и им не выпала честь открыть эру многокорпусных судов. Совершенно очевидно, что общество в то время еще не испытывало потребности в судах такого типа — однокорпусные суда справлялись со всеми задачами вполне исправно. Совсем по-другому обстоит дело сегодня, а тем более будет обстоять в будущем. Новые виды грузов, требующие больших объемов и площадей грузовых помещений, повышенные требования к скорости и особенно к устойчивости судов, которые в связи с быстро развивающимся освоением богатств Океана будут призваны решать принципиально новые задачи на море, делают многокорпусные суда одним из самых перспективных типов судов будущего. Катамараны бывают нескольких видов: прогулочные, сплавные, моторные и парусные. Прогулочные
Это самый популярный вид катамаранов в нашей стране (рис. 1). Движение судна осуществляется за счет проворачивания ногами педалей. Каждый из нас видел их на пляжах, или крутил педали с коктейлем в руках. Высокую скорость на таких катамаранах на разовьешь, именно поэтому они и получили свое название «прогулочные». Сплавные
Такие лодки предназначены для сплавов по горным рекам. Сплавные катамараны представляет собой небольшое надувное судно, как показано на рисунке 2. Основой катамарана является рама, которая соединяет корпуса лодки. Наиболее популярны двухместные и четырехместные катамараны. Также существуют шестиместные и восьмиместные лодки. Сиденья, на которых располагаются спортсмены, называют пирамидками. Места для посадок расположены на корпусах лодки. Бывают катамараны, в которых места для гребцов расположены между корпусами, в раме, но такие лодки встречаются редко. Существуют катамараны, предназначенные как для спокойного сплава, так и по бурным горным рекам. Скорость катамарана равна скорости горной реки [5]. Наиболее универсальным является четырёхместный катамаран, на котором в последнее время проходятся самые сложные маршруты с препятствиями, ранее считавшимися непроходимыми. Также на них удобно и эффективно выполнять страховку. Они отлично подходят для отдыха на простых речках, коммерческих сплавов, соревнованиях по водному слалому и хорошо зарекомендовали себя в длительных туристских походах. Сплавы на катамаранах — самое удачное сочетание безопасности, скорости, манёвренности, удобства и цены. Особенностью соревнований сплавных катамаранов является прохождение маршрута. Спортсменам предстоит преодоление горных порогов, сплав по течению и против течения реки. Говоря о коммерческом использовании судов, можно сравнить сплавы на катамаранах с рафтингом (рис. 3), так как это два наиболее популярных вида коммерческого водного туризма. Наблюдения не одного года показали, что рафт рационально и практично использовать на несложных маршрутах, а на бурной воде лучше зарекомендовал себя катамаран [5].
Таким образом, рафты больше подходят для группового отдыха и развлечений на несложной бурной воде. Рафт как пароход. Он большой. По его дну можно ходить как по палубе корабля. На бортах удобно сидеть (не грести) и любоваться красотами. Ещё лучше лечь на дно и облокотиться о борт. Обедать можно прямо на рафте, не причаливая к берегу. Туда можно посадить много людей, напихать кучу груза и приятно провести время на природе с друзьями, любуясь местными красотами. А для более спортивных маршрутов, даже если они и коммерческие, сплавы на катамаранах подходят гораздо больше. Моторный
Моторные катамараны (рис. 4) перемещаются за счет встроенного в конструкцию судна мотора. Основное преимущество таких катамаранов — это способность развивать высокую скорость и наличие больших площадей, как на палубе, так и внутри катамарана. Мотор может крепиться и на парусный катамаран. Тогда судно становится универсальным. При попутном ветре может идти под парусами, экономя топливо, а в плохую погоду — с включенным мотором, опустив паруса. Моторные катамараны часто используются в случае морских или речных туристических прогулок любителями больших скоростей. Также их довольно активно используют для обычного отдыха на воде, рыбалки, для строительства различных сооружений на воде [4]. Моторные катамараны как нельзя лучше подходят для организации плавучих ресторанов, кафе, а также временного причала. В военно-морском флоте также распространены катамараны. На рисунке 5 современный катамаран «Коммуна» Черноморского флота Российской Федерации используемый в спасательных целях.
Парусный
Отличие парусного катамарана — наличие мачты и от одного до нескольких парусов (рис. 6). С помощью парусов можно управлять скоростью катамарана. Парусные катамараны можно также разделить на два вида: это крейсерские туристические и парусные спортивного типа [4]. Первые обычно используют для прогулок и путешествий по морю, океану. Они комфортные, достаточно тяжелые и требуют сильного ветра. При построении вторых упор делается на легкости и прочности. Одним из видов спортивных парусных катамаранов является тримаран (рис. 7). Тримаран представляет собой трехкорпусное судно. Этот вид гоночного катамарана пользуется большой популярностью, так как обладает наибольшей скоростью и хорошими мореходными качествами (маневренность, управляемость, устойчивость и другие).
Конкуренты парусных и моторных катамаранов — яхты. Главное отличие между ними заключается в том, что катамаран держится на воде на двух/трех основаниях, что позволяет иметь на катамаране гораздо большую площадь по сравнению с яхтой. Катамаран устойчив на воде, имеет более высокую скорость по сравнению с яхтой. Современные парусные катамараны могут развивать скорость до 250 км/ч, а некоторые катамараны данный показатель вообще превосходят! Для некоторой категории людей яхты и катамараны — это, прежде всего, роскошь, а не средство передвижения. Шейхи из Саудовской Аравии производят для собственного использования яхты и катамараны vip-класса, в которых можно жить и совершать длительные поездки в очень комфортабельных условиях. СоревнованияСоревнования среди парусных катамаранов называются регаты. Понятие «регата» происходит от итальянского слова «riga», что означает стартовую линию. Самая первая большая регата состоялась в 1760 году в Венеции, а с 1815 года там же правительством Италии ежегодно проводится парусная регата с целью привлечения молодых людей к морскому делу [3]. Регата представляет собой соревнование на весельных лодках или под парусом. В настоящее время парусная регата — это вид спортивных соревнований, пользующийся высокой популярностью как среди профессионалов, так и спортсменов-любителей. Среди популярных проводимых соревнований можно выделить регату на реке Темза во Франции, среди студентов кембриджского и оксфордского университетов, регаты в Гамбурге, Венеции и Глазго. Стоит отметить, что почти во всех государствах гребная и парусная регаты появились с целью развития морского дела и судостроения в стране. Чаще всего в них участвуют командами (от 2 до 30 человек в зависимости от размеров судна). Спортсменам предлагается посоревноваться как в прохождении маршрутной гонки (например от берега до острова и обратно), так и в прохождении ограниченной знаками дистанции. Если гонки по дистанции непродолжительны по времени (несколько в один день) (рис. 8), то маршрутная гонка может длиться больше недели (с ежедневным финишированием и ночевками на берегу).
В Украине парусный туризм появился в конце шестидесятых годов прошлого века и, как ни странно, в Донецкой области. Этому способствовали следующие факторы: 1. Отсутствие больших водоемов, что влечет за собой полное отсутствие яхтклубов, яхт и парусных регат в общепризнанном восприятии. 2. Хорошо развитая промышленность, что дает возможность приобретения материалов для изготовления самодельного парусника. 3. Мощная научная база — ведь для постройки судна нужны знания и умения. Сначала паруса ставили на байдарки, позже — на надувные резиновые лодки. Позже возник интерес к катамаранам, благодаря их большей скорости и лучшим маневренности, управляемости, устойчивости. Они строились по чертежам из журналов, собственным проектам. Путем проб и ошибок приобретался опыт. В связи с небольшим размером водоемов и отсутствием мест для стоянки, строились самодельные туристские разборные суда. Они также стали альтернативой дорогостоящим яхтам и позволили приобщиться к парусу десяткам тысяч людей, многие из которых живут далеко от открытых водоемов. Разборные парусники быстро строились и гораздо меньше стоили, не требовали также затрат на стоянку (в разобранном виде могут храниться даже на шкафу или под кроватью), доставку (силами экипажа на общественном транспорте в любую точку планеты), специально оборудованные причалы (выйти на берег можно в любом пологом месте). Поэтому они строились туристами, которые были довольны полным отсутствием комфорта на судах, компенсируемым тесным контактом с окружающей средой. Первые соревнования по технике парусного туризма прошли в 1973 г. на акватории Кураховского водохранилища и получили название «Кубок Донбасса». Участвовало всего 5 разборных парусных суден. Победил тот, кто не поломался =) Всего через четверть века «Кубок Донбасса» превратится в крупнейшую регату туристов-парусников Украины, а разборные туристские парусные катамараны достигли столь высокого уровня скорости и надежности, что соперничают с крейсерскими яхтами. На сегодняшний день парусный туризм в Украине официально организовывается Федерацией спортивного туризма Украины (ФСТУ), зарегистрированной 02 февраля 2001 г. в Министерстве юстиции Украины. Донецкая областная федерация спортивного туризма основана на полгода раньше — 22 сентября 2000 г. При ней официально стала работать парусная комиссия. С 2001 года соревнования по технике парусного туризма стали легитимными. ФСТУ организует Национальные соревнования — «Кубок Украины», «Чемпионат Украины», а также силами областных федераций — «Кубок Тарасенко» (Харьковская ОФСТ) и «Кубок Коломойца» (Черкасская ОФСТ). В Донецке проводятся «Кубок Донецка» и «Чемпионат Донецка», в Луганской области — «Кубок Лутугино», на Старобешевской ГРЭС — любительские встречи. Отныне призеры национальных соревнований, а также «Кубка Донбасса» получают звания и разряды. Парусные туристские разборные суда признаны Госфлотнадзором и Судовым регистром Украины полноправными мореходными судами, и на них выдают обязательный пакет документов для путешествий по открытым водоемам. Неоднократно туристы-парусники пересекали Азовское море. А в 2004 г. Евгений Коротких из Луганска на «Бабадаге» пересек Черное море и достиг берегов Турции, проведя в крейсерском режиме четверо суток, поставив тем самым рекорд автономного плавания и дальности путешествий на разборных туристских парусных катамаранах. Парусный туризм продолжает развиваться весьма бурно. Россия и Украина остаются неоспоримыми мировыми лидерами спортивного парусного туризма, ведь зародился и процветает он именно в странах постсоветского пространства. Несколько скромнее представлен в Белоруссии, Казахстане и Прибалтике. В зарубежных странах (Израиль, Соединенные штаты) парусный туризм развивается, но во многом благодаря эмигрантам из СССР и СНГ. Теперь суда можно не только построить самому, но и купить заводские. Небольшие размеры украинских катамаранов позволяют ходить по многим рекам и водохранилищам, активно провести отпуск на воде, почувствовать себя мудрым капитаном, сильным, выносливым туристом или «потусить» и побороться на соревнованиях.
|