ДонНТУ   Портал магистров

Индивидуальная сбалансированная система показателей

Учись у вчерашнего дня, живи сегодняшним днем, надейся на завтрашний день. Альберт Эйнштейн

Достаточно большой процент представителей перспективной молодежи имеют высокие амбиции и устремления, желают выделиться на фоне остальной серой массы, добиться вершин карьерной лестницы, стать личностью. Обобщенно можно сказать, что каждый стремится создать и раскрутить свой «бренд». Однако лишь немногие понимают, что для достижения этих целей необходимо прикладывать существенные усилия – развивать свою систему ценностей и принципов, быть целостной личностью, ставить перед собой ключевые задачи и стремиться к их реализации.

Каждый человек в течение жизни создает свою уникальную стратегию общения с миром. Она зависит от присущих индивидуму способов реагирования, его окружения, взаимоотношений с другими людьми и целыми коллективами, его поведения. До тех пор пока эта стратегия не сформирована окончательно, человек может ее менять, перестраивать, моделировать по-новому, в соответствии с поставленными целями и пониманием своей миссии [4].

На основании теории Хьюберта К. Рамперсада [1], которая расширяет теорию системы сбалансированных показателей, разработанную Д.Нортоном и Р.Капланом [2], в данной статье приводятся рекомендации по формированию личного бренда.

Рисунок 1 – Общая схема PBSC

Рисунок 1 – Общая схема PBSC

Оценить и улучшить индивидуальные показатели можно с помощью личной системы сбалансированных показателей (Personal Balanced Scorecard, PBSC). PBSC состоит из личных миссии, видения, ключевых ролей, критических факторов успеха, целей, показателей деятельности, задач и мер по улучшению (в разрезе четырех аспектов: финансов, потребителей, внутренних процессов, знания и обучения) (рис. 1). Разработав свою PBSC, вы поставите перед собой зеркало, и то, что вы в нем видите, позволит вам стать более проактивным, уверенным в себе, способным к обучению и умным.

Десять причин, почему нужно использовать индивидуальную сбалансированную систему показателей:

Компоненты PBSC можно представить в виде следующей схемы:

Рисунок 2 – Компоненты PBSC

Рисунок 2 – Компоненты PBSC

Личная миссия

Ваше личное заявление о миссии отражает вашу жизненную философию и цели и показывает, кто вы, для чего живете на этом свете, в чем смысл вашей жизни и каковы ваши самые сокровенные желания. Чтобы сформулировать свою миссию, вы должны понять, в чем заключается ваша индивидуальность (найти себя). Миссия служит тем этическим компасом, который придает вашей жизни определенное направление. Чтобы выразить свою личную миссию словами, вам придется также решить, что вы любите делать и что доставляет вам удовлетворение.

Личное видение

Ваше изложение личного видения описывает, к чему вы стремитесь, какими моральными ценностями и принципами руководствуетесь, что полезное хотели бы сделать в своей жизни, какими идеальными качествами стремитесь обладать, каким хотели бы стать и какими желали бы видеть свою профессию, условия жизни, здоровье и т.д. Разработка личной миссии и видения должна способствовать повышению вашей обучаемости и, таким образом, корректировке вашего поведения. Результатом этого индивидуального изменения поведения будет организационное обучение, которое, в свою очередь, приведет к коллективной модели изменения, называемой организационными преобразованиями.

Ключевые роли

Они отражают способы, какими вы хотите выполнять различные важные роли в своей жизни и таким образом реализовать свою личную миссию и видение. Какого рода отношения вы хотели бы иметь с вашими коллегами, друзьями, родными, соседями и другими людьми? Определение своих ключевых ролей даст вам также возможность лучше узнать себя и повысить самооценку, что в итоге позволит вам улучшить свою обучаемость. Согласно Стивену Кови [3], ваши личные устремления (миссия, видение и ключевые роли)— это каркас, вокруг которого строится вся ваша жизнь и ваше поведение. Кроме того, они определяют ваши решения, связанные с тем, чего вы хотите достичь и что хотите делать. Ваши ключевые роли должны быть сформулированы таким образом, чтобы у вас возникла потребность поразмышлять о своей жизни и всех своих начинаниях.

Личные критические факторы успеха

Главные вопросы, которые здесь возникают, таковы: что делает меня уникальным? Что определяет мой личный успех? Что в моих миссии, видении и ключевых ролях необходимо для реализации моих личных целей? Каковы мои важнейшие навыки? Личные критические факторы успеха производны от личной миссии, видения и ключевых ролей. Они имеют также отношение к четырем указанным выше аспектам сбалансированной системы показателей.

Личные цели

Основной вопрос, который возникает в этой связи: какие поддающиеся измерению личные результаты я хочу получить в краткосрочной перспективе? Ваши личные цели отражают то, чего вы хотите добиться, чтобы реализовать свое личное видение. Они производны от ваших личных критических факторов успеха, а также являются результатом анализа ваших слабых и сильных сторон. Это – промежуточные результаты, которых вы можете достичь. PBSC не предусматривает количественного выражения личных целей; это осуществляется на более позднем этапе при использовании личных показателей деятельности и задач. Для каждого личного критического фактора успеха бывает одна или больше целей, соответствующих одному из четырех аспектов индивидуальной сбалансированной системы показателей.

Личные показатели деятельности

Этот раздел PBSC связан со следующими вопросами: как я могу оценить свои личные результаты? Что делает мои личные цели поддающимися измерению? С помощью личного показателя деятельности вы можете оценить свою работу по использованию личных критических факторов успеха для достижения своих личных целей. Эти показатели дают вам возможность оценить степень достижения своей цели по каждому аспекту сбалансированной системы показателей и каждому личному критическому фактору успеха. Благодаря личным показателям деятельности ваши личные видение и цели становятся поддающимися измерению.

Личные задачи

Личная задача – это целевое значение личного показателя деятельности, значение, которого добиваются и которое затем оценивают с помощью данного показателя. Иными словами, задачи— это значения, которых необходимо добиться.

Личные меры по улучшению

Личные меры по улучшению – это стратегии, используемые для реализации личных миссии, видения и целей. Они применяются, для того чтобы изменить к лучшему свои личные навыки и поведение и тем самым повысить эффективность своей работы. Главный вопрос здесь: как? Как я хочу получить личные результаты? Как я могу реализовать личные цели? Как я могу исправить свое поведение? Как я могу сделать так, чтобы непрерывно учиться и индивидуально, и коллективно? Как я могу лучше узнать себя?

Следует заметить, что разрабатывать PBS необходимо отдельно для каждого из четырех аспектов: финансов, потребителей, внутренних процессов, знания и обучения.

Следующим шагом после построения индивидуальной системы показателей и заполнения матрицы компетенций будет ее использование и дальнейшее совершенствование с помощью цикла «планируй–делай–действуй–поставь новую задачу» (Plan–Do–Act–Challenge, PDAC) [1]. Результатом в соответствии с принципами PBSC и циклом PDAC станет циклический процесс постепенного обучения, совершенствования навыков, достижения личных целей.

Выводы

Систему личных сбалансированных PBSC можно использовать для планирования своих главных целей, определения приоритетов и разработки оптимального маршрута для достижения целей. PBSC позволяет сбалансировать следующие составляющие: работу, развитие и личную жизнь, что способствует большей удовлетворенности человека своей жизнью.

Список источников

1. Рамперсад Х. К. Индивидуальная сбалансированная система показателей: путь к личному счастью, гармоничному развитию и эффективности организации: Пер. с гл. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. — 176 с.
2. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер. с англ. - М.: ЗАО <Олимп-Бизнес>, 2003, 304 с.: ил.
3. Стивен Р. Кови Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности. — М.: «Альпина Паблишер», 2012. — С. 374.
4. Л.В. Свиридова, О.А. Пересыпина Разработка персонального брэнда» (на примере слушателя магистратуры).
5. А. В. Шулепов Индивидуальная стратегия инженера-выпускника ВУЗа, ориентированного на стандарты компетенций