Назад в библиотеку

Источник:http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Evd/2011_4/17.pdf



Перевод: А.В. Савостьяненко


Экономический вестник Донбасса № 4 (26), 2011

УДК [332.122:338.45] (477,6)

Л. М.Кузьменко,д.э.н. (Экономики), M.O.Солдак, к.э.н. (экономика),

Институт экономики промышленности НАН Украины, Донецк

Заброшенные территории в городской структуре

Введение

Горнодобывающая промышленность, развитая в Донецке и Макеевка, определила функциональную и планировочную структуру их градостроительных систем. Последние развиваются под огромным преобразованием природного ландшафта путем размещения промышленных производств в пределах городских территорий. Городские земли, занятых под промышленной застройкой составляют более 20% от общей территории города или 33% всех застроенных земель. Донецк и Макеевка являются городами, в которых деиндустриализация является основной причиной для снижения индустриальных активностей в регионе. Как следствие в этих городах существуют недействующие предприятия, что вызывает ухудшение санитарно-гигиенической ситуации на ближайшей жилой территории и рекреационных территориях и создает условия для формирование раздельных архитектурно-планировочных структур города. Так называемые "заброшенные территории " являются результатом изменения структуры отрасли и и её развития во многих регионах. Потери отрасли, в результате безработицы и нежелание новых инвесторов взять технические проблемы и обязательства, связанные с загрязненными участками, влияют на экономическое процветание в регионе, особенно в городских районах. Муниципалитеты зачастую не в состоянии активизировать заброшенные земли на основании своих собственных ресурсов, а их центры города и окрестности остаются деградированными и используются не в полной мере. В общем, использованный термин «заброшенные земли» относятся к ранее развиваемым или бесхозным землям, охватывающим ряд участков с различными размерами и местоположением.

Есть много определений термина "заброшенные земли " (табл. 1).

Проблемы, связанные с нарушением экологических, социальных и градостроительных процессов обсуждается в отечественной литературе [5 - 12]. Проведённые исследования направлены на так называемые "бесхозные земли", которые являются поврежденными, загрязненными или выведенными из экономического оборота территорий из-за антропогенного и техногенного воздействия. Их размер и расположение имеют большое влияние на формирование функциональной и планировочной структуры города. Бесхозные земли - земли, которые были испорчены или заняты мусорными кучами, отвалами, отстойниками, терриконами, покрытыми водой свалками грунта, промышленными отходами (в том числе металлургическими), а также затопленные и заброшенные земли, которые могут быть использованы для городского строительства только после восстановления и рекультивации.

Городские власти в Украине сталкиваются с проблемами территориального характера, скопившимися за последние годы, они включают ухудшение экологической ситуации, транспортные проблемы, территориальные трудности в развитии, нарушающие гармонию восприятия архитектурного облика. Кроме того, эти проблемы очень обострились в нынешней ситуации. В то же время, понимание этой проблемы на национальном уровне отсутствует, подходы к управлению развитием таких территорий не определены.

Предпосылки

На территории Донецкой области насчитывается более 200 крупных загрязненных и загромождённых земельных зон, 46 отвалов, 14 не действующих шахт. Макеевка имеет более 100 свалок, 9 закрытых шахт. В Донецке и Макеевке должны быть ликвидированы 19 шахт. Почва на территории и вблизи промышленных предприятий включает в себя 26 опасных химических элементов, среди них ртуть, свинец, циник, хром, а также нитраты, нитриты и хлориды. Существует тенденция роста заброшенных земель, доля ежегодно повторно обрабатываемых земель не превышает 1-2% от общего числа бесхозных земель в городе [9].

В Донецке и Макеевке наиболее типичными являются заброшенные породные отвалы. Согласно статистическим данным, на территории Донецка есть 138 породных отвалов (табл.2).

138 породных отвалов занимают территорию около 1000 га (2,6%) от общей городской территории. Принимая во внимание, что все породные отвалы имеют санитарно-защитной зоны в размере до 500 м, потери земель, пригодных для городского строительства, гораздо больше.

Политический круговорот

Поскольку существуют предложения использовать загрязненные земли, то периодически возникают проблемы, связанные с управлением этими землями. Главным образом обсуждение вышеупомянутых проблем инициировано Государственным предприятием "Укруглереструктуризация", поскольку городские власти имеют меньшее влияние на решение проблемы земель, занятых под породными отвалами, по сравнению с влиянием государственных органов, хозяйствующих субъектов, желающих начать свою деятельность на этих территориях, а также представителями Министерства по чрезвычайным ситуациям по вопросам оседания, наводнения, обвала. Это объясняется отчасти тем, что город не имеет достаточных финансовых ресурсов.

Решение проблем, касающихся обращения с породными отвалами является обязанностью их владельцев (лиц, у которых они числятся на балансе) или государственного предприятия "Укруглереструктуризация", являющегося ликвидатором угольных шахт. Шахты, которые работают на территории Донецка имеет только 34 породных отвала на своем балансе, а остальные 104 породных отвала - не на балансе, в итоге, они действительно бесхозны.

Одной из проблем управления загрязненными землями в агломерации Донецка-Макеевки является проблема права собственности. В соответствии со статьей 8 Закона Украины «Об отходах» [10], отходы являются объектом права собственности. Кроме того, территориальные общины являются владельцами отходов, образующихся на объектах коммунальной собственности и расположенных на их территории и не имеющих собственника или в случае, если собственник отходов не известен (бесхозных отходов). В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины "О порядке выявления и учета бесхозных отходов» [11], органы местного самоуправления должны создать

регулярные рабочие комиссии, занимающейся решением проблемы бесхозных отходов, включая передачу отходов в коммунальную собственность. Комиссия этого типа была создана в 2009 году, но ни одно из решений о передаче породных отвалов в собственность территориальной громаде не было принято. Причина в том, что профильное министерство (Министерство энергетики и угольной промышленности Украины) не занимается решением этой проблемы. Городские власти много раз просили, предоставить им помощь в определении владельцев отвалов уже ликвидированных шахт, шахт, находящихся в процессе ликвидации, а иногда и действующих шахт, но никто не откликнулся.

Таблица 1 - Определения понятия "Заброшенные земли"

CABERNET (Согласование действий на загрязненных землях и экономическое возрождение сети) [1]

Заброшенные земли - места которые:

-пострадали по вине бывших пользователей или из-за окружающих земель, являющиеся бесхозными или недоиспользуемыми;

- находятся, главным образом, полностью или частично в развитой городской территории;

- требуют вмешательства для возврата их к выгодному использованию, которые имеют реальные или предполагаемые проблемы загрязнения.

EPA (Охране окружающей среды США) [2]

Термин "Заброшенные земли" означает недвижимое имущество, расширение, реконструкция, или повторное использование, которого может быть осложнено наличием или потенциальным наличием опасного вещества, загрязнителя или примесей.

HUD (Министерство жилищного строительства и городского хозяйства США) [3].

Заброшенные земли - это брошенная, бездействующая или недостаточно используемая недвижимость, где расширение или реконструкция осложнены наличием или потенциальным наличием загрязнения окружающей среды.

Джон Хулевикс, экологический руководитель здравоохранения в Элкхартском округе отдела здравоохранения [4].

Заброшенные земли - это брошенная промышленной собственность с ей свойственной стигматизацией экологии и безопасности.

 

Таблица 2- Характеристика отвалов расположены на Донецкой территории

 

Количество
% от общего числа
Активное горение

28

20.3

Активное негорение

4

2.9.

Активные, общее количество

32

23,2

Неактивные горения

25

18.1

Неактивные негорючие

81

58,7

Неактивные, общее количество

106

76,8

Всего:

138

100

Горящие, общее количество

53

38,4

Не горящие, общее количество

85

61,6

Озелененные

26

18,8

 

Городские власти понимают, что необходимо выполнить оптимизацию техногенных ландшафтов. Эти меры должны быть направлены на их восстановление и повышение производительности, а также на реконструкцию и оптимальное планирование техногенных ландшафтов с учетом всех потребностей

общества. Также необходимо восстановить природоохранную, экономическую и эстетическую ценность природно-техногенных комплексов. Целью территориального преобразования промышленных районов в городе является увеличение качества всего городского пространства и, таким образом, повышение уровня жизни граждан. Смысл в том, чтобы использовать потенциал данной территории насколько это возможно и обеспечить их устойчивое развитие, повышение конкурентоспособности и развитие социально-экономического потенциала. Чтобы обеспечить это, городские исполнительные комитеты имеют соответствующие отделы и управления, и в Донецке, и в Макеевке, в том числе отдел строительства и перспективного развития, главное управление строительства и архитектуры, отдел по управлению земельными ресурсами, управление капитального строительства администрации, начальник экономического управления экологического отдела безопасности .

Для обеспечения эффективного управления заброшенными землями из городского бюджета выделяются лишь незначительные средства. Таким образом, задачи городских властей состоят в том, чтобы найти инвесторов для реализации проектов по очистке территорий и строительства многофункциональных комплексов, выбрать оптимальные проекты, которые удовлетворяли бы современным требованиям к пространству, организовывать и проводить аукционы; контролировать новое функциональное назначение бывших промышленных зон в соответствии с потребностями самого города и согласно требованиям генерального плана.

Несмотря на многочисленные трудности в решении проблем, связанных с управлением заброшенными землями, есть и положительные примеры, как в Донецке и Макеевке. В 2008 году была выполнена утилизация породного отвала в Макеевке, это было сделано за счет негосударственных инвесторов. Теперь, на этой территории можно увидеть торговый центр "METRO Cash & Carry"

Это первый и единственный пример эффективного использования породных отвалов нерабочих шахт в Донбассе и в Украине в целом. Можно говорить о перепрофилировании бывших промышленных объектов. В 2007 году Донецкий городской совет принял решение о передаче земельного участка в аренду на условиях использования существующих конструкций, состоящих из экономических и технических блоков с последующим строительством и эксплуатацией торгово-развлекательного центра и многоэтажной автостоянки. В 2010 году владельцы одного разрушенного предприятия превратили пустынные помещения и ближайший породный отвал в выставочный комплекс современного искусства.

В 2009 году стадион Донбасс Арена был открыт на территории парка Ленинского комсомола. Стадион был построен по инициативе и при непосредственной поддержке бизнесмена и народного депутата Верховной Рады из Донецка, стадион имеет большое значение для проведения футбольных матчей ЕВРО-2012. После открытия этого стадиона, зона парка Ленинского комсомола была расширена за счет ликвидации террикона с последующей посадкой деревьев на территории. Вокруг породного отвала ,о котором все забывают, частный инвестор организовал два мини-футбольных поля, к ним также была проложена дорога силами коммунальных предприятий.

Таким образом, вышеописанные проекты, финансируются инвесторами, проявляющими интерес к той или иной территории и городские власти обеспечивают необходимые условия для реализации проектов, и берут на себя управление в пределах их полномочий.

Сохранение и развитие природного комплекса в качестве основного компонента планировочной структуры, выполняющего функции формирования окружающей среды, рекреационные и санитарные функции, способствующие стабилизации и совершенствованию экологической безопасности, созданию благоприятных условий для отдыха и улучшения здоровья людей; обеспечивающего рациональное использование городской территории, а также дальнейшее развитие экосистемы, сохранение ландшафтов, расширение зеленых зон с учетом экологизации промышленного комплекса города. Генеральный план Донецка в решении проблем, связанных с регулированием и утилизации промышленных отходов, предусматривает до 2031 выполнить следующее:

- физическую ликвидацию отвалов в центральной зоне города: проспект Ильича, микрорайон «Ветка», улица Щорса , улица 9-го января (шахта Горького ), в районе "Бахмутка";

- тушение горящих отвалов (18), посадку старых (без сжигания) отходов на сваях высотой 50 метров;

- создание породных отвалов , воронка выемки которых не превышает 50 метров;

- посадку без сжигания породных отвалов ; технологическую переработку породных отвалов в качестве ценного вторичного ресурса;

- резкое увеличение захоронений породных отвалов в развитых горных выработках;

- снижение размеров санитарно-защитной зоны отвалов с учетом принятых мер;

- использование техногенных форм рельефа отвалов для организации экстремального спортивного отдыха;

- технологическую переработку и ликвидацию терриконов Донецкого металлургического завода [12].

Кроме того, промышленные предприятия, существующие на территории Донецка, в соответствии с

Генеральным планом города делятся на пять групп на основании санитарных и экологических критериев, среди которых выделяют:

- территории промышленных групп в ожидании сложной градостроительной реконструкции и восстановления территорий в соответствии со специальными проектами. Речь идет о промышленных группах, в которых предприятия планируется закрыть, вновь перепрофилировать или радикально реконструировать в связи с экономическими и экологическими причинами;

- территории, освободившиеся от промышленного производства.

В общей сложности - 13 объектов. На период до 2031 года 523,3 га промышленных земель в Донецке должны быть освобождены. Это составляет 1,35% городской территории.

Для эффективного использования территорий заброшенных земель, городские власти должны сделать следующее:

- определить сроки и характер реорганизации промышленных территорий, особенно в том случае, когда планируется их использование по другому назначению, с учетом инженерной инфраструктуры;

- тщательно изучить вопросы, связанные с оценкой и использование социально-культурного потенциала промышленных зданий и сооружений, создать "зеленые" зоны в черте города и решить проблемы социально-экономического развития города в тесном сотрудничестве;

- создать условия для систематического использования земли наиболее рациональным способом;

- создать реестр территорий для промышленного строительства, полезный для реконструкции и строительства новых объектов, а также обеспечить доступ к этой информации для потенциальных инвесторов;

- использовать административные и экономические инструменты (стимулы) для привлечения инвестиций в отдаленные районы города;

- используя административные и экономические инструменты, создать условия для владельцев не действующих предприятий, позволяющие им осуществлять проекты по реконструкции территории самостоятельно.

Ссылки

1. Официальный сайт Concerted Action on Brownfield and Economic Regeneration Network.. - Режим доступа: http://www.cabernet.org.uk/index.asp?c=1134/.

2. Официальный сайт U.S. ENVIRONMENTAL PROTECTION AGENCY. - Режим доступа: http://www.epa.gov/brownfields/glossary.html/.

3.Официальный сайт U.S. Department of Housing and Urban Development. - Режим доступа: http://portal.hud.GOV/hudportal/HUD.

4. Management Brownfields / / Government Engineering, September-October 2010.. - Режим доступа: http://www.govengr.com/ArticlesSep10/Brownfiel/2d%/ Management.pdf.

5. Фомін І. О. Основи теорії містобудування / І. О. Фомін. - К. : Наук. думка, 1997. - 190 с.

6. Демин Н. М Управление развитием региональных градостроительных систем (на опы те Украинской ССР). Автореф. дис. докт. арх./ Н. М. Демин. - М. : МАРХИ, 1987. - 57 с.

7.Лаврик Г. И. Методы структурно-функционального анализа и оптимизации планировки города на ранних стадиях проектирования / Г. И. Лаврик, В. А. Тимохин. - Технические средства архитектурного проектиро вания. - М, 1980.. - с. 13 - 18.

8. Фильваров Г. И. Вероятностный подход к определению перспектив раз вития системы населенных мест / Г. И. Фильваров / / Градостроительство: сб. науч. тр./ КиевНИИПградо-строительства. - К, 1983.. - с. 13 - 18.

9. Яргина З. Н. Градостроительный анализ / З. Н. Яргина. - М. : Стройиздат, 1984. - 245 с.

10. Мироненко В. П Методологические основы оптимизации архитектур ной среды. Дис. д-ра архитектуры: спец.18.00.01. / В. П. Мироненко. - Х. : ХГТУСА, 1999. - 346 с.

11.Вергунов А. П Город и природное окружение (архитектурно-планировочная организация взаимодей ствия). Автореф. дис. на соискание науч. степени д-ра архитектуры / А. П. Вергунов. - М. : 1985. - 47 с.

12. Таболіна Т. В Методика архітектурної реабілітації міського середовища Донбасу, що містить про-рушені території. Автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. арх./ Т. В. Таболіна. - Х. : ХДТУБА 2005 года. - 20 с.

13. Стратегия обращения с твердыми бытовыми, промышленными и опасными отходами на территории г.Донецка [Электронный ресурс] / / Ре жим доступа: http://doneco.org.ua/download.php.

14.Закон України "Про відходи" № 187/98-ВР (зі змінами та доповненнями) / / Офіційний сайт Верховної Ради України. - Режим доступу:http://zakon1.rada.gov.ш/cgi-bin/laws/main. cgi?page=1 &nreg= 187%2F98-%E2%F0.

15. Постанова Кабінету Міністрів України № 1217 від 3.08.1998 р.Про затвердження Порядку виявлення та обліку безхазяйних відходів // Офіційний сайт Верховної Ради України.—Режим доступу : http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=1217-98-%EF

16. Генеральный план Донецка // Архитектурно-строительный портал города Донецка. — Режим доступа : http ://genplan.donetsk.ua/ base.php?chapter=opinion_read&id=12..

Kuzmenko L. M., Soldak M. O. Brownfields in Urban Structure

The article deals with problems concerning management of industrial city development, one of which is the problems of the so-called "brownfields" on its territory. Approaches to determining brownfields, which are in the world practice, are represented. The necessity of understanding this problem in deciding questions of urban development in Donetsk and Makiivka is grounded. The directions are identified, realization of which will provide effective use of brownfields.

Key words: brownfields, city, development, management.

Кузьменко Л. М., Солдак М. О. Занедбані території в міській структурі

Статтю присвячено проблемам управління розвитком індустріального міста, однією з яких є наявність на цій территорії так званих "занедбаних територій".Представлено підходи до визначення занедбаних те -риторій, які наявні у світовій практиці.Обґрунтовано необхідність розуміння цієї проблеми у вирішенні пи -тань міського розвитку Донецька й Макіївки.Визна чено напрями, реалізація яких буде сприяти ефективному використанню занедбаних територій.

Ключові слова: занедбані території, місто, розвиток, управління.

Кузьменко Л. М., Солдак М. А. Заброшенные территории в городской структуре

Статья посвящена проблемам управления развитием индустриального города, одной из которых является наличие на его территории так называемых «заброшенных территорий».Представлены подходы к определению заброшенных территорий, существующие в мировой практике. Обоснована необходимость понимания этой проблемы в решении вопросов городского развития Донецка и Макеевки. Определены направления, реализация которых будет способствовать эффективному использованию заброшенных территорий.

Ключевые слова: заброшенные территории, город, развитие, управление.

Поступило в редакцию: 14.08.2011

и окончательный вид в 25.11.2011