Назад в библиотеку

Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе

Автор: Низамова А.Ф.
Источник: Педсовет.org 12–й Всероссийский интернет–педсовет

Быть с веком наравне» – это требование ко всем сферам человеческой жизнедеятельности, в том числе – и образованию. Мало того, школа способна и опережать время. Ведь в ее стенах учатся те, кто действительно определит будущее, – наши дети. Как повлиять на будущее, чтобы оно не несло угрозу, а наоборот, привело человечество к процветанию, миролюбию, взаимопониманию? В этом вечная гуманная роль учителя. Мультимедийные учебники, Интернет – технологии для профессионального педагога – это еще один инструмент, еще одна среда для диалога с учеником, самой древней и самой благодарной формы образования. В настоящее время ускорения научно – технического прогресса, когда владение необходимой информацией становится важнейшим инструментом в любой сфере человеческой деятельности, важнейшая задача – научить наших детей жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания. В новом информационном обществе учитель уже не может быть основным и единственным источником знаний об окружающем мире, что само – собой ведет к изменению форм учебной работы. Традиционный объяснительно – иллюстративный метод обучения уступает индивидуальной, самостоятельной и групповой деятельности на уроке, для этого необходимо научить детей различным способам работы и необходимо усилить роль поисково – исследовательской деятельности.

За последние несколько лет список технических средств обучения в учреждениях образования заметно обновился. Это связано как с расширением возможностей компьютерной техники, так и появлением новых видов мультимедийной техники, ранее отсутствовавшей или несуществовавшей. В настоящее время на рынке широко представлены другие образцы техники, такие как мульимедийные проекторы, интерактивные доски, сенсорные экраны и т. д.

Как новые веяния отзовутся на организационной стороне процесса обучения? Границы урока (в рамках проектной методики) размываются. Слово «урок» вновь приобретает свое изначальное значение: «работа, задания для выполнения в определенный срок». По окончании этого срока достигнутый результат демонстрируется и обсуждается. Формы обсуждения проекта (прежде всего, его концепции, заявленной на главной странице) могут быть различными, а основные критерии – это глубина постижения смысла (идея), выразительность подачи (образ) и оригинальность оформления (дизайн). Так постепенно вызревает новый школьный жанр – демонстрационный урок (мультимедийный урок). Мультимедийный урок – это урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера. Его суть – в большей опоре на символьную наглядность, что способствует формированию «свернутой логики» передачи и понимания материала. Ведь раскрытие лаконичной наглядной конструкции в виде развернутого словесного изложения требует самостоятельного мышления. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для более доступного объяснения сложного нового материала. При объяснении материала учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, при этом использованные анимации могут как бы «оживить» изучаемый материал, процесс. Таким образом: мультимедийный компьютер, проектор и экран становятся атрибутами не только кабинета информатики.

Мультимедийная презентация – один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно – урочной системы. Внедрение этой деятельности позволяет учителю организовать освоение современных информационных технологий, сформировать у учащихся необходимые навыки самостоятельной работы с современными системами, позволяет одновременно использовать различные способы представления информации.

При проектировании своего мультимедийного урока каждый учитель должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль играет этот урок в изучаемой теме, для чего предназначен данный урок:

– для изучения нового материала, предъявлений новой информации, т. е. демонстрация происходит с помощью проектора, учитель объясняет новый материал.

– для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков (создание тестовых заданий)

– для повторения или для обобщения и систематизации знаний?

Данные критерии следует сразу определить. Это позволит усилить обучающий и воспитывающий эффект урока. Можно достичь максимального обучающего эффекта урока, если он представлен цельным и завершенным продуктом, а не просто набором слайдов. Таким образом, готовя проектный эпизод и рассматривая его как единое целое, учитель должен ясно представлять, какие учебные задачи он преследует данным эпизодом, какими средствами он добьется их реализации. Помимо этого при создании мультимедийного проекта необходимо учитывать соблюдения некоторых требований к предъявлению наглядности, печатного текста (структура, объем, формат), последовательности графических или звуковых знаков, цветовой гамме и звуку.

Мультимедийные презентации помогают за короткий срок донести информацию до аудитории, наглядно показать объекты в трехмерном измерении. Уникальность мультимедийной презентации заключается еще в том, что она может использоваться на всех типах урока. На уроке, посвященном изложению нового материал, мультимедийная презентация может стать незаменимым помощником учителя: излагаемый материал в доступной форме показан на сайде, остается только дополнить его своими комментариями. На уроках контроля знаний, с помощью мультимедийной презентации можно создать тестовый контроль, как средство контроля, самоконтроля и последующей коррекции знаний учащихся.

Использование мультимедийных презентаций (ресурсов) наиболее востребовано в настоящее время в преподавательской среде в качестве иллюстративного материала к урокам – лекциям. Безусловно презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный настрой, облегчающий восприятие и запоминание представленного материала. Эти презентации призваны проиллюстрировать очный рассказ учителя. Презентация, сопровождающая лекцию, позволяет максимально эффективно использовать особенности восприятия каждого обучаемого. Возможности анимации позволяют акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах урока, позволяют понять логику построения логических цепочек, схем, таблиц.

Мультимедийные ресурсы являются перспективным и высокоэффективным инструментом в образовательной области. Они предоставляют учителю массу информации в большем объеме, чем традиционные источники информации, и в более наглядной форме. Система презентации может в интегрированном виде включать не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т. п. Самым сложным для учителя является необходимость отбирать виды информации и устанавливать последовательность, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного контингента обучающихся. Удобство мультимедийных презентаций в том, что их можно удобно хранить, при необходимости можно дополнять информацией. В заключении хочу представить подготовленную мной презентацию к уроку информатики по теме «Устройства компьютера».