Назад в библиотеку


Альтернативы реформирования угольной промышленности Украины


Авторы: Кабанов А. И., Драчук Ю. З.
Описание: оценка ситуации в Украине относительно угольной промышленности и пути ее улучшения.
Источник: http://www.svoruem.com/forum/1915.html


Альтернативы реформирования угольной промышленности Украины Затяжной кризис угольной отрасли, проблемы, вызванные стремлением в международные организации, и ряд других важных для энергетической независимости и устойчивого соци ПОЛТАВЕЦ Виктор Иванович Министр угольной промышленности Украины Кандидат техн. наук ГРЯДУЩИЙ Борис Абрамович Директор Донецкого научно-исследовательского угольного института Доктор техн. наук, профессор ально-экономического развития Украины обстоятельств вызывают широкий общественный резонанс и активную дискуссию специалистов в СМИ и научных изданиях [1-5]. На протяжении последних десяти-пятнадцати лет правительство Украины предпринимало ряд усилий по преодолению устойчивых негативных тенденций в отрасли, однако они не имели успеха [1, 3, 4, 6]. Поиск стратегических путей для успешного преодоления стагнации угледобывающих предприятий, особенно находящихся в собственности государства, окончательно так и не завершился, хотя диверсификация национального рынка энергоносителей [7, 8] потенциально может стать средством преодоления кризиса в отрасли. СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ Энергетические ресурсы — основа экономической безопасности и политической независимости государства. Как известно, Украина располагает большими запасами ископаемых ресурсов. Однако залежи нефти и природного газа ограничены. Из числа разведанных и освоенных энергетических ресурсов важное место принадлежит углю. Его балансовые запасы по состоянию на 01.01.2005 г. составляли 8703,5 млн т, промышленные — 6500,8 млн т. На долю энергетических углей приходится 46 % промышленных запасов, на долю коксующихся — 54 %. При годовом потреблении угля по 100 млн т только промышленных запасов хватит на 65 лет. Отметим, что общие разведанные запасы угля в Украине в 18 раз больше и составляют 117 млрд т. Таким образом, уголь представляет собой перспективный стратегический ресурс, способный удовлетворить все потребности государства в углеводородном топливе. В течение последних 15 лет (см. таблицу) подавляющее число шахт находится в затяжном экономическом кризисе и в короткие сроки при любых вариантах реформирования отрасли его преодолеть невозможно из-за высокой инерционности, капиталоемкости и длительных сроков, необходимых для освоения средств на расширенное воспроизводство. Месторождения Донбасса принадлежат к числу особенно сложных. Не останавливаясь на всем спектре геологических, минералогических, гидрогеологических, теплофизических и других условий, шахту как основное звено добычи угля можно охарактеризовать следующим образом.


Большинство шахт Донбасса метанообильные. Из-за большой глубины разработки в пласте и вмещающих его породах при их вскрытии нарушается равновесие природных сил, что вызывает высокое горное давление и провоцирует выбросы, горные удары и обусловливает интенсивное метановыделение. Из-за малой мощности разрабатываемых пластов рабочее пространство в забое весьма стесненное, а общая протяженность основных и вспомогательных выработок, транспортных, электрических коммуникаций достигает сотен километров.
Так, общая длина магистральных и участковых конвейеров достигает 1350 км, локомотивных маршрутов 1140 км. Парк электровозов насчитывает 1400 ед. Эти условия порождают не только экономические, но и экологические проблемы, обусловленные большой массой породы, выдаваемой на поверхность, и склонностью ее к самовозгоранию. В шахтах высокий приток воды, которая угрожает затоплением выработок, и поэтому требуется постоянная работа водоотлива, в котором задействовано 498 главных установок, укомплектованных 1800 насосными агрегатами. Из-за высокой метанообильности необходимо подавать в шахту большое количество воздуха (в среднем около 20 тыс. куб. м/т добычи угля), поскольку только таким путем можно обеспечить безопасную концентрацию метана в шахтной атмосфере. Не только это делает добычу угля высокозатратной. Основной «узел производства» — очистной забой — постоянно перемещается, изменяя свое местоположение во времени и пространстве, поэтому для обеспечения стабильного фронта работ требуется постоянно проводить опережающие выработки, т. е. работать впрок.
Поддержание штатного уровня жизнедеятельности и безопасности требует постоянной работы систем жизнеобеспечения. Номинально расход электроэнергии мало зависит от того, работает ли шахта и сколько угля добывает. В результате на донецкой шахте затраты электроэнергии на эксплуатацию водоотлива и вентиляционных систем составляют около двух третей общего энергопотребления и превышают 4 млрд кВт•ч в год. Все это усложняет работу шахты и ложится на ее экономику тяжелым грузом. Снижение добычи угля, аварийная остановка шахты, несвоевременная подготовка линии очистных забоев и другие нештатные обстоятельства отражаются на экономике угледобычи. На шахтах эксплуатируются 468 вертикальных стволов и копровых сооружений, 1125 шахтных подъемных машин; 619 вентиляторов главного проветривания; 324 стационарных компрессора; 2586 ед. подвесных и прицепных устройств; 29230 т канатов общей длиной 600 км; более 20 тыс. ед. основного электрооборудования и многое другое. Парк этого оборудования более чем на 70 % исчерпал установленный ресурс. В целом на предприятиях отрасли требуют безотлагательной замены 328 подъемных машин (28 % парка), 245 (39 %) вентиляторов главного проветривания, 126 (39 %) компрессоров производительностью 100 — 500 м 3/мин. Состояние большинства насосных водоотливных комплексов неудовлетворительное; 68 % шахт не имеют проектного количества насосных агрегатов; трубопроводы и водосборники заилены и не имеют достаточной пропускной способности; КПД насосов низок: 0,5-0,55 при конструктивной величине — 0,67-0,77; водосборники заилены, аппаратура управления не работает, устройства гашения гидравлических ударов отсутствуют. Необходимо доукомплектовать 430 (24 %) действующих водоот ливных установок насосными агрегатами; заменить 160 (9 %) насосных агрегатов, более 10 тыс. т водоотливных трубопроводов, в первую очередь, в вертикальных стволах шахт. Подлежат безотлагательной замене 19,5 тыс. т водоотливных, воздушных и противопожарных трубопроводов; 7 тыс. т подъемных канатов; 52 тыс. т рельсовых проводников в вертикальных стволах, а также 21 тыс. ед. различного электротехнического и энергетического оборудования. Таким образом, состояние оборудования основных технологических комплексов большинства шахт вышло за рамки исключительно экономических проблем. Его высокая аварийность стала еще и проблемой безопасности. Если оценивать состояние отрасли обобщающим показателем (а это — объем валовой добычи угля), то его можно признать как напряженное, неустойчивое равновесие в границах 75-80 млн т в год на протяжении последнего десятилетия. Наступивший после 1996 г. период такой условной стабилизации добычи угля, естественно, не может отвечать потребностям развития как самой отрасли, так и экономики государства.

Сегодня, по прошествии определенного отрезка времени, явно просматриваются промахи в реструктуризации угольной отрасли и, прежде всего, в ее идеологии, в поспешности принимаемых решений, в пренебрежении к социальным проблемам и т. д., что нанесло значительный ущерб государству. Однако следует признать и то, что реструктуризация как механизм системного реформирования угледобывающих предприятий остается востребованной, не исчерпала своих возможностей и ее следует продолжить как эволюционный процесс технического развития отрасли. Это видно по ряду показателей. Хотя Украина по объему добычи угля входит в первую десятку ведущих мировых держав, производительность труда по добыче угля в 3-8 раз ниже чем в Германии, Польше, России, США и Канаде. Подавляющее большинство шахт убыточны и нуждаются в государственной поддержке. Конечно, тяжелым бременем на экономику отрасли ложатся, с одной стороны, чрезвычайно сложные геологические условия, с другой, — низкий производственно-технический уровень большинства шахт. Однако можно ли признать нормальным, когда на долю 80 % шахт приходится менее трети годовой добычи угля, а на долю 20 % — 68,1 %. Отметим, что среднесуточная добыча угля из очистного забоя в России почти втрое, а в Германии — в шесть раз выше. Характерно и то, что проводимое за счет бюджетных средств техническое переоснащение забоев большинства шахт не приносит положительных результатов. Это свидетельствует о том, что многие предприятия по состоянию своих параметров не способны соответствующим образом распорядиться современной высокопроизводительной выемочной техникой. Более того, в ряде случаев нет и стремления у руководства преодолеть сложившуюся ситуацию.

РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТРАСЛИ Анализ сложившейся ситуации показывает, что наряду с технико-экономическими проблемами назрела необходимость бороться с иждивенческими настроениями, поиска рычагов активизации производственной деятельности не только проходчиков и забойщиков, но и управленческого персонала шахт и даже объединений. Именно это обстоятельство следует признать немотивированной причиной высокой дотационности отрасли, отсутствия на протяжении многих лет таких тенденций как наращивание производства и увеличение производительности труда, без чего в условиях свободного экономического рынка из системы регулирования спроса и предложения на энергетическое сы рье выпадает основной ее элемент — здоровая конкуренция производителей. Украина, приняв за основу экономического устройства рыночную экономику, тем самым определила и ее основной ориентир — частную форму предпринимательства. Поэтому совершенно естественно, что в основу реформирования отрасли необходимо положить последовательную политику в приватизации предприятий и привлечения государственных инвестиций для их расширенного воспроизводства.

Справедливости ради следует заметить, что эта идея не новая. Но она базируется на прагматическом видении положения вещей. А это, прежде всего, наличие вскрытых, а в ряде случаев уже подготовленных запасов угля к разработке. В этих условиях расширенное воспроизводство не нуждается в больших капитальных вложениях на строительство наземных сооружений и проведение капитальных выработок. Во-вторых, наличие социальной инфраструктуры, сохранение рабочих мест и, что немаловажно, — специалистов основных профессий горнорабочих. Поэтому сама по себе идея формирования экономической привлекательности предприятий для последующей приватизации и вложения инвестиций требует корректировки с учетом накопленного опыта и имеющихся финансовых средств. Не следует упускать из вида и то, что на создание производственных мощностей на новых месторождениях (горных отводах) требуется не только значительное время (пять-семь, а то и более лет), но и несравненно большие затраты. Поэтому поддержать необходимый потенциал в этот период можно, лишь реформируя уже имеющиеся предприятия. ПЕРВЫЙ ЭТАП РЕФОРМИРОВАНИЯ Для решения задач первого этапа реформирования отрасли необходимо стабилизировать добычу угля на уровне 80-85 млн т в год и подготовить экономически непривлекательные для приватизации шахты для разгосударствления. Технические преобразования. Отраслевой науке в этот период необходимо разработать новую концепцию отработки тонких и весьма тонких угольных пластов. Нужно признать, что в последние годы техническое перевооружение шло по экстенсивному пути — наращивание мощности, массы энерговооруженности выемочного, транспортного и другого оборудования, что в ряде случаев обеспечило рост нагрузок в механизированных лавах. Однако в результате возникли такие проблемы как значительное увеличение присечек породы кровли и особенно почвы, рост интенсивности выделения метана в выработки, необходимость дегазации выработанного пространства, повышение вероятности образования опасных концентраций метановоздушных смесей. Из разработки в границах горных отводов шахт выпали маломощные пласты. Ближайшая задача — устранить этот пробел. Необходимо усилить исследования газодинамических явлений (ГДЯ). Прежде всего, надо обеспечить глубину и достоверность геологического прогноза газоносности и газонасыщенности угольных месторождений с целью расчетов запасов метана на полях действующих и проектируемых шахт для разработки оптимальных способов дегазации. На основании данных прогноза и результатов предыдущих исследований научно-исследовательские институты отрасли должны, изучив механизм происхождения ГДЯ, определить критерии их оценки и разработать классификацию по степени их интенсивности.

Нужно разработать специальные технологии отработки пластов, склонных к ГДЯ, и требования к оборудованию, применяемому в этих условиях, разработать технологию опережающей дегазации пород кровли высоконагруженных лав с учетом геологических и геомеханических процессов. Одним из существенных недостатков схем проветривания действующих шахт является то, что при возникновении аварии (воспламенение, взрыв метана и пыли, внезапные выбросы) не исключается широкое распространение ее продуктов (пламя, ударная волна, ядовитые газы) по сети горных выработок, поражающих одновременно смежные очистные и подготовительные забои и даже целые крылья шахты. Для исключения подобных случаев следует принципиально изменить технологию подготовки новых горизонтов, блоков и панелей, вести и подготавливать их таким образом, чтобы обеспечить раздельное проветривание очистных и подготовительных забоев, обособленное проветривание наклонных конвейерных выработок. Следует использовать бункеры с регулируемым слоем угля, взрывоустойчивые перемычки и т. п. Необходимо повысить эффективность проветривания выработок. Прежде всего, во всех возможных случаях осуществить перевод на прямоточное проветривание с подачей свежей струи воздуха по двум выработкам. При строительстве действующих шахт системы проветривания были ориентированы на создание и применение мощных вентиляторов главного проветривания при использовании выработок малого сечения (до 9-11 м2). В результате этого резко возрастает общешахтная депрессия (до 700 мм), что способствует дополнительному выделению метана в действующие горные выработки. Применяемые вентиляторы требуют использования электродвигателей мощностью более 3000 кВт. Они работают постоянно, независимо от фактической потребности в данное время, что вызывает весьма значительные энергетические затраты. Однако при этом поступления необходимого количества воздуха в очистные забои не обеспечивается. Разрешить эту проблему можно путем перехода на выработки площадью сечения 20-25 м2, что потребует создания новых профилей и конструкций крепей, разработки новых подходов к охране и поддержанию выработок. Вместе с тем с увеличением сечения выработок будут частично решены такие вопросы, как снижение температуры воздуха и предотвращение дополнительного выделения метана. Появится возможность повторного использования выработок. В свою очередь, повторное использование выработок позволит перейти на прямоточное проветривание, которое обладает рядом преимуществ по сравнению с повсеместно применяемым возвратноточным и, в частности, разрядит газовую обстановку и обеспечит более эффективное использование существующих механизированных комплексов, что потенциально обеспечит прирост добычи около 8 млн т в год.

В числе задач на ближайшие два — три года стоит широкомасштабное внедрение высокопроизводительных струговых установок, проходческих и проходческо-анкеровальных комплексов, буровзрывного способа проведения выработок и др. Безопасность горных работ. В конце 2007 г. Минуглепромом Украины разработан и принят «Комплекс мероприятий по усилению профилактической работы в предупреждении несчастных случаев на производстве и снижении риска возникновения аварий на угледобывающих предприятиях». В текущем году заканчивается разработка «Концепции оптимизации структуры управления угольной промышленностью» и «Системы управления производством и охраной труда в угольной промышленности». Начата разработка проектов законов Украины «О престижности шахтерского труда» и «О безопасности угольных шахт». Последний из них разрабатывается на базе опыта США и Австралии, которые имеют самый низкий уровень травматизма и аварийности на угольных шахтах. В данном законодательном акте, в соответствии с современными требованиями в вопросах безопасности горных работ, разработанных Международной организацией труда и Европейским союзом, будет предусмотрена конкретная ответственность каждого работника за нарушение Горного закона Украины и Правил безопасности в угольных шахтах. Планируется разработать и ввести в действие серию отраслевых стандартов по нормативно-правовому обеспечению системы комплексной безопасности и охраны труда на угольных шахтах. В 2008-2009 гг. намечено осуществить реконструкцию систем дегазации на всех шахтах, опасных по газовому фактору, с повышением концентрации газовоздушных смесей в газопроводах, что позволит использовать метан в энергетических установках.


Планируется в течение этого года внедрить 20 подземных буровых станков с дистанционным управлением и автоматическим наращиванием труб бурового става, а для обеспечения дегазации газонасыщенных углепородных массивов и шахтных полей будут внедрены две высокопродуктивные установки для бурения скважин дегазации с поверхности.
С целью предупреждения техногенных аварий, связанных с неудовлетворительным состоянием стационарного оборудования, в течение двух лет будет намечена программа первоочередных мер по обновлению стационарного оборудования, которой предусматривается замена, ремонт и модернизация 55 вентиляторов главного проветривания, 50 подъемных машин, 130 подъемных посудин (клетей и скипов), 4200 насосов шахтного водоотлива и другого стационарного оборудования.
Особенное внимание уделено внедрению разработанной в отрасли системы комплексной безопасности, где на основе ранее внедренных автоматизированных систем аэрогазового контроля КАГИ и УТАС создана информационно-телекоммуникационная система оперативного управления противоаварийной защитой.
Аппаратурой противоаварийной защиты оснащено 70 газовых шахт. В 2008 г. предусматривается оснастить еще 10 газовых шахт, включая шахту им. А. Ф. Засядько. Анализ причин высокой аварийности, особенно взрывов и подземных пожаров на глубоких высокопродуктивных шахтах, показывает, что 35-40 из них, а также высоконагруженные участки других шахт требуют научного сопровождения производства горных работ со стороны отраслевой горной науки. В этих шахтах наряду с традиционно опасными факторами возникли внезапные прорывы метана с высоким содержанием тяжелых углеродов. Механизм этих явлений нуждается в срочном исследовании.
Осуществление комплекса мероприятий по усилению профилактической работы по предупреждению несчастных случаев и аварий на шахтах позволит значительно улучшить эффективность работы угольной промышленности и повысить безопасность труда шахтеров.

ВТОРОЙ ЭТАП РЕФОРМИРОВАНИЯ Вторым этапом реформирования отрасли является всеобщая приватизация.
Приватизация. В Украине, как и в некоторых других угледобывающих странах мира, на сегодняшний день сложились две формы собственности. К числу приватизированных либо акционированных в Украине принадлежат высокоприбыльные шахты «Красноармейская-Западная № 1», «Комсомолец Донбасса», потенциально прибыльные компании «Павлоградуголь», «Краснодонуголь» и другие менее мощные шахты.
Они составляют 17 % общего числа шахт и добывают свыше 40 %. И все эти предприятия в равных горно-геологических условиях работают более эффективно и развиваются более динамично, чем другие, что является бесспорным аргументом в пользу дальнейшего разгосударствления угольных предприятий путем их корпоратизации, приватизации либо передачи в аренду.
Однако подобные акты должны опираться на соответствующее правовое обеспечение, учитывающее широкий спектр экономических, технических и горно-геологических условий, рентабельность, возможности государственной поддержки в послеприватизационный период, условия и финансирование ликвидации шахт после исчерпания запасов угля. Особое место в комплексе этих условий принадлежит платежам за природопользование. Они должны быть повсеместно заменены на дифференциальную природную ренту, учитывая потенциальную возможнос ть комплексной разработки месторождений с учетом непременного вовлечения в хозяйственный оборот сопутствующих ресурсов и, в первую очередь, шахтного метана и воды. Это позволит ис пользовать дополнительные ресурсы, по высить безопасность ведения подземной добычи угля, снизит техногенную нагрузку на природную среду, в том числе выбросы парниковых газов в атмосферу, как самого метана, так и продуктов сгорания угля, замещенного утилизированным метаном. Реализация всех этих условий требует разработки и принятия специального закона Украины и дополнительных научных исследований.

Отсутствие в Украине цивилизованного рынка угольной продукции — одна из важных причин нерентабельности производства.
В отличие от развитых стран на рынке энергетического сырья процветает посредничество, которое искажает ценообразование и создает почву для параллельного теневого рынка. Практикуются краткосрочные договоры на поставку продукции, что снижает стабильность условий работы поставщика. Для устранения этих и других препятствий на пути развития рынка угольной продукции следовало бы ввести публичные торги (биржевые, аукционные либо тендерные) с последующим переходом на долгосрочные прямые договора. Это создаст условия для обеспечения сбалансированного спроса и предложения на угольную продукцию, формирования цен по законам свободного рынка, исключит возмож ность осуществлять теневые схемы продаж.