Назад в библиотеку

Самостоятельная работа как условие формирования информационно – технологической компетентности студентов технического вуза

Автор: Иванова Т.В.
Источник: Журнал Вестник РУДН серия «Информатизация образования», 2010, №4

В статье обсуждаются вопросы организации самостоятельной работы студентов с использованием информационных технологий.

Развитие цивилизации обусловлено вкладом наиболее умных, творческих людей, способных решать новые задачи и проблемы. Однако если на более ранних стадиях развития общества отбор одаренных личностей происходил стихийно, то в настоящее время такие требования предъявляются прежде всего к специалистам с высшим образованием. Выпускник вуза – высокопрофессиональная личность, способная творчески мыслить, принимать нестандартные решения и нести за них ответственность. Результатом полученного высшего образования становится не только набор знаний, умений и навыков, но и система ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско – правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной, исследовательской работы студентов, развития и воспитания их творческой активности и инициативы.

Содержание самообразования многогранно. К числу его компонентов А.Я. Айзенберг относит «…свободный выбор круга проблем, самостоятельную работу с источниками информации, подвижный объем знаний, ограниченный степенью насыщения интереса к избранному предмету…». Самостоятельная работа должна быть неразрывно связана с учебным процессом и носить систематический и непрерывный характер на протяжении всего периода обучения в вузе. Зачастую решение поставленной учебной задачи требует дополнительных знаний и умений, и именно в процессе их поиска заложены возможности подготовки учащихся к самообразованию.

В педагогике хорошо разработаны вопросы самовоспитания и самообразования личности (А.Я. Айзенберг, Г.Н. Сериков), раскрыты проблемы учебы и самостоятельной работы обучаемых (Б.П. Есипов, М.А. Данилов, А.К. Громцева, П.И. Пидкасистый). Но проблемы, касающиеся развития навыков самообучения у студентов вузов, на наш взгляд, изучены недостаточно. Навыки самообучения необходимы студентам уже с первых дней учёбы в вузе, поскольку из-за огромного прироста научной информации и связанного с этим быстрого устаревания знаний значение самостоятельной работы постоянно растет. К необходимым педагогическим условиям можно отнести, в том числе, информационную поддержку, применение которой усиливает ее эффективность.

Мы предлагаем следующую структуру такой информационной поддержки. Работа с книгой – это один из основных видов самостоятельного учебного труда студентов. Умение работать с литературными источниками является наиболее важным средством овладения будущей специальностью. Опыт показывает, что студенты часто испытывают большие трудности в работе с книго. Они не всегда знают, как обращаться с каталогом библиотеки (тем более с электронным), затрудняются в подборе необходимой литературы, не умеют пользоваться рабочим аппаратом книги, приступают сразу к чтению глав или параграфов, упуская важные вспомогательные средства, которые содержатся в оглавлении, аннотации, введении [2, с. 75]. Начинать работу в библиотеке надо с электронного каталога. Благодаря такой возможности студенты могут найти требуемую информацию (по автору, по названию и т.д.) по любой дисциплине, экономно расходуя свое время и время библиотекарей. Доступ к электронному каталогу через Интернет позволит обратиться к данным с домашнего или любого другого компьютера, подключенного к всемирной сети. Отыскав необходимые источники, студентам надо научиться работать с книгой, выделять главное, правильно фиксировать прочитанное и т. д.

Важно научить студентов действиям, способам, приемам, которые сделают их продвижение к самостоятельному овладению материалом, а затем и к творчеству, осознанным, успешным. Самостоятельная работа – это условие профессионального роста будущих инженеров. В структуре целостного педагогического процесса обучения это, с одной стороны, внеаудиторная работа студентов, часто с учебной литературой. Внеаудиторная работа включает в себя следующие элементы: ознакомительное чтение материала по указанному вопросу, определение его места и связи в системе изучаемых предметов, повторение, вдумчивое чтение с составлением плана прочитанного, выделением главного по каждому пункту, запись отобранного материала своими словами с использованием общепринятой символики и т. д. Работая с литературой, студенты приобретают группы умений, исходя из общепредметных информационных компетентносте.

Соглашаясь с авторами, отметим, что степень самостоятельности в разных формах учебной деятельности студентов различна и зависит от организации учебного процесса, методики проведения занятия, личности и уровня интеллектуального развития молодого человека, его подготовленности, а также от педагогической квалификации и стиля работы преподавателя.

Сегодня много говорится о переходе к дистанционному обучению. Имея достаточные возможности Интернета, студент и преподаватель могут взаимодействовать на расстоянии. Эта технология была бы полезной не только для студентов заочной формы обучения, но и для очной. В наших вузах обучается много талантливых, способных студентов, которые занимаются с опережением графика учебного процесса или хотят изучать дополнительные дисциплины, не включенные в их расписание. Технология дистанционного образования открывает возможности для самообразования, для контроля самостоятельной работы студентов.

Главным здесь, по нашему мнению, должна быть разработка сетевых УМК, включающих: конспект лекций, методические указания для лабораторных, практических работ, информацию о количестве часов, отведенных под дисциплину, промежуточном и итоговом контроле, тестовые задания. Подготовка, создание и размещение таких электронных учебных ресурсов – процесс, требующий времени, сил, определенного уровня информационной культуры и понимания. В современном вузе для самостоятельной работы в компьютерном классе студент должен быть обеспечен рабочим местом с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Выходя в Интернет, студенты обычно ведут поиск по названиям терминов, в большинстве случаев не знают адресов Образовательных ресурсов Интернет. Задача преподавателя – неустанно разъяснять, напоминать студентам об имеющихся возможностях Всемирной сети.

С появлением и распространением информационных технологий актуальной становится самостоятельная работа с обучающими программами, тестирующими системами, информационными базами данных. Рассмотрим особенности самостоятельной работы студентов – бакалавров при изучении дисциплин «Информатика» (1 семестр), «Информационные технологии в металлургии» (7 семестр) по направлению подготовки «Металлургия» (специальности «Обработка металлов давлением», «Металлургия черных металлов», «Теплофизика, автоматизация и экология промышленных печей»).