Назад в библиотеку

Внедрение международных стандартов качества и влияние их на подготовку высококвалифицированных специалистов

Автор: В.Г. Викторов, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии, социологии государственного управления ДРИГУ НАГУ при Президенте Украины
Источник: Образование и общество

Аннотация

В данной статье рассматривается острая необходимость внедрения стандартов семейства ISO 9000 в систему высшего образования, их положительное и отрицательное влияние на уровень знаний у студентов.



Глобализационные процессы формируют сегодня четкие правила развития для многих областей производства. Не стоит в стороне от этих процессов и образование. Даже в развитых странах мира постоянно усовершенствуется подготовка высококвалифицированных специалистов, это в свою очередь активизирует решение проблемы качества высшего образования, которое невозможно рассматривать вне международных стандартов.

Как отмечается в Национальной доктрине развития образования [1], «Образование – основа развития личности, общества, нации и государства, залог будущего Украины. Оно становится определяющим фактором улучшения социально-экономической, культурной и научной жизнедеятельности общества. Образование воссоздает и наращивает интеллектуальный, духовный и экономический потенциал общества». В этом важном документе приоритетным направлением государственной политики относительно развития образования определяется процесс постоянного повышении качества образования, обновления содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса.

Закон Украины «О высшем образовании» [2], который был принят в 2001 году, направлен на решение сложного комплекса вопросов высшей школы. В первой статье Закона даются определения как качества, так и стандарта высшего образования, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Так, стандарт высшего образования определяется как совокупность норм, которые охватывают содержание высшего образования, содержание обучения, способов диагностирования качества высшего образования и нормативных терминов обучения [2].

Всемирной федерацией национальных органов стандартизации стала Международная организация по стандартизации (International standard organization) – ISO. В ее работе принимают участие также различные международные организации, как правительственные, так и неправительственные [3]. Подготовку международных стандартов осуществляют соответствующие технические комитеты ISO.

Сама жизнь диктует необходимость введения стандартов семейства ISO 9000, в первую очередь это следует отнести к высшему образованию. Вводить их нужно независимо от типа учебного заведения, формы собственности, количества преподавательского и студенческого состава и т. п. При этом достижение желаемых результатов в высшей школе возможно с помощью и благодаря обеспечению адаптированных к ней принципов существующих стандартов, а также внедрению эффективного менеджмента качества образования.

В успешно работающей системе созданы и функционируют следующие стандарты:

Все вместе эти стандарты образовывают довольно сбалансированный комплекс. Они распространяются прежде всего на систему менеджмента качества продукции (услуг) и оказывают влияние на взаимопонимание в международной и национальной системах, в том числе и на подготовку кадров.

Достижение положительных результатов становится возможным благодаря внедрению и сопровождению системы менеджмента качества, которая предназначена для постоянного улучшения показателей работы.

В соответствии с международными стандартами серии ISO 9000, базовой основой работы высших учебных заведений могут стать восемь главных принципов или условий менеджмента качества:

  1. Ориентация на потребителя.
  2. Руководство.
  3. Привлечение работников.
  4. Подход с позиций процессов.
  5. Системный подход к менеджменту качества.
  6. Постоянное усовершенствование учебного процесса.
  7. Подход к принятию решений на основе фактов.
  8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками (например, средними учебными заведениями: школами, гимназиями, лицеями).

По первому принципу существует четкая зависимость системы высшего образования от потребителей (организаций или личностей, которые получают образовательные услуги и молодых специалистов). Потребители имеют текущие и перспективные потребности в специалистах и выдвигают общий перечень требований на сегодня и на недалекое будущее. Из этого вытекает главная задача – полное удовлетворение требований потребителей, изучение и четкое понимание перспектив и стремление работать таким образом, чтобы постоянно превышать ожидания потребителей относительно качества подготовки специалистов (предусмотренная или обязательная потребность).

По второму условию, которое называется «Руководство», предусматривается в вузах наличие жестких требований к деловым и моральным качествам ректоров и директоров высших учебных заведений. Последние должны руководствоваться принципами, которые устанавливают единство целей вуза, их качество, а главное, отработать направления действия с распределением на этапы, подэтапы и т.п.

Руководитель учебного заведения, независимо от уровня аккредитации, призван работать над созданием и поддержанием такого внутреннего «микроклимата», благодаря которому возможно полное привлечение всех категорий работников к выполнению главной задачи вуза – качественной подготовки специалистов. Другими словами, создается надлежащая рабочая среда, совокупность условий, за которыми стоит качество самой работы.

Привлечение работников – это третье условие менеджмента. Оно предусматривает такой подход, чтобы каждый работник учебного заведения, которое готовит высококвалифицированных специалистов, стал бы одинаково ценным для образовательной сферы. Его квалификация, умение, талант, опыт представляют достояние высшего учебного заведения, а полное привлечение дает возможность использовать перечисленные качества на благо вуза. Следует отработать, а в некоторых случаях усовершенствовать четкую систему поощрения работников за добросовестное выполнение обязанностей, за проявленную инициативу, за сверхурочные часы и т.п.

Четвертое условие ставит перед руководителями отрасли задачу, чтобы ко всему, что происходит в учебном заведении, был подход с позиции процесса.

Конечная цель, желательный результат достигается более эффективно в том случае, когда управление деятельностью и соответствующими ресурсами осуществляется в виде процесса со всеми для этого вытекающими требованиями.

Это относится к различным заинтересованным сторонам: высшим учебным заведениям, органам государственного или местного управления, потребителям конечного продукта – предприятиям и организациям.

Сам процесс следует определять как совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности учебного заведения, который предусматривает входы и выходы (рис. 1)[3].

Одним из ключевых принципов качества становится системный подход к менеджменту (пятый принцип). Ректоры и директора вузов обязаны четко понимать и представлять взаимосвязь процессов, которые оказывают содействие повышению эффективности и результативности работы образовательного учреждения в выполнении поставленных задач. В сферу качества, безусловно, следует включать все стороны деятельности высшего учебного заведения, в том числе связанные с развитием материально-технической базы, компьютерного обеспечения, решением проблем финансирования и других сфер функционирования вуза.

Можно смело утверждать, что разные действующие разделы в организации системы менеджмента органически объединены с системой менеджмента качества, они могут и должны образовывать единую систему менеджмента с общим элементом и с одной целью получения качественного продукта на выходе – всесторонне развитого, высококвалифицированного специалиста (рис. 2).

Именно такие подходы дают возможность упрощать планирование, более эффективно распределять ресурсы, доходить до кафедры и лаборатории, определять дополнительные задачи на будущее, а главное – систематически оценивать результаты деятельности преподавателя, кафедры, научной лаборатории, факультета и высшего учебного заведения в целом.

По шестому принципу предполагается постоянное усовершенствование. В этой работе первоочередными задачами учебного заведения, его высшего руководства, которое направляет и контролирует деятельность вуза, становится постоянное улучшение общих показателей учебно-воспитательной, научной и хозяйственной работы.

Требования к взаимосвязанным или взаимодействующим видам деятельности должны сопровождаться постановкой задач по выявлению возможностей усовершенствования – это постоянный процесс, включающий анализ состояния дел со стороны ректоров и директоров высших учебных заведений, корректирование, а также применение мер упреждения со стороны руководства.

К седьмому принципу системы менеджмента относят подход к принятию решений на основании фактов. Эффективные решения основываются на анализе данных и соответствующей достоверной информации. Под этим следует понимать реальные данные в виде документов. Используя их, можно проводить следующие операции:

С точки зрения прослеживания исполнения в сфере качества высшего учебного заведения это становится важным элементом системы.

И последний принцип – взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Высшее учебное заведение и учебные заведения, которые дают полное среднее образование (школы, лицеи, гимназии, техникумы и колледжи), в реальной жизни всегда взаимозависимы. Во многих случаях они партнеры в процессе подготовки специалистов для различных сфер производства и услуг. Взаимовыгодные отношения между ними расширяют возможности добавления ценности каждой из сторон [4].

Задуманные и созданные в середине 80-х годов прошлого столетия учебно-научно-производственные комплексы (УНПК) положили начало непрерывному образованию в Украине и не только в ней. Они фактически стали предвестниками профильного обучения, сыграли и продолжают играть роль института профессиональной ориентации подрастающего поколения.

На Днепропетровщине одним из первых в СССР был создан УНПК на базе Днепропетровского государственного университета (ныне – Днепропетровский национальный университет). Сегодня в него входят 63 общеобразовательные школы региона, 8 гимназий, 15 лицеев, 6 колледжей, 6 техникумов и 6 профессионально-технических училищ (всего 104 учебных заведения), а также десять крупнейших производственных объединений.

Отработанная система работы университетов и академий со школами, лицеями, гимназиями, колледжами и техникумами положила начало созданию центров беспрерывного образования почти во всех вузах Днепропетровской области.

Например, в составе УНПК Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта 39 общеобразовательных учреждений, 26 – в Криворожском государственном техническом университете, по 20 – в Национальном горном университете и Криворожском государственном педагогическом университетах и соответственно 17 и 9 в Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры и Национальной металлургической академии Украины.

Приобретенный в этом направлении положительный опыт позволяет существенно улучшить процесс обучения и воспитания подрастающего поколения. Это ни в коем случае не исключает дальнейшего усовершенствования работы комплексов.

Вывод, который можно сделать и который напрашивается сам собою: ради достижения важнейших, желаемых результатов, качественной подготовки высококвалифицированных специалистов следует постоянно планировать и проводить работу по совершенствованию стандартов высшего образования, стремиться привести их к международным стандартам качества. При этом желательно придерживаться всех восьми принципов менеджмента качества, ставших основой вышеупомянутого международного документа и которые, в свою очередь, органически взаимосвязаны и согласованы.

Литература

  1. Национальная доктрина развития образования. Утверждена Указом Президента Украины 17 апреля 2002 г. № 347/2002.http: //WWW. rada.qov.ua
  2. «О высшем образовании»: Закон Украины от 17 января 2002 г. № 2984 ІІІ. http://WWW.rada.qov.ua
  3. Системы менеджмента качества: Основные принципы и словарь // ISO / FDIS 9000 – 2000. 26 с.
  4. Приходько В.В., Вікторов В.Г. Чи потрібно «готувати солдатів до минулої війни»? // Освіта. 2005. № 34 (5164). С.12–13.