УДК 622.25

ТЕХНИЧЕСКОЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕИЕ ДЛЯ ВОЗВЕДЕНИЯ ТОРКРЕТ-БЕТОННОЙ КРЕПИ

Проф. Борщевский С.В., доц. Формос В.Ф., студ. Василенко Е.Ю. ДонНТУ, г. Донецк, Украина, инж. Шперфехтер Элмар, Германия

Фирма SPERNO предлагает ряд современных машин и технологию нового поколения для крепления горных выработок. Использование техники и технологии фирмы SPERNO обеспечивает нанесение контактного слоя набрызгбетона одновременно с проходкой выработки, что позволяет создать замкнутую систему саморегулирования и оптимального распределения горного давления в системе массив-крепь. Для формирования первого слоя комбинированной опережающей бетонной крепи целесообразно использование набрызгбетонных машин германской фирмы «Sperno» выпускающей наиболее удачные конструкции набрызгбетонных машин, позволяющих возводить набрызгбетонное покрытие очень высокого качества без применения специальных добавок, варьируя только составом бетонной смеси. При этом машины довольно компактны и выпускаются для различных условий как проведения выработок, так и сооружения и ремонта строительный сооружений как под землей, так и на поверхности (рис.1).

Набрызгбетонные машины фирмы SPERNO

Рисунок 1 – Набрызгбетонные машины фирмы SPERNO

Впервые в угольной промышленности Германии в Bergbau AG Нижний Рейн на шахте Вальсум (Walsum) была закреплена бетоном выработка (четвертый восточный коренной штрек, северное направление) без возведения стальных арочных креплений. Здесь была решена задача надежного, долговременного крепления горной выработки с очень высокой несущей способностью при одновременном полном отказе от элементов стальной арочной крепи путем возведення набрызгбетона методом тонкого потока (слоя).

В последние годы в угольной промышленности разработан ряд способов повышения несущей способности арочных крепей, при которых пространство за крепью заполняется строительными материалами при помощи набрызга. При этом стальные крепи полностью омоноличиваются бетоном. Этим достигается увеличение несущей способности крепи и одновременно эффективная защита от коррозии. Однако, все эти методики требуют большого расхода стали и стройматериалов. Также, наряду со значительными дополнительными расходами, они вызывают большие затраты времени наоборудование крепи.

Поэтому при поисках методик на шахте Вальсум ставилась цель: разработать методику проходки с применением долговечной крепи с высокой несущей способностью, не требующей возведения стальных арочных креплений.

Известно, что эту методику многие годы применяют с большим успехом при строительстве тоннелей, но применяемый там способ набрызгбетона с трудом находит применение в немецкой угольной промышленности. Это можно объяснить, прежде всего, тем, что приготовление бетона высокого и постоянного качества в подземных условиях шахты довольно затруднительно.

К тому же, часто применяемый при строительстве тоннелей метод сухого набрызгбетона связан с образованием пыли, что в условиях шахты является нежелательным.

Возведение бетонной крепи методом мокрого набрызгбетона было бы решением проблемы. Поиски такого метода привели в Венгрию. Венгерские шахтеры уже давно применяют для крепления штреков мокрый набрызгбетон тонкого потока в сочетании со стальной арматурой.

При этом используемые машины типа Sperno 208 G, Sperno 104 Едля укладки набрызгбетона производятся в Германии на фирме SPERNO. Как подтвердили проведенные контрольные измерения, эти машины для набрызгбетона тонким слоем гарантируют высокое и постоянное качество бетона. К тому же метод исключает возникновение пыли. Его отличие от приготовления бетона для набрызга сухим методом состоит в том, что смешивание составляющих происходит в смесителе с добавлением строго дозируемого количества воды.

Технические данные Spemo 104 Н с электроприводом:

В зависимости от консистенции бетона и длины шлангов:

Габариты:

Машина

Технологические особенности методики: