Назад в библиотеку

Мультимедийные технологии в учебном процессе

Автор: Инновации и консалтинг в образовании
Источник: Инновации и консалтинг в образовании

Развитие современных информационных технологий требует от университета внедрения новых подходов к обучению, которые обеспечивали бы развитие коммуникативных, творческих и профессиональных знаний, потребностей в самообразовании. На современном этапе это процесс связан с использованием мультимедийных учебных материалов: от создания обучающих программ до разработки целостной концепции построения образовательных программ в области мультимедиа, подготовки кадров университетского уровня по данному направлению, формирования новых средств обучения.

Оснащение аудиторий мультимедийными проекторами В Волгоградском государственном университете на сегодняшний день 40 аудиторий оборудовано мультимедийными проекторами, компьютерами для преподавателя, в том числе с сенсорным управлением, экранами и/или мультимедийными доскам. Более того, в университете созданы условия для открытого доступа к базам электронных библиотек, медиатек, сети Интернет и др.

Разработка учебных пособий в виде презентаций Powerpoint. Средства мультимедиа позволяют преподавателям ВолГУ изложить материл в максимально доступной форме, опираясь на такие педагогические принципы, как интерактивность, индивидуализация, доступность, наглядность и т.д. Одним из наиболее доступных и широко распространенных программных продуктов, применяемых в образовательном процессе, является программный продукт Microsoft PowerPoint, предназначенный для создания электронных слайдов.

Система интерактивного обучения Вотум. Особое внимание в ВолГУ уделено использованию информационных технологий для контроля знаний и навыков студентов. Для этого используется система интерактивного обучения VOTUM, которая позволяет преподавателями быстро собрать и обработать данные, полученные в результате опроса студентов. Причем проверка знаний может происходить не только в рамках контрольной работы или экзамена, но во время текущих занятий.

На компьютер преподавателя устанавливается программное обеспечение VOTUM. К компьютеру присоединяется через USB порт радио–ресивер. У каждого студента и у преподавателя есть свой беспроводной пульт. Студенты с помощью пультов отвечают на вопросы, выбирая правильный ответ из нескольких вариантов или набирая ответ на пульте, или дают преподавателю знать, что у них появились вопросы. Сигналы с пультов поступают в компьютер посредством радио–ресивера, обрабатываются программой, и VOTUM мгновенно выдает результаты. Преподаватель управляет процессом тестирования с помощью своего пульта.

ПТК «УМКа» С 2000 г. в ВолГУ внедряются технологии дистанционного доступа к образовательным ресурсам, которые дополняют очную и заочную формы обучения. В настоящее время они реализованы при помощи программно–технического комплекса «УМКа», позволяющего студентам получать доступ к методическим материалам (опорным конспектам лекций, методическим указаниям по выполнению лабораторных работ, заданиям для семинарских занятий и т.д. ), разработанным преподавателями ВолГУ. Для контроля знаний студентов используется разработанная система тестирования, интегрированная в ПТК «УМКа», что позволяет осуществлять автоматическое оценивание ответов и занесение контрольных оценок в базу данных.

Система дистанционного обучения Moodle. Отдельные факультеты Волгоградского государственного университета используют в образовательном процессе специальзтрованные информационные технологии. В частности, на факультете Филологии и межкультурной коммуникации создан портал дистанционного обучения с использованием технологии Moodle. Преподаватели факультета и партнерских вузов могут публиковать свои дистанционные курсы или создать курсы поддержки практических и теоретических дисциплин, а также создавать тематические форумы, библиотеки и выставки.