Назад в библиотеку

Cовершенствование образовательной услуги в университетах Украины путем внедрения «мотивации завтрашним днем»

Автор: А.А. Темненко, А.И.  Момот

Аннотация

В статье описывается необходимость осознания студентом своей надобности после обучения и предложение нового способа мотивации студентов к обучении при помощи мотивирования их успешным трудоустройством.


Постановка проблемы

Одной из причин низкого качества образовательной услуги в университетах Украины является несовместимость нынешних подходов к мотивации с интересами и ценностями современных студентов. Проблемой, которая рассматривается в данной статье, является поиск путей эффективной мотивации нового поколения студентов к обучению в ВУЗах Украины.

Анализ последних исследований и публикаций

В статье Хабнера А.С. «Мотивация студентов к обучению» приводятся результаты тестирования первых и третих курсов студентов ХИ МАУП по следующим пунктам:

На основе вышеуказанной статьи автор сделал следующие выводы: «Мы видим, что отличия между 1 и 3 курсами достаточно велики. Конечно, в первую очередь хочется обратить внимание на студентов, которые не забыли, для чего на самом деле существуют высшие учебные заведения, и пришли за знаниями. К сожалению, процент таких студентов очень мал и на одном, и на другом курсе, но самое ужасное то, что на 3 курсе процент таких студентов меньше, а пугает это тем, что с возрастом люди более чётко выделяют приоритеты. Тем более удивляет то, что процент студентов, которые посещают ВУЗ без особого желания на 3 курсе, больше, чем на 1 и значительно превышает процент студентов, которые хотят получать знания. Ещё один отрицательный момент в том, что наиболее большой процент получила категория «учёба ради диплома» на 1 и на 3 курсе. И, наконец: единственная категория, в которой получилось абсолютное единогласие – это категория студентов, которые посещают ВУЗ ради общения». [ 1 ]

Авторы Бодунов С.А. и Викторова Т.С. из университета ВФ ГОУ МГИУ в статье «Пути повышения мотивации студентов» привели такие результаты тестирования студентов:

Были приведены пути мотивации, такие поощрения, как значки отличия и вынесение благодарности на студенческих линейках, благодарственные письма семьям отличнмков, введение рейтинга оценок учащихся и др.

В статье «Украинское образование: "Вузы - слабые, студенты - сильные"» Авторы: М. Набока, Н. Шерстюк, приводят мнение ректора колледжа Экзетера Оксфордского университета, Фрэнсис Кернкрос: "Украинцы должны понять - учеба в университете делает вас богаче, это опыт. Сначала вы вкладываете деньги в обучение, а потом эти деньги очень быстро возвращаются к вам в виде хорошей зарплаты. Необходимо привыкнуть к мысли, что образование - это дорогое дело". Так же приведено мнение ректора Киево – Могилянской академии Сергея Квита: "Что положительного делают украинские университеты? Они дают свободу для инициативных, лучших студентов. Их требования не очень жесткие, поэтому студенты могут больше времени уделить тому, что по их мнению будет полезным для их развития. Мотивация украинских студентов ужасно высокая, а логика у них такая: если они себе сами не помогут, то им никто не поможет. И эта конкурентоспособность украинских студентов касается их присутствия на украинском рынке труда, и обучения в западных университетах. Наши студенты, обучающиеся по послебакалаврским программ в западных университетах, имеют очень высокие отзывы". [3]

Цель статьи

Целью написания данной статьи является показать актуальность нового вида мотивации – «мотивация завтрашним днем».

Изложение основного материала

Мотивация, по мнению психологов - это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие её направление.[1]

Мотивация (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. [4].

Классифицируют мотивацию по-разному, например, по направленности и содержанию выделяют следующие виды:

  1. Социальные мотивы (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества).
  2. Познавательные мотивы (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным).
  3. Профессионально-ценностные мотивы (без знаний не будет хорошей профессии).
  4. Эстетические мотивы (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои скрытые способности и таланты).
  5. Коммуникативные мотивы (возможность расширять свой круг общения благодаря повышению своего интеллектуального уровня и новым знакомствам).
  6. Статусно-позиционные мотивы (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе, в своём ВУЗе, группе и т.д.).
  7. Традиционно-исторические мотивы (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени).
  8. Утилитарно-практические мотивы (необходимость в получении свидетельства об образовании, которое позволяет получить заветное рабочее место).
  9. Учебно-познавательные мотивы (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию).
  10. Неосознанные мотивы (основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу). [1]

Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения.

Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность». [ 4]

Разберем пример:

Пускай, некий студент Иванов А.А. обучается на третьем курсе государственного университета, получает стипендию и живет в обыкновенной среднестатистической семье. Родители Иванова не имеют материальной возможности по окончанию университета обеспечить сына отдельной жилплощадью и не занимают руководящих должностей, что могло бы посодействовать дальнейшему успешному трудоустройству. У Иванова А.А. помимо других социальных и материальных проблем после окончания университета возникнет две серьезные проблемы:

  1. Отсутствие отдельного жилья;
  2. Отсутствие работы по специальности, с соответствующей заработной платой.

Рассмотрим первый пункт:

Минимально необходимая квартира – однокомнатная, со средней квадратурой 20 - 25 кв. м. Стоимость 1 кв. м в каждом из пяти крупных городов Украины на 2010 год, составляла:

Рассмотрим второй пункт:

Минимальная зарплата молодого специалиста – 1500 до 2500 грн/мес, при поступлении на работу требуется опыт работы по специальности не менее года. Сразу же после университета, как правило, опыта работы нет, что затрудняет устройство по специальности на достойное рабочее место.

Выводы

После окончания университета, Иванов А.А., не может решить свои две серьезные проблемы. В результате сложившейся ситуации студент третьего курса может выбрать один из нескольких вариантов решения данного вопроса:

  1. Продолжать обучение в университете, стараться максимально использовать возможности бесплатного образования и надеяться на «счастливый случай».
  2. Продолжать обучение в университете параллельно работая, что практически неминуемо приведет к потере заинтересованности учебным процессом, снижению успеваемости и возможно отчислению.
  3. Не продолжать обучение в университете, устроиться на неквалифицированную работу, для накопления материальных средств.

Рассмотрев данный пример становится понятно, что мотивация при помощи значков отличия и вынесения благодарностей, становится все более не эффективной в современном обществе. Студент понимая свою «ненужность» в будущем, относительно своей профессии, теряет мотивацию к обучению уже сегодня. Новые стандарты современной жизни требуют новых подходов к мотивации студентов для получения высшего образования. Они затрагивают не только материальный аспект жизни студента, но и его психологический настрой на достижение цели. Необходимо помнить, что вопрос дальнейшего устройства студентов не является только его личной проблемой, молодым специалистам как никогда нужна поддержка государства и ВУЗа в частности.

Принцип «мотивации завтрашним днем» заключается в том, что студенты с высокими достижениями в обучении должны иметь возможность получать льготы от государства при приобретении жилплощади или её аренде, возможность трудоустройства по рекомендации ВУЗа на достойную работу. Новая мотивация – «мотивация завтрашним днем», позволит почувствовать студента себя «нужным» и существенно повысит его успеваемость и заинтересованность в обучении.

Список источников

  1. Мотивация студентов к обучению [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cs-alternativa.ru....
  2. Пути повышения мотивации студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vfmgiu.ru....
  3. Украинское образование: «Вузы – слабые, студенты - сильные» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.osvita.ua....
  4. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org....
  5. Стоимость квартир в 5 крупных городах Украины (по районам) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unian.net....