Назад в библиотеку

Философия и наука

Сеньковский С.А.

Донецкий национальные технический университет


Источник: Реферат по дисцеплине "Философия науки и балонский процес", ДонНТУ, 2012, 16 с.


Введение

Афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.

Поскольку не существует общепринятых определений терминов «наука» и«философия», то необходимо подробно остановится на их рассмотрении, так как для анализа взаимодействия «философии и науки» необходимо четко представлять какое место в жизни человека они занимают. Также следует отметить, что отношение человека и к науке и к философии исторически менялось, следовательно, менялись роль, функции и сущность философии и науки, что также получило свое отражение в реферате.

Таким образом, цельюданной работы является исследование понятий Философия и Наука, иллюстрация их значения и значимость в жизни человека.

Наука

Чем же является наука для современного человека? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, поскольку современная наука является чрезвычайно сложным и многогранным общественным феноменом. И, как говорилось выше, первое с чего мы начнем, - это с выяснения сущности данного социального феномена, определения самого понятия термина «наука».

Основные концепции науки

Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодального производства в обществе формируется новое, по сравнению со средневековым, воззрение на мир, природу, по своей сути совпадающее с научным.

С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако она постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и с свою очередь – воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней.

В литературе нет однозначного и общепринятого определения науки. Насчитывается более 150 определений этого общественного явления. Однако анализ их показывает что абсолютное большинство из них не являются оригинальными и в значительной мере повторяют друг друга.

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.

Наука – это и творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их производства. Как и другие формы познания наука - социально-историческая деятельность, а не только «чистое знание». Особенностями научной деятельности являются универсальность, уникальность, персонифицированность, дисциплинированность, демократизм, коммуникабельность.

 Науковеды характеризуют науку и как систему знаний, и как род человеческой деятельности, и как социальный  институт,   и   как суммарный опыт человечества, и как непосредственную производительную силу общества. Понятно, что довольно трудно охватить целиком и полностью хотя бы названные стороны науки в единой дефиниции.

В логико-гносеологическом плане в соответствии с многовековой традицией наука рассматривается как система знаний, особая форма общественного сознания. Так понимали науку еще Аристотель и Кант Подобное понимание науки долгое время было чуть ли не единственным.

Логико-гносеологическая трактовка науки обусловливается   как общественно-историческими условиями, так и уровнем развития самой науки. Фактически здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось плодом чисто духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминация научной деятельности ещё не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.

Всё возрастающая роль науки в развитии общества, изменение её социального статуса рост числа лиц, занятых трудом в научном производстве, усиливающиеся потребности научно-исследовательской деятельности в финансовых средствах, современной материально-технической базе, наличие организационно-управленческих проблем в сфере научного труда.

В 50-60-е годы стали появляться работы, в которых был разработан деятельностный подход к науке, в результате чего она стала трактоваться не только и не столько как знание само по себе,  а  прежде всего  как особая сфера профессионально - специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься и как социальный институт.

В современной философской, социологической и науковедческой литературе становится господствующим понимание науки как отрасли духовного производства, особого вида человеческой деятельности и социального института общества.

Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

Институционализация науки достигается посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов.

Цель и назначение науки как социального института - производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

Своевременная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность - её основа, своеобразная "субстанция", знание - системообразующий фактор, а социальный институт - способ объединения ученых и организации их совместной деятельности. Эвристичность и теоретико-методологическая ценность её заключается в том, что она позволяет представить науку в системно-целостном и интегральном виде в качестве особой профессиональной деятельности, области духовного производства, определенного социального института, специфической социальной подсистемы общества, лучше понять сущность, структуру, социальные функции науки и др.

Функции науки

Функциональный анализ науки - составная часть ее системно-деятельностной концепции. Обычно называют две главные функции науки - познавательную и практическую. В "Основах науковедения" приводится более полный перечень функций науки. Здесь выделяются познавательная, мировоззренческая, культурно-идеологическая, функция производительной силы и теоретической основы управления социальными процессами.

В литературе, касающейся данной области исследований,  основные функции науки обычно представлены в такой последовательности:    познавательная, объяснительная, практически-действенная прогностическая, мировоззренческая и функция социальной памяти.

Описание главных функции науки следующие:

1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

2) мировоззренческая функция  безусловно тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;

3) производственная, технико-технологическая функция призвана рационализировать, "онаучивать" сферу материального производства, обеспечить его нормальное функционирование и развитие технический и технологический прогресс, внедрение в производство нововведений инноваций, новых технологий, формирование организации и т п.;

4) управленческо - регулятивная функция выражается в том, что наука должна разрабатывать идейно-теоретические и методологические основы управления и регуляции, прежде всего это касается социальных явлений и процессов. Ученые, менеджеры, социологи, психологи, политологи и экономисты осуществляют информационное обеспечение управленческо -регулятивного процесса, консультирование работников государственного аппарата, своими практическими рекомендациями способны повышать эффективность управленческих решений, совершенствовать организационные структуры, служебные и деловые отношения;

5) культурно-воспитательная, образовательная функция заключается в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ее достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс,  на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке.;

6) идейно-преемственная, традиционная функция обеспечивает наследование, сохранение всех достижений научного "коллективного интеллекта", научной памяти, связь времен, преемственность различных поколений ученых, передачу традиций исследовательской эстафеты, определенных норм, ценностей и идеалов в сфере научного производства, сообщества и этоса;

7) практически-действенная функция в известной мере как бы интегрирует все другие функции науки, характеризует её как универсальную преобразующую социальную силу, которая способна изменить все общество, все его сферы, стороны и отношения. Данная функция осуществляется главным    образом    через практическую, производственную деятельность людей, в которой происходит процесс материализации, "овеществления" научного знания, идей ученых;

8) методологическая функция призвана исследовать проблемы методологии науки, разрабатывать способы, средства и методы научного познания  «вооружать» ученых солидным и эффективным исследовательским инструментарием; следует подчеркнуть, что прогресс науки оценивается не только богатством новых идей, но мощью исследовательского арсенала;

Философия

Философия (в пер. с греч.яз) – «любовь к мудрости». Несмотря на свой немалый возраст ( а возникла философия около 2500 лет назад) до сих пор нет однозначной интерпретации данного понятия.

О соотношении философии и частных наук было и, видимо, будет много споров. Одни определяют философию как науку, другие как особый тип мировоззрения, третьи – как их симбиоз и т.д.

Философия – это наука

Историко-философский экскурс свидетельствует о том, что начиная с древнего мира и до наших дней, сложилась довольно устойчивая традиция согласно которой философия - это "наука о всеобщем", "наука всеобщая", "всеобщая теория бытия", "основ всего существующего". Так, Аристотель в "метафизике" писал: "Наука философов исследует сущее как таковое вообще, а не какую-то часть его".

Известно, что в нашей литературе целые десятилетия господствовала точка зрения, считавшаяся "официальной" и "единственно верной", согласно которой, философия объявлялась наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, познания и мышления. Правда, так характеризовался в основном диалектический материализм. Нетрудно убедиться в том, что такая точка зрения близка традиционной, мало чем отличается от нее. Однако здесь с помощью категории "закон" усиливается "научный" статус философии. Порой подобная точка зрения, но в ослабленной и модифицированной форме, встречается и в современной литературе. Например, в одном новом учебнике читаем: "Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека к миру". В другом: "Философия является учением о мире в целом об общих принципах и закономерностях его бытия и познания".

Философия – это наука. Конкретная наука, как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Любая наука как в естественной, так и в гуманитарных областях знания имеет свой особый предмет. Все это в ходе развития науки может изменяться, отвергаться, и на месте ограниченных и тем более ошибочных теорий, возникают новые, более глубокие теории. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. Но все это не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. У философии иной предмет – она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается.

Понятия, категории, принципы, законы и теории философии так же, как и других наук, развиваются, подвергаются критике, отвергаются, уточняются и т.п. Словом, философия есть свободная и универсальная область человеческого знания. Она есть постоянный поиск нового. Говорят, что философия в отличие от других наук не имеет эмпирического уровня познания. С этим нельзя согласиться: любой истинно философски мыслящий человек опирается не только эмпирический материал других наук, но всю свою сознательную жизнь зорко наблюдает, следит за потоком живой истории, присматривается к поведению людей, к кипению страстей социальной жизни, а через искусство сталкивается с отражением жизни в конкретно-уникальных, хотя и типизированных образах. Так что философ пользуется и прямым наблюдением.

Философия – это не наука

На страницах журнала "Философские науки" в 1989-1990 годы шла оживленная дискуссия относительно соотношения философии и науки. Одни авторы полагали, что философия является наукой, другие - доказывали, что таковой она не является, ибо не отвечает многим критериям научности, требованиям, предъявляемым к научному знанию, третьи характеризовали философию и как особую форму общественного сознания, и как науку.

Заметим, что не так просто провести демаркационную линию между философией и наукой. И все же к критериям научного знания обычно относят такие, как истинность, аргументированность, доказательность, верифицируемость, практическая, опытная экспериментальная и фактологическая проверяемость, системность, интерсубъективность, общезначимость и общепринятость, фиксация сущности, законов исследуемых предметов явлений и процессов. Порой к ним добавляют ещё фальсификационный и парадигмальный критерии.

Весьма примечательно, что вопрос о научности и ненаучности философии начал обсуждаться и в учебной литературе. В частности, в одном учебном пособии отмечается, что ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы: философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами наблюдениями, экспериментами, эмпирически неподтверждены; в философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для неё характерен плюрализм взглядов и каждый самостоятельный мыслитель создаёт свою собственную систему; ненаучность методов, проблем и языка философии. В пользу научности философии называются такие её черты, как рационально-понятийная форма познания, логическая доказательность, аксиоматические построения и др. Отвергаются утверждения об эмпирической недоказательности и непроверяемости философских воззрений, одни из которых опровергаются ходом мировой истории или открытиями естественных наук, другие развиваются и обогащаются.

В мировой и отечественной литературе широко представлена позиция, которая категорически не считает философию наукой, а относит её к феномену культуры, определяет её как особую форму общественного сознания, как своеобразный тип мировоззрения, духовно-практическую форму освоения мира.

Философия как и религия, отвечает на самые общие   мировоззренческие и смысложизненные вопросы. Однако делает она это в отличие от неё рациональным способом, опираясь на разум, а не на веру, авторитет и догмы. Философские системы даже религиозные иррационалистические опираются на интеллект и логику, являются результатом размышлений и аналитической деятельности, философские   идеи и положения так или иначе доказываются, обосновываются рациональным способом. В этом плане философия похожа на науку.   Однако важно подчеркнуть, что в центре философии стоит человек,  мир как таковой её интересует гораздо меньше. Философия рассматривает мир как "обитель" человека. Главный признак, отличающий философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как бы вне человека, отрешенно от человека. Следовательно, философия познает мир через "призму" человеческих потребностей, интересов предпочтений целей, ценностей и идеалов.

Познавая и понимая мир, она пытается дать ответы на вопросы: "Почему?" и "Для чего?", то есть вскрыть смыслы и значения всего существующего и происходящего. При этом философия использует не     только рациональные, научные средства и методы, но и ненаучные, художественные образы мифологию метафорический язык и пр. В этом плане философия сходна с искусством. Философ, как и художник,  в значительной мере не только "отражает" мир, но и "творит" "конструирует" его. Придает ему какие-либо новые свойства, смыслы предлагает людям своё видение действительности, ориентирует общественное сознание на грядущие изменения.

Философия и наука

Исторически можно выделить следующие этапы взаимоотношения науки и философии:

1)             Натурфилософский. Возник в Древней Греции.

Философы умозрительно сочиняли картину мира, природы, опираясь  на мифологию, то есть без особой опоры на науку, без доказательств.

На более поздних этапах (XVII-XVIII века) начали интенсивно развиваться математика, механика.

2)             Позитивистский этап (30-40 года XIX века).

Был представлен такими деятелями как Рассел, Карнап, Випкинштейн, Конт и др. Позитивистский этап проходил под лозунгами: «Философия ничего конкретного миру не дает, - это выдумки, поэтому только конкретные науки дают нам позитивные знания», «Наука сама по себе философия», «Долой метафизику, да здравствует физика», «Философия имеет дело с псевдопроблемами, которые связаны с языковыми играми».

Наука, являясь определенным социальным институтом, включена в конкретный социокультурный контекст и имеет свою нормативно-ценностную систему. В этой связи ложно говорить о внутринаучных ценностях, внешних по отношению к ней ценностях, наконец, ценностях самой науки.

Несомненно, что ученые, как члены общества, к тому же наиболее осведомленные о возможностях науки, должны обеспечить использование её достижений в гуманных целях, на благо общества и человека.

В настоящее время значительно возрастает роль социально-этических и гуманистических аспектов развития и функционирования науки. Они не являются чисто внешним моментом, а входят в само "тело" науки как необходимая часть, как "условие мыслимости" и эффективной реализации истины.

Ценностная ориентация ученого сопровождает его творчество, в значительной мере определяет стратегию, ход и результат научного исследования.

Чисто прагматически - конъюнктурные, сциентистские ориентации ученых ныне дискредитировали себя, показали свою полную несостоятельность, даже стали просто социально опасными. Ученые несут ответственность за возникновение многих глобальных проблем, за ряд негативных последствий научно-технического прогресса.

Профессиональная этика  ученых представляет собой целостную систему определенных норм, принципов, предписаний, запретов и правил научной деятельности, общения и поведения научных работников. Её содержание определяется общественными требованиями, спецификой деятельности и труда ученых, профессиональным долгом, честью и престижем.

В научно-исследовательской работе от ученого требуются преданность науке, служение истине, трудолюбие, новаторство, убежденность, добросовестность, честность, доказательность идей, принципиальность и бескомпромиссность, критическое отношение к догмам, ко всякого рода авторитетам, критически - рефлексивное мышление, уважение труда своих предшественников, коллег, оппонентов, порядочность, человечность, интернационализм, нормальное отношение к плюрализму мнений и истин, критичность и самокритичность, культурность, корректность в научном   споре, полемике и дискуссии, коммуникабельность, скромность, великодушие, нравственный долг, гуманизм, высокий уровень гражданственности и ответственности.

В науке должны осуждаться и считаться недопустимыми научная недобросовестность, нечестность, необъективность, субъективизм, беспринципность, догматизм, схоластика, плагиат, монополия на производство и распространение научного знания, конъюнктура, административно-командные формы и методы управления, зажим, критика и борьба мнений, наклеивание своим   коллегам   различных   ярлыков,   преследование инакомыслящих ученых, отсутствие свободы в научном творчестве, карьеризм. К сожалению, многие из этих негативных явлений пока существуют в   научной деятельности.

Заключение

Результатом проведения работы является изложение наиболее принятых суждений по тематике реферата, их анализ и рассмотрение вопросов их применимости к реалиям сегодняшнего дня.

 Надеюсь, что сумел воспроизвести достаточную для полного видения вопроса картину. Философия, - это как мороженное – кто-то его любит, кто-то нет, кто-то равнодушен. Нои для тех и для других, это что-то своё: для первых мороженное ассоциируется с продавщицей, продавшей испорченной товар, или  с болезнью, которую перенес после того, как съел мороженное. Для вторых, мороженное - это сливочная, шоколадная фруктовая «вкуснятина» или воспоминания о прошедшем лете или о праздничном застолье с присутствием мороженного с ягодками или воспоминания о детстве и кафе с обязательным мороженным в стаканчике. Так и философия, - для одного она познается сквозь призму научного учения и является наукой, для другого философия нечто глобальное, для третьего – то, на чем основывается его жизнь и таким образом философия для него это его мироощущение, мировосприятия, но никак не наука, для четвертого философия это лишь набор букв или слово, которое он где-то слышал.

Если же попробовать представить формулу философии, то получим:

N • K = Н,

где

N – Неизвестность,

К – Философия;

Н – Научное знание.

Философия – это коэффициент пропорциональности, по средствам которого неизвестное становиться известным, то есть научным знанием.

Список использованной литературы

1.     Орешников И.М. – Философия науки и техники, Уфа: Изд-во УГНТУ,1999,-127с.

2.     Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999 – 576с.

3.     Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов.Энциклоп., 1983. – 840с.

4.     А.Г. Спиркин – Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2001.- 816с.