Библиотека

Источник iknowpolitics.org
Автор: Свирски Б.

Что такое гендерный аудит

Около 20 лет назад, в 1983 году, австралийский парламент сделал беспрецедентное решение. По инициативе находящаяся у власти «фемократов» из Трудовой Партии, прошла на рассмотрение резолюция о том, как национальный бюджет Австралии должен был повлиять на статус женщин в стране. Год спустя эта резолюция была принята, когда национальный бюджет был представлен Австралийскому парламенту вместе с первым Постановлением Женского Бюджета. Постановление являлось расширенным отчетом, детализирующим расходы предложенного бюджета для Австралийских женщин и девушек (в этой статье слово «женщины» означает девушек и женщин).

С этого момента, отчеты, анализирующие эффект национального бюджета на статус женщин, были опубликованы в около 40 странах мира (Sharp and Broomhill, 2002). Некоторые из них, как новаторский Австралийский отчет, были составлены по инициативе правительства. Другие отчеты, например Канадская Альтернативная Бюджетная Задача, были инициированы неправительственными организациями. До сих пор эти организации, например, Женская Бюджетная Инициатива Южной Африки, были результатом кооперации между центральным правительством и негосударственными организациями.

Что такое «Постановление Гендерного Бюджета» или «гендерный аудит» (также называется «гендерный бюджет»)?

«Гендерный аудит» это один из аспектов того, что называется «учет» - анализ основной общественной политики, включая законодательство, регуляции, ассигнования, налоги и социальные проекты, их эффекта с точки зрения на статус женщины в данном обществе. Гендерный аудит анализирует доходы и расходы правительства с точки зрения полов. Основное предположение гендерного аудита в том, что общественная политика влияет по-разному на мужчин и женщин. Различия проявляются в разнице ролей женщины и мужчины в семье, в низком экономическом статусе женщины и так далее. Цель гендерного аудита внести изменения в общественную политику, которая уменшит неравенство полов.

Три международных агентства – Фонд Развития Женщин Объединённых Наций, Секретариат Содружества и Международный Центр Развития и Исследования – поощряют правительства и социальные пропагандистские организации по всему миру делать гендерный аудит их национального бюджета. Они также способствуют реализации выводов этих аудитов, чтобы в конечном итоге уровнять национальные бюджеты с точки зрения гендера.

Женщины и Безработица

Гендерный аудит правительственных программ, разработанных для снижения безработицы, должен принимать во внимание разницу в уровнях безработицы между мужчинами и женщинами. Если уровень безработицы женщин выше, чем мужчин, это должно быть принято во внимание, когда подготавливается программа снижения безработицы. В таком случае если не предпринимается специальных усилий для поддержания женщин, существующее неравенство в области безработицы будет сохраняться и в дальнейшем, а не уменьшаться, следуя этой программе.

Гендерные аудиты так же принимают во внимание разницу между женщинами разных этических групп и уровней дохода. В Израиле, например, любая программа, нацеленная на создание новых рабочих мест для женщин, должна брать во внимание факт, что Арабские женщины в Израиле имеет очень ограниченные возможности в трудоустройстве, и это не дает им присоединиться к труду рынка. Факт того, что Арабские женщины обычно не работают вне своего жилища, также должен быть принят во внимание.

Женщины и пенсионный возраст

Недавно обсуждались изменения пенсионного возраста (сейчас 60 лет для женщин и 65 для мужчин), было рекомендовано сделать унифицированный возраст для мужчин и женщин – 67 лет. Цель изменения сэкономить на государственных пенсиях (социальной защите), а также пенсиях с рабочих мест. Идея выглядит логично. Однако тот факт, что ситуация по трудоустройству женщин отличается от ситуации для мужчин, должен быть принят во внимание. После 54 лет, участие женщин в рабочих местах уменьшается примерно на 50% от средних 69%, для группы возрастов 25-54 лет к среднему только 35% в возрастной группе 55-64 лет. Только 5% женщин старших 65 лет приходятся на рабочие места. (Для мужчин уменьшение в участии в рабочих местах менше: после 54 лет количество уменьшается от 84% до 65%. После 65 лет 15% мужчин трудоустроены). Это изменение пенсионного возраста несет в себе проблему, изменение пенсионного возраста с 60 на 67 будет иметь неблагоприятный эффект на множество женщин, которые должны будут ждать дольше (после того как они прекратили работать) чтобы иметь право на пенсию. Некоторые должны будут ходатайствовать на получение материальной помощи.

Гендерный аудит национального бюджета указывает на области, в которых необходимо сделать усилия и распределения целевых денег для продвижения статуса женщин в целом и статуса женщин в группах с невыгодным положением для женщин в частности.

Гендерный аудит национального бюджета не ограничен исследованием распределения целевых денег только для женщин, так как такие распределения составляют малую часть всего бюджета. В Австралии, например, обнаружили, что суммарная стоимость таких распределений составляла менее одного процента национального бюджета. Гендерный аудит исследует все распределения национального бюджета, включая те, которые на первый взгляд не касаются женщин. Бывший советник премьер министра Австралии описал одну из целей гендерного аудита как «… внести в каждый департамент ясное видение того, что все, что они делают, каждый доллар, который они тратят, оказывает влияние на женщин – и что влияние часто очень разное на женщин и мужчин» (Sharp and Broomhill, 1998: 6).

Почему гендерный аудит

На первый взгляд, гендер может выглядеть не значимым для распределения бюджета. Все жители страны должны получать выгоду от сервисов, предоставляемых страной. Тем не менее, на практике, существуют вариации в количестве и в качестве сервисов доступных для разных секторов населения. Например, еврейские жители Израиля получают большее количество и лучшие сервисы, чем арабские жители, и еврейские жители, живущие в центре столицы, получают большее количество и лучшие сервисы, чем те, которые живут на окраинах. Эти феномены хорошо известны, но менее известно существование разницы в пользе, получаемой мужчинами и женщинами. Так как национальный бюджет не упоминает ни мужчин, ни женщин, общественное мнение заключается в том, что выделяемые деньги приносят пользу обоим полам в одинаковой степени.

Тем не менее, факт, что национальный бюджет не ссылается на гендер, не означает, что нет разницы в количестве получаемой выгоды между мужчинами и женщинами от выделяемых денег. Диана Эльсон, экономист из Оксфордского университета, признаваемая как международный эксперт по гендерному аудиту, описывает ситуацию как, «Преподносится как обычно, нет упоминания о женщинах [в бюджете], и о мужчинах также. Тем не менее, это проявление гендерной нейтральности более точно описывается как гендерноя-слепота» (Эльсон, 1997:1).

Единственный путь, чтобы установить, приносит ли пользу национальный бюджет женщинам и мужчинам в одинаковой мере, – это выполнять гендерный аудит.

Существует много международных агентств, которые рекомендуют, чтобы правительства и неправительственные организации выполняли гендерный аудит их бюджета по двум причинам. Первая. Так как национальный бюджет не ссылается на гендер, то он не может отражать государственное обязательство работать над достижение гендерного равенства в полной мере (считая, что такое обязательство существует, учитывая Декаду для женщин ОН (Объединенных наций) и четвертую Всемирную Конференцию в Бейджинге, Китай в 1995). До тех пор, пока гендерный аудит не исполняется в национальном бюджете, мы не можем ответить на вопрос: делает ли правительство все возможное, чтобы улучшить статус женщин в общем и экономическую силу женщин в частности.

Вторая причина делать гендерный аудит состоит в том, что он поднимает женскую осведомленность об экономических проблемах. В целом, женщины менее вовлечены в экономические проблемы, чем мужчины и даже стремятся избегать их. Гендерный аудит государственного бюджета нацелен на поднятие женской осведомленности об экономических проблемах в общем, и фискальных проблемах в частности. Наше предположение в том, что увеличение участия женщин в процессе создания бюджета приведет к увеличению ресурсов, выделяемых женщинам основано на том, что произошло в Австралии в годы, когда гендерный аудит проводился как часть процесса составления бюджета (см. Sharp and Broomhill, 2002). Мы также предполагаем, что женское участие приведет к более эффективному использованию ресурсов в областях, значимых для женщин.

Кто проводит гендерные аудиты

Гендерные аудиты проводятся правительственными агентствами, как это было в Австралии. Либо они могут проводится неправительственными ассоциациями: кооперативными усилиями правительственными и неправительственными юридическими лицами. Мы в Адва Центер продолжаем проводить гендерные аудиты, чтобы наша работа служила примером государственным министерствам, которые, в конце концов, начнут проводить свои собственные гендерные аудиты.

Кто вовлечен в Гендерные Аудиты

Гендерный аудит бюджета вовлекает изучение и доходов (налогов), и расходов (бюджета). Касательно налогов, гендерный аудит учитывает то, как налогообложение разделено между людьми с высокими и низкими доходами. Гендерный аудит также рассматривает, как разные виды налогов влияют на экономическую помощь (помощь проводится в рамках домашнего хозяйства, см. ниже).

Относительно налогов, в Израиле совершенно не осведомлены о факте, что налоги могут влиять по-разному на мужчин и женщин. Два национальных комитета, которые в прошлых годах приняли рекомендации для налоговых реформ, не смогли посвятить ни одного слова проблеме, предложение решение которой должно было повлиять на налогообложение трудоустроенных женщин или административные расходы на женщин, работающих по домохозяйству.

Касательно национально бюджета, расходы правительственного гендерного аудита исследуют, кто получает большую выгоду от бюджета, женщины или мужчины. Такой анализ сначала исследует расходы правительственных министерств. Для того, чтобы это сделать достоверным, должно быть получено большее количество информации, чем то, которое сейчас предоставляется в отчетах по бюджету. Тем не менее, такую информацию тяжело получить, так как правительственные министерства обычно не разбивают собираемую ими информацию по гендерному признаку.

Поэтому, первый шаг проводить гендерный аудит – это получить данные о бюджете, классифицированные по половому признаку.

Гендерный аудит также исследует выплаты Национального Страхового Института (Социальной Безопасности). Такой анализ включает исследование условий на получение привилегий на каждый вид выплат, а также влияние условий на получение привилегий на количество мужчин и женщин, получающих пользу от разнообразных программ.

Гендерный анализ бюджета также нуждается в исследовании представителей услуг, то есть тех, которые наняты государством. Среди прочих вещей, так же необходимо проверить отношение количества работающих мужчин к количеству работающих женщин, проверить отношение размера зарплат, получаемых женщинами и мужчинами, и их относительные возможности для карьерного роста.