Назад в библиотеку

ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕПЛОВЫХ УСЛОВИЙ НА Ш. ПРОГРЕСС ГП ТОРЕЗАНТРАЦИТ

Автор: И.Ю. Юхименко,В.А. Стукало.
Источник: Роль молоді щодо розвитку геотехнологій та управління виробництвом / Матерiали IV Мiжнародної наукової конференцiї студентiв факультету геотехнологій та управління виробництвом – Донецьк, ДонНТУ – 2009, С. 94–97.

Аннотация

И.Ю. Юхименко, В.А. Стукало. Мероприятия по улучшению температурных условий в лавах и тупиковых подготовительных выработках ш. Прогресс ГП Торезантрацит. О проблеме повышенных температурных условий в выработках ш. Прогресс ГП Торезантрацит и мероприятиях по их улучшению.

Нами были проанализированы результаты тепловых съёмок в горных выработках шахты.

Шахтные тепловые съёмки выполнялись в соответствии с требованиями действующих отраслевых нормативных документов НПАОП 10.0–1.01–05. Правила безопасности в угольных шахтах; Руководство по проведению тепловых съёмок в угольных шахтах/

Обследованные маршруты включали воздухоподающий ствол, основные и участковые воздухоподающие выработки, лавы и тупиковые подготовительные выработки.

В основных воздухоподающих выработках замеры тепловлажностных параметров воздуха выполнялись в начальных пунктах, в местах ответвления вентиляционной струи, а также на сопряжениях выработок различного назначения.

Измерения температуры воздуха по сухому и мокрому термометрам выполнялись психрометром МВ–4М. средняя скорость воздуха измерялась крыльчатым АСО–3 и чашечным МС–13 анемометрами. Для измерения скорости воздуха в призабойной зоне лавы и тупиковых подготовительных выработках использовался прибор LuGa с диапозоном измерения от 0,1 до 10 м/с.

Замеры осуществлялись в горных выработках согласно составленной схеме с указанием пунктов измерения тепловлажностных параметров и расходов воздуха по маршруту через 9–ю южную лаву. Результаты шахтных тепловых съёмок, а также расчётные значения относительной влажности, влагосодержания и теплосодержания воздуха в пунктах измерения согласно схеме приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты обследования тепловых условий по маршруту 9-южной лавы шахты Прогресс


№№
пунк
тов
заме
ра
Темпе-
ратура
горных
пород,°С
Тепловые параметры воздуха Расход
воз-
духа,
м 3/мин
Примечание
температура, °С относи-
тельная
влажность,
%
влаго-
содер-
жание,
г/кг
тепло-
содер-
жание,
кДж/кг
по
сухому
термо-
метру
по мокро
му термо-
метру
1 - 1,0 0,9 98 4,1 11,3   На поверхнос-
ти мокрый снег
2 39,4 12,2 11,3 90 7,0 30   По стволу ка-
пеж
3 39,4 15,0 13,2 81 7,6 34,4   Температура воды
 в водосточной канавке
 выработки 21°С
4 39,4 15,4 13,4 79 7,7 34,9    
5 39,4 18,2 15,3 73 8,4 39,6    
6 39,3 21,6 17,9 69 9,8 46,7    
7 39,3 24,2 20,8 73 12,2 55,5 8
82
 
8 39,3 24,2 20,7 72 12,1 55,2    
9 39,3 24,7 21,2 72 12,6 56,8 567  
10 39,1 28,4 22,4 58 12,6 60,7   10-й юж. б/х
11 39,1 25,2 21,4 71 12,6 57,5    
12 39,1 29,6 22,7 54 12,5 61,6    
13 39,1 30,8 24,0 56 13,8 66,3    
14 39,1 28,7 23,8 65 14,4 65,7    
15 39,1 27,6 23,4 69 14,3 64,3   10-й южн. б/х
16 36,3 27,6 23,8 72 15,1 66,2    
17 33,7 29,8 25,2 68 16,4 72 5
84
10-й южн. б/х
18 33,7 30,2 27,0 78 19,2 79,4    
19 33,7 32,1 30,0 85 23,7 93,1    


Из данных, приведённых в таблице 1, следует, что температура воздуха при отработке 9–й южной лавы пласта h8 превышает допустимую уже нa – входе в участковую воздухоподающую выработку (10–й южный бортовой ходок). При температуре воздуха у воздухоподающего (клетевого) ствола (гор. 1213 м) 12,2°С в устье 10–го южного бортового ходка её значение достигало 27,6°С при относительной влажности 69 %. Прирост температуры воздуха обусловлен преимущественно тепловыделениями вмещающих горных пород, температура которых составляет 39,2–39,4°С, теплопритоками из тупиковой части южного откаточного штрека. Под влиянием указанных выше факторов прирост температуры воздуха составил 15,4°С. Под влиянием тепловыделений от работы конвейеров, трансформаторных подстанций и маслостанции в 10–м южном бортовом ходке длиной 1120 м температура воздуха возрастает на 2,2°С и перед входом в 9–ю южную лаву составляет 29,8°С. Прирост температуры воздуха по длине лавы при работе выемочного комбайна составил 2,3°С. На выходе из лавы малый рост температуры воздуха вдоль очистного забоя обусловлен, в первую очередь, высоким значением температуры его на входе лавы, обусловливающей низкий перепад температур между вмещающим горным массивом и поступающим воздухом (1,6–3,9°С), а также периодическими остановками выемочного комбайна и скребкового конвейера при выполнении тепловых съёмок. При температурах воздуха на входе в лаву в пределах значений, регламентируемых Правилами безопасности в угольных шахтах, прирост температуры воздуха в лаве составит 4–6°С.

На период выполнения шахтных тепловых съёмок целенаправленные меры по снижению температуры воздуха, поступающего на проветривание лав и тупиковых подготовительных выработок, шахтой не проводились.

Для оценки достоверности исходных данных, полученных на основании шахтных тепловых съёмок, и методических положений по прогнозу температуры воздуха в условиях шахты Прогресс выполнены проверочные тепловые расчёты в действующих горных выработках. Расчёты выполнены на основе действующих нормативных документов (Единая методика прогнозирования температурных условий в угольных шахтах, Руководство по проектированию вентиляции угольных шахт, Экспресс методика прогнозирования температуры воздуха в выработках глубоких шахт Донбасса).

Результаты расчётов, а также отклонения расчётных значений температуры воздуха от замеренных приведены в таблице 2.

Анализ результатов проверочных тепловых расчётов показывает, что по данным МакНИИ расчётные и замеренные значения температуры воздуха в южном откаточном штреке, 3–м бортовом ходке и 10–м бортовом ходке практически совпадают. Отклонение расчётных значений температуры воздуха от замеренных находится в пределах – 0,3 ÷ + 0,3°С.

Таблица 2 – Результаты проверочных тепловых расчётов действующих горных выработок шахты Прогресс

Наименование
выработки
Длина
расчётной
выработки,
м
Замеренные значения тепловых
параметров воздуха
Расчётные
значения
температуры
воздуха в
конце
расчётного
участка,°C
Отклоне-
ние
(t2р– t2), 0C
начало конец
t1, °C % t2, °C %
Южный
откаточный
штрек
913 21,4 69 24,4 66 24,1 -0,3
3-й бортовой
ходок
750 24,5 66 30,0 66 30,2 +0,2
10-й бортовой
ходок 
1150 27,6 69 29,8 68 30,1 +0,3


На начало страницы