Назад в библиотеку

Украинское образование: "Вузы — слабые, студенты — сильные"

Автор: М. Набока, Н. Шерстюк
Источник: Освіта.ua

Аннотация

В данной работе освещается проблема важности понимания студентами ценности образования, и подтверждения высокой мотивированности студентов.



Украина занимает 46 место из 133 стран мира по качеству образования. Таковы результаты исследования Всемирного экономического фонда за прошлый год

Согласно этому отчету, по качеству профессиональной подготовки студентов, украинские вузы являются лучшими среди государств СНГ, однако "пасут задних" по сравнению с вузами ведущих государств мира.

Большое количество мелких вузов, низкая квалификация преподавателей, отсутствие у студентов мотивации к обучению, взяточничество - это, по мнению западных педагогов, основные проблемы, которые делают украинское образование неконкурентоспособным.

"Вузы - слабые, студенты - сильные"

Проблема украинского высшего образования - это засилье малых вузов, которые не соответствуют своему высокому статусу и не могут готовить квалифицированных специалистов, считает Фрэнсис Кернкрос, ректор колледжа Экзетера Оксфордского университета.

По данным Министерства науки и образования, в Украине сейчас насчитывается 350 высших учебных заведений. Отечественные чиновники также считают, что это количество необходимо сократить как минимум втрое.

Еще одна проблема, которая отодвигает украинские вузы на "образовательные задворки" - это само качество учебного процесса и квалификация преподавателей. По мнению Фрэнсис Кернкрос, преподаватели украинских университетов не желают заниматься самообразованием, в частности, не читают современной иностранной литературы по своей специальности, студенты же - не гнушаются списыванием.

"В украинских вузах слишком много случаев, когда студенты позволяют себе списывать на экзаменах. В Америке или Англии за такие вещи отчисляют. В Украине же можно взять мобильный телефон на пару, или даже сдать чужую работу вместо своей! Выходит, что списывание это принцип университетской жизни".

"Украинцы должны понять - учеба в университете делает вас богаче, это опыт. Сначала вы вкладываете деньги в обучение, а потом эти деньги очень быстро возвращаются к вам в виде хорошей зарплаты. Необходимо привыкнуть к мысли, что образование - это дорогое дело", - уверена госпожа Кернкрос.

Как это ни парадоксально, Украина имеет слабые вузы, однако - сильных студентов. А конкурентоспособность выпускников украинских вузов - это прежде всего следствие их стихийного выживания, считает ректор Киево-Могилянской академии Сергей Квит.

"Что положительного делают украинские университеты? Они дают свободу для инициативных, лучших студентов. Их требования не очень жесткие, поэтому студенты могут больше времени уделить тому, что по их мнению будет полезным для их развития. Мотивация украинских студентов ужасно высокая, а логика у них такая: если они себе сами не помогут, то им никто не поможет. И эта конкурентоспособность украинских студентов касается их присутствия на украинском рынке труда, и обучения в западных университетах. Наши студенты, обучающиеся по послебакалаврским программ в западных университетах, имеют очень высокие отзывы", - сказал ректор НАУКМА.

Украина на обочине мировых образовательных процессов?

В Украине можно назвать с десяток вузов, которые дают основательные знания, утверждает заместитель министра науки на образования Максим Стриха. Проблема в другом – поскольку Украина не вовлечена в европейские и мировые образовательные процессы, следовательно, и дипломы украинских вузов существенного веса не имеют. "Мы существенно проигрывали, даже информационно. О таком государстве как Украина, двадцать лет назад, вообще речь не шла. Поэтому к нам, соответственно, относились как к чему-то такому, чего нет на карте. А насчет студентов, то в любом обучении, студент является самой активной фигурой. И даже в лучшем университете, если студент не захочет получить знания, он их не получит".

Украинские вузы не занимают ведущих мест в авторитетных рейтингах высших учебных заведений мира. На основании одного из них, который составил Национальный Совет научных исследований Испании, среди 8 тысяч мировых вузов Киевский национальный университет имени Шевченко оказался лишь во второй тысяче. А вот университеты Сербии, Перу и Эстонии попали в почетную "первую тысячу".

Учиться в эстонских вузах было престижно и в советские времена. А за период независимости Эстония еще больше повысила уровень высшего образования, о чем свидетельствует присутствие в эстонских вузах программ с международным статусом. Кроме того, по нескольким международным рейтингам, Тартуский университет входит в 600 лучших высших учебных заведений мира.

Всего в Эстонии существует два типа высших учебных заведений: университеты и прикладные высшие учебные заведения. Из общего количества студентов почти половина учится на государственном финансировании. За качеством следит Совет по оценке качества высшего образования, который также осуществляет лицензирование и аккредитацию учебных заведений.

Качество высшего образования и относительно небольшая стоимость обучения привлекают иностранных студентов. Согласно данным опроса International Student Barometer, по таким важным показателям студенческой жизни, как стоимость и качество общежитий, бесплатный Интернет и личная безопасность, Эстония получила более высокий рейтинг, чем в среднеевропейский.

Диплом, полученный в Эстонии, которая является членом ЕС и следует Болонскому процессу в организации высшего образования, отвечает международным стандартам и открывает дорогу к дальнейшему образованию и перспективной карьере в любом уголке Европы или мира.

Нужна стратегия личного развития

Дипломы украинских вузов все же котируются зарубежными компаниями. Существует определенный список лучших университетов Украины по каждому профилю - и когда международные фирмы выбирают себе стажеров без опыта работы, в первую очередь они обращают внимание на диплом, утверждает рекрутер международной компании по подбору персонала Анна Журавлева. Однако, украинские вузы, а прежде всего это касается гуманитарных и экономических факультетов, готовят "специалистов широкого профиля". И в случае, если студент в течении учебы не задумывался над тем, чтобы получить узкоспециализированные навыки (чтобы не быть просто юристом, филологом или экономистом), то в таком случае работу ему будет найти трудно.

«Надо сразу, с первого-второго курса выстраивать для себя план. Необязательно сразу идти работать, но понимать, кем ты хочешь быть, и, например, первый-третий курсы учиться в университете, а потом, на четвертом - пятом применять знания на практике. А пока ты практикуешься, можно и понять, кем бы ты хотел быть», - говорит специалист по подбору персонала.

Получить качественное образование в Украине можно, убеждена Екатерина, студентка Киевского национального политехнического университета. По ее мнению, важно сочетать теорию с практическими навыками. "Я думаю, что где со второго курса уже нужно плодотворно работать на свое будущее. Ведь после выпуска из университета можно остаться, как в старой сказке, у разбитого корыта", - говорит девушка.

По данным парламентского комитета по вопросам науки и образования, общий бюджет финансирования расходов на образование в 2010 году составляет почти 78 миллиардов гривен. Эта цифра является ориентировочной, поскольку государственную смету еще не утвердили. В прошлом году общее финансирование сферы образования было на 12 миллиардов гривен меньше.