Библиотека

ИНФОРМАЦИЯ об участии ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ в проекте «Гендерный аудит в профсоюзах России»

Международная организация труда (далее – МОТ) и Федерация Независимых Профсоюзов России (далее – ФНПР) совместно осуществляют пилотный проект «Гендерный аудит в профсоюзах России».

Планом практических действий по реализации решений VI съезда ФНПР в области гендерного равенства предусматривается целый ряд мероприятий, в которых принимал участие ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Справочно. Исходя из решений VI съезда ФНПР, вновь образована Постоянная комиссия Генерального Совета ФНПР по гендерному равенству. В её состав, сформированный из членов Генерального Совета, секретарей ФНПР, руководителей структурных подразделений Аппарата ФНПР, других представителей членских организаций, учреждений и организаций профсоюзов, как женщин, так и мужчин, избрана Куприянова Татьяна Викторовна, заместитель Председателя Профсоюза.

О первых результатах участия в проекте

На первом этапе реализации пилотного проекта «Гендерный аудит в профсоюзах России» ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ участвовал в состоявшемся 26-28 марта 2007 года семинаре, который проводил МОТ и ФНПР на тему: «Гендерный аудит в профсоюзах и подготовка специалистов для его проведения».

Организаторы пилотного проекта ставили перед собой цель ознакомить участников с предпосылками, концепцией и принципами гендерного аудита МОТ, основанного на принципе активного участия, обучить участников семинара подходам и методологиям проведения гендерного аудита, дать практические навыки проведения гендерного аудита, а также подготовить участников к его проведению в членских организациях ФНПР.

Целью участия нашего Профсоюза в этом семинаре было, прежде всего:

  • расширение понимания того, насколько стратегия комплексного гендерного подхода применима в деятельности Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации;
  • осуществление оценки степени внедрения стратегии комплексного гендерного подхода в самом «гендерном» виде экономической деятельности – в образовании;
  • формулирование исходных принципов и критериев внедрения этой стратегии и определение плана действий по обеспечению гендерного равенства в территориальных организациях Профсоюза.

По итогам слушателям семинара были выданы сертификаты о том, что его участники прошли тренинг по проведению гендерного аудита на основе методологии МОТ.

На втором этапе реализации пилотного проекта предполагается проведение гендерного аудита в членских организациях ФНПР. Организация и проведение первого гендерного аудита с 8 июня по 20 июня 2007 года в г. Вологде – совместная инициатива Региональной общественной организации – Вологодское объединение профсоюзных организаций и Постоянной комиссии Генерального совета ФНПР по гендерному равенству.

К проведению первого гендерного аудита в соответствии с принципами и методологией гендерного аудита МОТ были привлечены, специалисты, в том числе представитель ЦК Профсоюза, получившие сертификаты на семинаре. Им была предоставлена возможность на практике впервые применить рекомендации, предоставленные МОТ в пособии «Руководство по проведению гендерного аудита, основанного на принципе активного участия», М., 2007г. (далее – Руководство). Специалисты применяли различные элементы процесса гендерного аудита, включая: подготовку мероприятий, анализ документации и проведение собеседований/интервью, организацию и проведение семинаров, с представителями аппарата и членских организаций Региональной общественной организации – Вологодское объединение профсоюзных организаций. При использовании набора методов и практических рекомендаций, содержащихся в Руководстве, аудиторам удалось ознакомиться с положительным опытом использования комплексного гендерного подхода в деятельности Региональной общественной организации – Вологодское объединение профсоюзных организаций. Ими был написан отчет, подготовлены рекомендации по улучшению дальнейшей деятельности этой организации, которые могут помочь улучшить работу, определить пути и способы дополнительного повышения эффективности деятельности профсоюза в продвижении вопросов гендерного равенства в Вологодской области. Справочно. Гендерный аудит – это инструмент и процесс, основанный на принципах активного участия. Основная цель гендерного аудита – содействовать самообучению организации методам активного применения комплексного гендерного подхода в политике, программах и функционировании организаций, а также оценить, в какой степени принятая политика находит отражение в работе организации, ее структурных подразделениях и отдельных сотрудников. Цель аудитов – способствовать эффективному применению комплексного гендерного подхода.

О проблеме обеспечения гендерного равенства (История вопроса)

В течение последних десятилетий проблема прав женщин и гендерного равенства всесторонне изучается на национальном и международном уровнях.

Справочно. Понятие «гендер» отличается от понятия «пол», поскольку оно относится не к физическим различиям между мужчинами и женщинами, а касается социальных различий и отношений между мужчинами и женщинами, традиционно распространенных в обществе, а также изменяющихся наборов убеждений и привычек в отношении представителей обоих полов (или другого пола). Эти различия и отношения являются социально обусловленными и усваиваются в процессе социализации. Они определяют то, что считается уместным и подобающим для представителей каждого пола. Кроме того, они зависят от конкретных условий и могут изменяться.

Понятие «гендер» используется для анализа ролей, обязанностей, ограничений, возможностей и потребностей женщин и мужчин во всех сферах и в любом социальном контексте.

МОТ рассматривает гендерное равенство как ключевой элемент своей концепции достойного труда для всех мужчин и женщин. Программа и бюджет Бюро МОТ (далее - Организация) на 2006-2007 г.г. и на 2008 – 2009 гг. ставят целью продвижение гендерного равенства как «основной стратегии», за осуществление которой несут ответственность все сотрудники МОТ. Для достижения гендерного равенства МОТ применяет стратегию комплексного гендерного подхода, который предполагает действия, направленные на:

  • осуществление гендерного анализа с целью выявления фактов неравенства между мужчинами и женщинами, которые необходимо устранить;
  • обеспечение равных возможностей для всех и принятие гендерно ориентированных мер в случаях явно выраженного неравенства;
  • инициирование процесса институциональных изменений;
  • формирование активной жизненной позиции девушек и женщин;
  • разработку гендерного бюджета;
  • гендерный аудит.

Справочно. Комплексный гендерный подход - общепризнанная стратегия, принцип, средство, через реализацию которых достигается гендерное равенство.

В 1997 году Экономический и социальный совет ООН определил понятие комплексного гендерного подхода следующим образом: «Комплексный гендерный подход означает оценку последствий для мужчин и женщин любого планируемого действия в сфере законодательства, политики или программ в любой области и на всех уровнях. Это стратегия интеграции интересов мужчин и женщин в процессе разработки, реализации, мониторинга и оценки всей политики и программ в политической , экономической и социальной сферах таким образом, чтобы и мужчины, и женщины в равной степени получали от этого пользу, а неравенство сокращалось. Конечная цель применения комплексного гендерного подхода – достижение гендерного равенства».

О позиции Профсоюза в отношении проведения гендерного аудита

По итогам участия специалиста нашего Профсоюза в первом гендерном аудите, организованном ФНПР в Региональной общественной организации – Вологодское объединение профсоюзных организаций, можно говорить о целесообразности использования методологии гендерного аудита, основанного на принципах активного участия, применяемого МОТ, в работе Профсоюза.

Чего можно достичь, применяя гендерный аудит?

Методология гендерного аудита позволит получить более полное и четкое представление о степени внедрения комплексного гендерного подхода, проблемах и способах их решения и удовлетворения, так как позволяет организовать его проведение и на уровне ЦК Профсоюза, в территориальных и первичных профсоюзных организациях. Совместный гендерный аудит зачастую может служить отправной точкой для обсуждения более широких проблем, касающихся самого содержания работы и функционирования организации.

В процессе его проведения могут затрагиваться вопросы, выходящие за рамки гендерной проблематики, например, существующие в Профсоюзе, его территориальных, первичных организациях, связанные с практикой сверхурочной работы, задержками на работе, работой в условиях нехватки времени, так называемым «синдромом занавеса из бус» (когда люди поддерживают контакт лишь с теми, кто выше и старше их по должности), а также отсутствием активно действующих структур, занимающихся обменом информацией, обучением и адаптацией полученных знаний. ЦК Профсоюза обращает внимание на то, что гендерный аудит – это не самоцель, а напряженное и требующее ресурсного обеспечения мероприятие (времени, наличия достаточного количества сертифицированных специалистов), проводить которое возможно только при заинтересованности как отдельных территориальных и первичных профсоюзных организаций, так и Профсоюза в целом.

ЦК Профсоюза ставит перед собой следующие задачи:

  • расширить коллективные возможности Профсоюза в плане гендерного анализа работы, выявить сильные и слабые стороны деятельности Профсоюза в деле продвижения прин6ципов гендерного равенства;
  • разработать предложения по внедрению комплексного гендерного подхода к планированию и анализу деятельности Профсоюза с учетом специфики организации;
  • укрепить командный дух, стимулировать анализ и обмен информацией с тем, чтобы активизировать процесс самообучения Профсоюза гендерному подходу.

Поскольку политика в области гендерного равенства касается представителей обоих полов, как женщин, так и мужчин, для определения необходимой степени внедрения методологии гендерного аудита в деятельность Профсоюза представляется целесообразным следующее:

  • определить стратегию Профсоюза в области гендерного равенства и способы ее отражения в задачах Профсоюза, его программе и бюджете;
  • разработать принципы продвижения гендерного равенства в ходе осуществления различных программ и проектов;
  • подготовить экспертов по гендерным вопросам и гендерной стратегии, направленной на расширение компетентности в этой сфере;
  • определить показатели и критерии оценки по гендерным вопросам и гендерным стратегиям для использования в существующей (установленной) системе, методах мониторинга и оценке деятельности территориальных, первичных профсоюзных организаций, так и Профсоюза в целом;
  • определить партнеров Профсоюза по продвижению гендерного аудита.

Информация подготовлена главным специалистом отдела по вопросам общего образования Аппарата ЦК Профсоюза – М.Н.Степиной.