Назад в библиотеку

Проблемы формирования единой транспортной ситемы Украины

Автор:Токмакова И.В., к.э.н., доцент, Костюк Ж.С., студентка (УкрГАЖТ)
Источник: Вісник економіки транспорту і промисловості № 33— Харків УкрДАЗТ— 2011, с. 60-63.

Аннотация

Токмакова И.В., Костюк Ж.С. Проблемы формирования единой транспортной ситемы Украины. В статье рассматриваются вопросы обеспечения согласованной работы всех видов транспорта, проблемы на пути развития единой транспортной системы Украины.

Постановка проблемы.

На современном этапе развития транспорт структурирует рыночную экономику, формирует единое экономическое пространство, является инструментом интеграции национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, что позволяет рассматривать транспорт в качестве важнейшего фактора экономического роста, создания конкурентных преимуществ для национальной экономики.

Однако, в настоящее время транспорт Украины и его составная часть – транспортная инфраструктура – не выполняют тех функций, которые названы выше. Главной проблемой является отсутствие, по сути, единой транспортной системы в стране, адекватной потребностям рыночной экономики.

Анализ последних исследований и публикаций.

Решению проблем единой транспортной системы Украины посвящены исследования научной школы Диканя В.Л., представленные в работах по обеспечению конкурентоспособности транспорта [1-2], развитию международных транспортных коридоров [3-8], формированию транспортно-логистических комплексов [9].

Пути обеспечения стабильной работы отечественной транспортной системы как единого комплекса рассматривают Ковалев Д.И. [10], Шинкаренко В.Г. [11] и др.

Выделение нерешенных частей общей проблемы.

Однако актуальность развития единой транспортной системы Украины в современных условиях требует разработки мероприятий, направленных на оптимальное взаимодействие всех видов транспорта и повышение эффективности экономики страны. Цель статьи: выявление проблем развития единой транспортной системы Украины и путей их решения.

Изложение основного материала.

Транспорт – это крупнейшая и важная отрасль народного хозяйства, огромная сфера приложения человеческого труда, широчайшая область использования новейших результатов науки и техники, гигантская динамическая система, где необходимо теснейшее взаимодействие частей и
подразделений. Все виды транспорта составляют единую транспортную систему страны. В настоящее время основная масса грузовых и пассажирских перевозок осуществляются с участием двух и более видов транспорта. Так, 80% грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, зарождается и погашается на подъездных путях, т.е. на промышленном транспорте. Примерно 90% грузов, прибывающих в морские порты, передаются на железнодорожный транспорт. Около 50% грузов речного транспорта поступает также на железные дороги. Большая доля нефтегрузов передается с трубопроводов (через базы) на железнодорожный, морской, речной и автомобильный виды транспорта.

Автомобильный транспорт практически взаимодействует со всеми видами транспорта. Особенно велик удельный вес участия автомобильного транспорта в пассажирских перевозках, осуществляемых всеми другими видами транспорта. Однако условия для взаимодействия различных видов транспорта нельзя признать оптимальными. И хотя проделана большая работа по налаживанию взаимодействия разных видов транспорта в узлах и получен известный прогресс, проблема взаимодействия остается актуальной. В настоящее время во многих случаях переход грузовых и пассажирских потоков с одного вида транспорта на другой сопровождается значительными затратами живого труда, финансовых средств и времени, что удорожает перевозку, удлиняет сроки доставки грузов и пассажиров, замедляет оборот подвижного состава и оборачиваемость материальных ценностей страны.

Под единой транспортной системой страны следует поднимать комплекс различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, развивающихся по единому плану, обеспечивающему эффективное использование каждого вида.

Формирование и функционирование единой транспортной системы страны, требуют создания экономических, технических, технологических, организационных и правовых основ, которые должны обеспечить:
- координированную деятельность всех видов транспорта по изучению и удовлетворению потребностей народного хозяйства страны;
- комплексный подход к планированию перевозок и рациональному распределению объемов перевозок между различными видами транспорта, обеспечивающему народнохозяйственный эффект в целом;
- комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание грузовладельцев на основе использования прогрессивных технологий перевозки грузов в период всего процесса независимо от того, сколько видов транспорта задействовано при этом;
- определение сфер эффективного использования конкретных видов транспорта в зависимости от рода груза и специфических условий его транспортирования; широкое использование экономико-математических методов и ПЭВМ для управления транспортной отраслью, выбора рациональных путей грузопотоков и схем перевозок;
- внедрение современных технологий и организационных форм взаимодействия различных видов транспорта на всем пути движения грузов от мест производства до мест потребления;
- унификацию и широкое внедрение прогрессивных технических средств, способов перевозок и переработки грузов на всем пути товародвижения: контейнеров, поддонов, пакетирования грузов, наборов механизмов и средств механизации и т. д., позволяющих обрабатывать грузы без расформирования пакетов, грузовых мест; обеспечение четкого взаимодействия различных видов транспорта при переходе грузов с одного вида транспорта на другой в транспортных узлах;
- согласованное развитие пропускной и провозной способности, транспортной системы для создания условий непрерывности перевозочного
процесса;
- разработку на единой экономической основе тарифной системы, обеспечивающей экономическую привлекательность всех видов транспорта с целью максимального использования их возможностей;
- формирование унифицированных условий и правил перевозок грузов, выработку единого Кодекса транспорта страны.

Достижение всех вышеперечисленных целей требует взаимодействия различных видов транспорта, которое заключается в слаженности и согласованности операций на разных видах транспорта, участвующих в общем перевозочном процессе грузов и пассажиров.

Анализ практики и исследования перевозочного процесса показывают, что взаимодействие различных видов транспорта зависит от многих условий экономического, технического, технологического, организационного и управленческого характера. В экономическом аспекте важным условием обеспечения взаимодействия является идентичность планов перевозок грузов смешанного сообщения, направляемых для исполнения всем подразделениям соответствующих видов транспорта.

Перспективные и особенно годовые и оперативные планы перевозок (на квартал, месяц) должны совпадать по объемам, номенклатуре, срокам, пунктам отправления, перевалки и назначения, наименованию организаций, осуществляющих отправление и получение груза. Однако на практике нередки нарушения порядка планирования и как результат наличия у стыкующихся видов транспорта разных или несовпадающих по отдельным позициям планов перевозок. В этом случае даже при наличии технических возможностей в транспортных узлах возникают задержки грузов и подвижного состава со всеми отрицательными последствиями.

Недостатком следует признать также положение, когда большая часть грузов, перевозимых с участием разных видов транспорта, не попадает в планы прямых смешанных сообщений и заранее обрекается на длительную задержку в пунктах перевалки.

Технический аспект проблемы взаимодействия сводится к конструкционной и мощностной унификации всех элементов и звеньев (различных видов транспорта), участвующих в осуществлении перевозок в смешанных сообщениях. Для этого практически требуется:
- согласование пропускной и перерабатывающей способности стыкующихся линий, по которым следуют потоки грузов и пассажиров смешанного сообщения, а также отдельных устройств в узлах например, вместимость железнодорожных путей на станциях и причалах порта, приспособленность техники для перегрузки грузов из вагонов в суда и автомобили и обратно, мощность перегрузочной техники и емкость складов, наличие соответствующих маневровых средств и т.п.);
- увязка параметров подвижного состава взаимодействующих видов транспорта; в отдельных случаях целесообразно иметь соответствие грузоподъемности судна и состава поезда (масса поезда), грузоподъемности вагона и автомобиля, идентичную специализацию судна и вагона и т.д.;
- рациональная планировка транспортных узлов, поточность размещения в них отдельных элементов и «цехов», обеспечение параметрического и геометрического соответствия пути, подвижного состава и перегрузочного оборудования (например, соответствие вагонов конструкции вагоноопрокидывателей; соответствие цистерн наливным, сливным эстакадам и т.п.);
- создание средств надежной и удобной системы (телефонной) связи между лицами оперативного аппарата, обеспечивающего смешанные перевозки, и руководством транспортных узлов.

Технический аспект названной проблемы представляется чрезвычайно сложным и подлежит дальнейшей разработке не только в практическом, но и в теоретическом плане.

Технологический аспект проблемы заключается в необходимости, обработки грузов в транспортных узлах единому порядку, без которого быстрый и эффективный переход грузов с одного вида транспорта на другой невозможен. Здесь необходимо тщательное согласование частных технологических процессов между собой. Это относится к железнодорожным станциям, автопредприятиям, портам, подъездным путям клиентуры и другим звеньям, сосредоточенным в узлах.

В организационном отношении, проблема взаимодействия обеспечивается, с одной стороны, совместной разработкой ряда стабильных документов, регламентирующих эксплуатационную деятельность разных видов транспорта в течение сравнительно длительного срока, а с другой, принятием единой системы оперативного планирования текущей работы.

Система управления оказывает существенное влияние на ход и результаты эксплуатационной работы в узлах и в границах более крупных подразделений разных видов транспорта. Эффективность этого командования зависит не только от всех вышеназванных условий, но и от подбора кадров, их квалификации и субъективных качеств.

Выводы.

Таким образом, для того, чтобы единая транспортная система могла развиваться и отвечать требованиям общественного производства и национальной безопасности, необходимо стремится к достижению мировых стандартов транспортного обслуживания, высокой экономической и топливной эффективности транспорта, к обеспечению требований экологии и безопасности движения. Для этого следует: совершенствовать инфраструктуру (для предоставления всего комплекса транспортных услуг необходимого качества), управление (регулирование системы), экономические отношения, тарифную политику (обеспечить стабильность тарифов, их гибкость и прогнозируемость, достаточный уровень рентабельности для обеспечения экономических интересов государства, потребителей транспортных услуг и транспортных предприятий); создать правовую базу транспортной деятельности (обеспечить этим разграничение функций регулирования деятельности предприятий транспорта между различными уровнями власти, правовую защиту механизмов регулируемого рынка, установить условия и нормативы охраны окружающей среды и т.п.) и обеспечить контроль за соблюдением законодательства, создать условия для привлечения инвестиций.

Следовательно, единство транспортной системы страны и ее дальнейшее развитие во многом зависят от совершенствования как системы в целом, так и входящих в нее видов транспорта и их взаимодействия.


Список использованной литературы


1. Дикань В.Л. Єдина транспортна система: навчальний посібник / Дикань В.Л., Соболєв Ю.В. Дейнека О.Г., Писаревський І.М., - Х.: ООО "Олант", 2002. - 288 с.
2. Повышение эффективности функционирования естественных монополий в условиях рынка (по материалам железнодорожного транспорта): монографія. / Данько М.І., Дикань В.Л., Шраменко О.В. - Х.: УкрДАЗТ, 2010. - 168 с.
3. Забезпечення конкурентоспроможності промислових підприємств в умовах міжнародних транспортних коридорів : монографія. / Данько М.І., Дикань В.Л., Якименко Н.В. - Х.: УкрДАЗТ, 2008. - 170 с.
4. Економіка міжнародних транспортних перевезень : підручник / Данько М.І., Дикань В.Л., Дейнека О.Г., Позднякова Л.О., Юрченко Ю.М. - Харків ЧП Чиженко "ОЛАНТ", 2004.
5. Дикань В.Л. Актуальность улучшения системы комбинированных перевозок в международной транспортной сети // Вісник економіки транспорту і промисловості. Збір наук. праць - Харків, УкрДАЗТ. - 2006. - №13 . - С. 13. 6 Дикань В.Л. Промислово-фінансова інтеграція в умовах МТК / Дикань В.Л., Якименко Н.В. // Вісник економіки транспорту і промисловості. Збір наук. праць - Харків, УкрДАЗТ. - 2007. - № 19-20.
7. Дикань В.Л. Розвиток національної транзитної мережі та її інтеграція в міжнародну транспорту систему // Вісник економіки транспорту і промисловості. Збір наук. праць - Харків, УкрДАЗТ. - 2008. - № 24.
8. Дикань В.Л. Модель інноваційного коглометату, як інструмент забезпечення конкурентоспроможності національної мережі МТК / Дикань В.Л., Толстова А.В. // Вісник економіки транспорту і промисловості. Збір наук. праць – Харків, УкрДАЗТ, 2010 № 31. – С. 12-17
9. Дикань В.Л. Основи логістичної інтеграції при формуванні логістичних систем / Дикань В.Л., Панчишин Я.М. // Вісник економіки транспорту і промисловості. Збір наук. праць - Харків, УкрДАЗТ. - 2009. - № 26.
10. Ковалев Д.И. Проблемы единой транспортной системы Украины // Вестник экономики транспорта и промышленности – 2006. − № 14. – С. 21–22
11. Шинкаренко В.Г. Управление единой транспортной системой Украины Украины // Вестник экономики транспорта и промышленности – 2006. – №14. – С. 26-28.