Назад в библиотеку

Транспортно-технологические и логические системы: дискуссионные вопросы терминологии и исторические аспекты развития теории и практики

Автор: Кириллова Е.В.
Источник: Методи та засоби управління розвитком транспортних систем № 18— Харків УкрДАЗТ— 2011, с. 134-153.

Аннотация

Кириллова Е.В. Транспортно-технологические и логические системы: дискуссионные вопросы терминологии и исторические аспекты развития теории и практики. Статья посвящена проблеме терминологического характера, которая возникла в результате междисциплинарной интеграции, сопровождающейся переходом терминов из существующего в отечественной транспортной науке и практике понятийного аппарата в терминосистему логистики. Рассмотрены современные определения понятия «транспортно-технологическая система». Проведен сравнительный анализ исторических аспектов развития транспортно-технологических и логистических систем с целью выявления взаимосвязи между ними.

Постановка проблемы в общем виде и её связь с важнейшими научными и прикладными задачами.

Деятельность транспортного комплекса сегодня все больше ориентируется на применение логистической концепции. Ее развитие в Украине осуществляется в направлении объединения локальных задач и методов их решения из различных самостоятельных областей в единую систему. Взаимопроникновение между теорией и практикой транспортных процессов и систем, а также логистикой становится настолько очевидным, что принятие решений в одной из этих сфер оказывает серьезное влияние на другую. В целом интеграция научных знаний осуществляется разнообразными путями и проявляется в различных формах: унификация понятийного аппарата; взаимопроникновение методов и используемых средств; взаимодействие по объектам исследования; образование синтетических наук. Все эти процессы влекут за собой «миграцию» терминов, семантические границы которых в результате интеграции наук могут уточняться, расширяться, сужаться или, даже, искажаться. В связи с этим, в процессе подобной междисциплинарной интеграции важным является: согласование терминологии; четкость и осмысленность в применени отдельных категорий; однозначность в понимании и толковании используемых терминов. Под влиянием создавшихся объективно обусловленных причин существующий в отечественной транспортной науке и практике понятийный аппарат активно пополняет и обогащает развивающуюся терминосистему логистики. При этом весьма актуальной является проблема вторичной номинации1, которая представляет собой результат смыслового переосмысления общеупотребительной лексики соответствующей профессиональной сферы. Однако скоропалительно придуманные и не всегда обоснованно вводимые в оборот термины негативно сказываются на эффективности применения знаний, накопленных зарубежной логистикой и отечественной теорией транспортных процессов и систем. Например, при проведении исследований, связанных с логистическими системами (ЛС), многие авторы изменяют традиционное для отечественной транспортной науки и практики содержание понятия «транспортно-технологическая система» (ТТС), интерпретируя его в соответствии с интересами своей работы [1-5]. Подобная подмена понятий недопустима. Она является некорректной по отношению к истокам отечественной транспортной науки, тем более что в практике обслуживания международной торговли соответствующие ТТС (контейнерная, паромная, ролкерная и т. д.) продолжают эффективно функционировать, а, следовательно, одноимённые термины не могут быть отнесены ни к категории историзмов, ни к категории архаизмов. В связи с этим понятие «ТТС» имеет право на дальнейшее существование, возможно, с последующим уточнением (но не изменением) адекватным современным условиям. Таким образом, проблема разграничения таких понятий как «транспортная», «транспортно-технологическая» и «логистическая» системы является актуальной.

Анализ последних исследований.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы и на которые опирается автор. Не тождественность понятий, обозначаемых одним и тем же термином, обусловливает возникновение спорных ситуаций в кругах научной общественности. Так, наряду с общеизвестным определением понятия «ТТС» [6,7], в ряде исследований [1-5] встречаются весьма противоречивые:
- «Транспортно-технологическая система – это комплекс операций, сопутствующих одному или нескольким видам транспорта, которые доставляют грузы между звеньями логистической цепи» [1. С.15];
- «Транспортно-технологическая система (ТТС) как часть транспортной системы (ТС) является такой формой организации транспортного процесса, которая особым образом объединяет локальные физические объекты, входящие в систему» [2.С.49; 3.С.199].
- «Под транспортно-технологической системой понимается форма организации независимого логистического транспортного процесса, которая объединяет комплекс технических устройств, как правило, одного вида транспорта и набор необходимых операций, включая операции в начально-конечных и транзитных пунктах при переработке и хранении грузов» [4. С.11].

Кроме того, встречаются и следующие мнения [8, 9]:
- «…любая транспортирующая подсистема логистической системы является транспортно-технологической (даже если речь не идет о современных транспортно-технологических системах – контейнерной, ролкерной и т. п.), поскольку наличие процесса перемещения аксиоматично определяет наличие некоторой технологии» [8. С.56];
- «Учитывая современную тенденцию развития интеграционных процессов, а также, опираясь на концепцию логистики, ТТС может являться составной частью логистической системы как системы более высокого уровня. В таком случае, при ее создании сразу же закладываются основные логистические принципы, такие как – доставка груза должна осуществлять точно в срок, с минимальными затратами, в необходимом
количестве и соответствующего качества» [9. С.192].

Приведенный перечень авторских определений и утверждений, ориентированных на цели конкретных работ, демонстрирует явные противоречия между различными точками зрения относительно содержания и взаимосвязи понятий «ТТС» и «ЛС». Это обусловливает необходимость дальнейшей детальной проработки вопросов, связанных с дискуссионными аспектами терминологии логистики и теории транспортных процессов и систем.

Попытка разграничить понятия «ТС», «ТТС» и «ЛС» с точки зрения формальной логики и на основе раскрытия объёма и содержания обозначенных понятий впервые предпринята в работе [10]. В ней сформулированы существенные свойства рассматриваемых систем, а также их отличительные признаки, наличие которых позволяет ту или иную систему доставки грузов идентифицировать как ТТС. Сформулированные в [10] положения требуют дальнейшего развития и уточнения. Однако актуальность начатых в этой работе исследований не вызывает сомнения, а необходимость в их продолжении подтверждается рядом авторитетных ученых, например, в исследованиях [8.С.53; 11.С.7] сказано, что: «существенно усложняет практическое применение логистического подхода то, что до сих пор не разработана адекватная теоретическая база, позволяющая определить взаимосвязь транспортных и логистических систем различных типов и масштабов». В работе [11] на высоком научно-теоретическом уровне рассмотрена проблема согласования транспортной (ТС) и логистической систем (ЛС).

Определенная в этой статье [11] взаимосвязь ТС и ЛС выявила необходимость постановки частных типовых задач и разработки методов их решения, в том числе и с применением оптимизационных моделей. В свою очередь, сформулированные в [10] положения, основанные на элементах формальной логики и теории множеств, дали наглядное представление о взаимосвязи между понятиями «ТС», «ТТС» и «ЛС».

Однако многие вопросы терминологического характера в отношении понятий «ТТС» и «ЛС» остаются открытыми. В виду этого для более глубокого осмысления междисциплинарной терминологии, а также понимания сути процессов, протекающих в рамках ТТС и ЛС, следует обратиться к истокам их возникновения и в историческом аспекте проследить хронологию развития теории и практики функционирования этих систем.

В связи с этим целью исследования является установление взаимосвязи между понятиями «транспортно-технологическая» и «логистическая» системы путем сравнительного анализа исторических аспектов развития теории и практики функционирования этих систем.

Изложение материала исследования с обоснованием полученных научных результатов.

Существующие ТТС в отечественной транспортной науке и практике традиционно рассматриваются как структурообразующие элементы (подсистемы) единой транспортной системы. В свою очередь, с позиции логистического подхода наличие материального потока и необходимость его перемещения обусловливает существование определенной материалопроводящей (транспортирующей) системы. В качестве таковой, а соответственно и в качестве составной части ЛС, может быть рас-
смотрена ТТС [10].

Таким образом, сегодня ТТС в зависимости от целей исследования могут рассматриваться в качестве структурообразующих элементов как ТС так и ЛС. С уверенностью можно сказать, что этапы развития ТТС тесно связаны с историей транспорта и ТС. Это убедительно продемонстрировано в работе [12], где проведена детальная периодизация истории развития ТТС. В свою очередь, для того, что бы обнаружить связь и сделать подобный вывод в отношении ЛС необходимо проследить хронологию их возникновения и функционирования в
сравнении с ТТС [13]. Эволюция логистики изучается во многих исследованиях современных учёных. Достаточно полный обзор и весьма качественная систематизация материала по данному вопросу представлены в работе [14], которая, несмотря на статус учебного пособия, носит фундаментальный характер.

Все без исключения авторы рассмотренных работ [14-22] отмечают, что эволюция логистики тесно связана с историей формирования рыночных отношений в индустриально развитых странах.

Общий подход наблюдается также и в характеристике начального этапа становления логистики, который «…характеризуется обособлением самостоятельных и фрагментарных действий в сферах закупок, складирования, дистрибуции» [14]. Этот этап в ряде источников называют «периодом фрагментаризации» [15, 16], «периодом фрагментации» [14] или «фрагментарным этапом» [17]. Однако, несмотря на единый подход к содержанию данного этапа, специалисты расходятся во мнениях по вопросу его временных границ. Так, в [144, 18] авторы указывают на то, что первый этап развития логистики охватывает 1920-1950 гг. В [19] говориться, что «…возникшие в странах с рыночной экономикой еще накануне и в период экономического кризиса 30-х гг. идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались в самостоятельные направления научных исследований и форму хозяйственной практики — логистику».

В [15,17,16,20] высказывается мнение о том, что «логистика как наука и как инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться в начале 1950-х гг., прежде всего, в США». В [14] также декларируется эта точка зрения, «… но это не означает, что характерные для логистики процессы не осуществлялись ранее в хозяйственной деятельности, они выполнялись разрозненно, без какой-либо логистической, в современном понимании, концепции управления».

В [21,22] первый этап «совершенствования логистики» [21] или «эволюции логистики» [22] «… датируется 60-ми гг. ХХ ст.». Наряду с этим, как указывается в [15,16], сам термин «логистика» в бизнесе укоренился и стал повсеместно применяться лишь с конца 70-х гг. ХХ ст. Кроме того, многие специа- листы [14, 15, 16] признают, что «логистика является относительно молодой и бурно развивающейся наукой. Многие вопросы, относящиеся к ее понятийному аппарату и терминологии, постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием».

В нашей стране в условиях командно-административной системы управления у отдельно взятых предприятий не возникало проблем физического распределения своей продукции. Такое понятие как «логистика» отсутствовало. Тем не менее, фундаментальные основы и практические методы сегодняшней логистики уже тогда широко применялись.

В свою очередь, рассмотренная в работе [12] хронология развития ТТС, приводит к выводу, что истоки появления и развития ТТС как прогрессивных систем доставки грузов в цепи «производство-транспорт-потребитель» всегда находились в сфере деятельности национальных транспортных предприятий, а изучение научно-теоретических вопросов, связанных с функционированием ТТС ? в сфере интересов учёных-транспортников. При проведении соответствующих исследований учёные в качестве одного из основных структурообразующих элементов всех ТТС выделяли специализированный флот [6, 7, 23-26]. Поскольку именно его появление обусловило интеграцию водного и сухопутного видов транспорта и создало объективные предпосылки к появлению различных типов ТТС. В результате словосочетание «транспортно-технологическая система» стало устойчивым фразеологизмом, традиционно используемым для обозначения вполне определенных систем доставки генеральных грузов «от двери до двери» с участием специализированных судов.

В связи с вышесказанным хотелось бы вернуться к приведенным в начале статьи утверждениям [8, 9]. Мнение о том, что «любая транспортирующая подсистема логистической системы является транспортно-технологической» [8], безусловно, имеет право на жизнь. Поскольку наличие процесса перемещения грузов действительно определяет существование некоторой технологии [8], и это очевидно по умолчанию. Однако согласится с этим утверждением, можно только в том случае, если рассматривать понятие «ТТС», не с точки зрения устоявшегося значения этого фразеологизма, а только лишь с учётом содержания входящих в него отдельных слов: «транспорт» и «технология», т. е. средство и способ перемещения грузов. Перед тем как принимать данный тезис за парадигму, необходимо учитывать, что с точки зрения системного подхода транспорт – это еще не транспортная система, транспорт и технология ? это еще не транспортно-технологическая система, а транспортно-технологическая система ? это не всегда транспортирующая подсистема логистической системы.

Что касается тезиса, сформулированного в статье [9], то с точки зрения современного логистического подхода, ТТС действительно может быть рассмотрена в качестве «материалопроводящей части логистической системы как системы более высокого порядка» [10]. Однако в основе этого лежит отнюдь не «современная тенденция развития интеграционных процессов», как указывается в [9], а скорее цели конкретного исследования и системообразующие признаки, принятые за основу формирования и моделирования изучаемой системы. Кроме того, результаты анализа монографий д.т.н., проф. Кочетова С.Н. и д.э.н., проф. Сыча Е.Н. [6, 7] показывают, что основной целью проектирования, создания и функционирования ТТС всегда являлось повышение эффективности и качества доставки грузов от производителя до потребителя путём «обеспечения доставки заданных объемов грузов определенной номенклатуры в строго установленные сроки, с надлежащей скоростью, в сохранном виде и без загрязнения окружающей среды» [7. С. 203]. Таким образом, проектирование, внедрение и функционирование ТТС на протяжении многих лет осуществлялись по правилам, которые сегодня в терминах современной логистики несколько переформулированы и систематизированы под названием «Логистический микс2» или правило «Семи R». Именно необходимость соблюдения всех этих правил и обусловило в своё время возникновение нового направления исследований, «целью которых являлась разработка, создание и развитие ТТС как формы организации транспортного процесса» [6, 7]. В связи с этим, только лишь соблюдение правила «Семи R» не является признаком, по которому ТТС может быть идентифицирована как «составная часть логистической системы как системы более высокого уровня» [9]. И наоборот, если ТТС не рассматривается в качестве «материалопроводящей части логистической системы» [10] или «транспортирующей подсистемы логистической системы» [8] – это не значит, что в рамках ее функционирования не со- блюдается вышеуказанное правило.

В связи с вышесказанным, очевидно, что теоретики и практики стран с различным социально-политическим строем и присущими им законами экономики, на определенном этапе, по сути, развивали некую единую теоретическую идею, но с разных позиций. С точки зрения производственного предприятия, заботящегося об эффективности физического распределения своей продукции и с точки зрения транспортного предприятия, которое, наряду с необходимостью удовлетворять потребности населения и общественного производства в перевозках, заботится и об эффективности собственного функционирования.

Следствием этого являются принципиальные различия между целями, объектами управления и специфическими особенностями продукции, которая производится в процессе функционирования ТТС и ЛС [10].

Выводы и перспектива дальнейшей работы по данному направлению

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В виду существующих противоречий и разногласий в современном понимании и толковании традиционных для отечественной транспортной науки и практики терминов, точки соприкосновения между понятиями «ТТС» и «ЛС» следует искать у истоков зарождения этих систем и в историческом аспекте их развития.
2. Представленная периодизация генезиса ТТС в сравнении с эволюцией логистики (табл. 1) позволила установить, что процессы развития теории и практики функционирования ТТС в нашей стране протекали параллельно с зарождением и становлением логистики на западе:
- с одной стороны – западный мир с открытой экономикой рыночного типа развивал теорию, зародившуюся в сфере производственных систем и трансформировавшуюся в область знаний под названием «логистика»;
- с другой стороны, в нашей стране в условиях командно-административной системы управления такое понятие как «логистика» отсутствовало, а ведущие специалисты в области теории транспортных процессов и систем развивали научные и прикладные аспекты функционирования прогрессивных ТТС, повышающих эффективность доставки грузов «от двери до двери» в цепи «производство-транспорт-потребитель», т. е. в цепи, которая сегодня с точки зрения логистической концепции, может быть обозначена как «простая логистическая цепь».

Таким образом, истоки появления и развития ТТС всегда находились в сфере деятельности национальных транспортных предприятий, а изучение научно-теоретических вопросов, связанных с функционированием ТТС ? в сфере интересов учёных-транспортников.
3. Теоретики и практики стран с различным социально-политическим строем и присущими им законами экономики, на определенном этапе развивали единую теоретическую идею, но с точек зрения различных субъектов хозяйственной деятельности:
- с точки зрения производственного предприятия, заботящегося об эффективности физического распределения своей продукции;
- с точки зрения транспортного предприятия, которое, наряду с необходимостью удовлетворять потребности населения и общественного производства в перевозках, заботится и об эффективности собственного функционирования.

Следствием этого являются принципиальные различия между целями, объектами управления и специфическими особенностями продукции, которая производится в процессе функционирования ТТС и ЛС.
4. В качестве одного из основных структурообразующих элементов всех ТТС учёные и практики выделяют специализированный флот [6, 7, 23 26], поскольку именно его появление обусловило интеграцию водного и сухопутного видов транспорта и создало предпосылки к появлению различных типов ТТС. В результате словосочетание «транспортно-технологическая система» стало устойчивым фразеологизмом, традиционно используемым для обозначения вполне определенных систем доставки генеральных грузов «от двери до двери» с участием специализи- рованных судов.
5. Проектирование, внедрение и функционирование ТТС всегда осуществлялись по правилам, которые сегодня в терминах современной логистики систематизированы под названием «Логистический микс» или правило «Семи R». Именно необходимость соблюдения всех этих правил и обусловило возникновение нового направления исследований, «целью которых являлась разработка, создание и развитие ТТС как формы организации транспортного процесса» [6, 7].
6. Новое научное направление, связанные с изучением принципов развития и эффективного функционирования ТТС также как и накопленные знания, например, в области управления проектами, не были выделены отечественными учеными всамостоятельную науку, в отличие от их западных коллег, коммерчески мыслящих, предпринимательски настроенных и социально адаптированных к рыночным условиям работы.
7. В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие положения:
- любая транспортно-технологическая система в зависимости от целей исследования может выступать в качестве структурообразующего элемента (подсистемы) как транспортной, так и логистической систем.
- любая транспортно-технологическая система является системой доставки грузов, но не всякая система доставки может быть идентифицирована как транспортно-технологическая.
- любая транспортно-технологическая система доставки грузов может рассматриваться в качестве транспортирующей (материалопроводящей) подсистемы логистической системы, но не всякая транспортирующая подсистема логистической системы является транспортно-технологической.
- соблюдение правила «Семи R» не является единственным признаком, по которому ТТС может быть идентифицирована как составная часть логистической системы. И наоборот, если ТТС не рассматривается в качестве транспортирующей подсистемы логистической системы – это не значит, что в рамках ее функционирования не соблюдается вышеуказанное правило.

Список использованной литературы

1. Еловой И.А. Основные цели и задачи логистических транспортно-технологических систем // Вестник транспорта. – 2002. – № 2. – С. 15-16.
2. Заборский Л.А. Организация функционального цикла в транспортно-технологической системе // Международная научно-практическая конференция: Сб. на- учн. тр. Транспорт. – Одесса: Черноморье, 2006. – С.49-52.
3. Заборский Л.А. Управление издержками в транспортно-технологической системе на базе логистических принципов // Методи та засоби управління розвитком транспортних систем: Зб. наук. праць. – Одеса: ОНМУ, 2008. – Вип. 13. – С. 199-216.
4. Нгуен Тху Хыонг. Методы оценки экономической эффективности международных перевозок в транспортно-технологических системах: Автореф. дисс. к.э.н. / Нгуен Тху Хыонг. – М., 2006. – 24 с.
5. Кириченко С. Ролкерная транспортно-технологическая система в коридоре «Север–Юг» / С. Кириченко // Логистика. – № 7. – 2005. – С. 10.
6. Сыч Е.Н. Транспортно-производственные системы: развитие и функционирование: монография / Е.Н. Сыч. – К.: Наукова думка, 1986. – 166 с.
7. Кочетов С.Н. Прогрессивные транспортно-технологические системы на морском транспорте: монография. / С.Н. Кочетов. – М.: Транспорт, 1981. – 232 с.
8. Ляшенко Н.И. О взаимосвязи транспортной и логистической систем // Международная научно-практическая конференция «Современные направления теоретических и прикладных исследований»: Сб. научн. трудов. Т. 1. Транспорт. – Одесса: Черноморье, 2006. ? С. 53-57.
9. Заборский Л.А. Эффективная организация смешанных перевозок в логистической системе // Методи та засоби управління розвитком транспортних систем: Зб. наук. праць. – Одеса: ОНМУ, 2006. – Вип. 11. – С. 192-201.
10. Кириллова Е.В. Отношения между понятиями «транспортная», «транспортно-технологическая» и «логистическая» системы // Международная научно-практическая конференция: Сб. научн. тр. Т. 1. Транспорт. – Одесса: Черноморье, 2005. – С. 35-41.
11. Морозова И.В., Ляшенко Н.И., Суворова Л.П. Оптимизация функционирования составных частей взаимосвязанных транспортной и логистической систем // Методи та засоби управління розвитком транспортних систем: Зб. наук. праць. – Одеса: ОНМУ, 2005. – Вип. 10. – С. 6-23.
12. Шибаев А.Г., Кириллова Е.В. Исторические аспекты развития транспортно-технологических систем // Удосконалення управління експлуатаційною роботою: Зб. наук. праць. – Харків: УДАЗТ, 2009. –
Вип. 102. – С. 174-191.
13. Кириллова Е.В. Сравнительный анализ исторических аспектов развития теории и практики транспортно-технологических и логистических систем // Сб. научн. трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований `2010». Т. 1. Транспорт. – Одесса: Черноморье, 2010. – С. 50-56.
14. Модели и методы теории логистики: Учебное пособие. – 2-е изд. / Под ред. В.С. Лукинского. – СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
15. Основы логистики / Под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 200 с.
16. Бакаєв О.О. Теоретичні засади логістики / О.О. Бакаєв, О.П. Кутах, Л.А. Пономаренко. – Т. 1. – К.: Ун-т економіки і технологій транспорту, 2003. – 429 с.
17. Крикавський Є.В. Логістика / Є.В. Крикавський. – Львів: Вид-во Національного університету «Львівська політехніка», 2004. – 448 с.
18. Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике / В.И. Сергеев. – М.: Филин, 1997. – 772 с.
19. Логистика: Учебн. пособие / Под ред. Б.А. Аникина. – Т. 1. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 327 с.
20. Сковронек Ч. Логистика на предприятии: Учебно - метод. пособ. / Пер. с польск. / Ч. Сковронек, З. Сариуш-Вольский. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 400 с.
21. Гаджинский А.М. Логистика / А.М. Гаджинский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – 375 с.
22. Бауэросокс Доналд Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. – 2-е изд. / Пер с англ. / Бауэросокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 640 с.
23. Голдобенко А.В. Организация морских пакетных перевозок / А.В. Голдобенко, Э.А. Гагарский – М.: Транспорт, 1973. – 184 с.
24. Контейнерная транспортная система / Под ред. А.Т. Дерибаса. – М.: Транспорт, 1974. – 432 с.
25. Кочетов С.Н. Прогрессивная технология перевозки грузов на морском транспорте / С.Н. Кочетов, В.С. Гаврилюк.– М.: Рекламинформбюро ММФ, 1976. – 52 с.
26. Магамадов А.Р. Координация работы различных видов транспорта: монография / А.Р. Магамадов. – М.: Транспорт, 1982. – 176 с.